Информина
2020 – год Памяти и Славы
Все для фронта, все для победы! — эти слова стали девизом жизни и работы советских людей во время Великой Отечественной войны. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать в смертельной схватке с врагом. предлагаем вам экскурсию по книге -альбому Натальи Синельниковой “10 картин о войне “
Люди всех профессий внесли свой вклад в общее дело сопротивления врагу. Живопись, как самая наглядная форма отражения мира и творческого отношения к нему стала настоящим рубежом обороны. Советские художники приняли вызов агрессора и ответили на него ”оружием”, которым владеет творческая личность.
Часть художников ушла на фронт, кто-то попал в партизанские отряды или нашел свое место в народном ополчении. Те, кто оставался в тылу, использовали свое искусство как оружие – очень опасное и действенное. А многие молодые художники обороняли Москву и освобождали Сталинград, форсировали Вислу и Эльбу, брали штурмом Берлин. И самые яркие впечатления военной жизни переносили на холст.
В книге-альбоме Синельниковой Н. “10 картин о войне” перед глазами современника предстает картинная галерея лучших произведений отечественных художников на тему войны.
Картина “Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года”
Эта картина рассказывает об одном из драматических моментов Великой Отечественной войны — параде советских войск на Красной площади в Москве.
Поздняя осень, уже выпал снег. Под сумрачным небом, покрытым низкими облаками, проходят солдаты. Их стройные четкие ряды в почти пустынном, почти черно-белом пространстве создают ощущение острой тревоги. Прямо с парада эти воины идут в бой, для многих последний: почти все погибнут, обороняя столицу.
Решающее сражение под Москвой было яростным и ожесточенным. Советские войска потеряли более 900 тысяч человек… . Но впервые мощная германская группировка потерпела крупное поражение.
Уже на следующий день после парада 66- летний художник Константин Юон начал писать полотно о том, как с Красной площади уходили в бой солдаты. Закончил эту картину он в 1942 году.
***
Константин Федорович Юон (1875-1958) – русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник и теоретик искусства. Родился в Москве, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавал, оформлял театральные спектакли. Умер Константин Юон в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.
***
Картина “Защитники Брестской крепости”
В 1951 году Петр Кривоногов написал картину “Защитники Брестской крепости “.
В то время о подвиге пограничного гарнизона знали очень немногие. Война закончилась совсем недавно, многие города лежали в руинах, на войне погибло огромное количество наших сограждан, и среди них было очень много настоящих героев. Брестская крепость 22 июня первой приняла на себя удар. На уничтожение этого гарнизона гитлеровское командование запланировало 30 минут. Крепость держалась почти месяц.
Сражаясь и погибая, воины писали на стенах: “ Умрем, но из крепости не уйдем “, “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина “. Под последней надписью дата 20 июня 1941 года.
Гитлеровцы вошли в стены крепости только после того, как там остались лишь тяжелораненые.
Художник изобразил самый острый момент боя: оставшиеся в живых пограничники поднимаются в контратаку на темную массу фашистов.
***
Петр Александрович Кривоногов (1910 — 1967) – советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР, награжденный орденом Красной Звезды и боевыми медалями. Закончил с отличием институт живописи, скульптуры и архитектуры всероссийской Академии художеств. В 1940 году был зачислен в красноармейскую студию имени М. Б. Грекова.
Великую Отечественную войну прошел в действующих войсках от Москвы до Берлина.
***
Картина “Александр Невский”
В тяжелые времена войны часть живописцев обратилась к истории России в поисках образов великих полководцев и торжества русского оружия, которые могли бы поддержать моральный дух народа и его надежду на победу.
В 1942 году Корин создал самое знаменитое свое произведение триптих, посвященный Александру Невскому – великому русскому князю, причисленному к лику святых на защиту русских земель от захватчиков.
Позже Павел Корин рассказывал: “Я писал его в суровые годы войны, писал непокоренный русский дух нашего народа, который “в судный час своего бытия “ встал во весь свой гигантский рост”.
В самый разгар войны тысячи открыток с картиной Корина разошлись по стране. Матери и жены бойцов вкладывали их в письма и отсылали на фронт.
Когда был освобожден Новгород, при въезде в город первым делом установили огромный щит с изображением Александра Невского и его девизом, навсегда ставшим грозным предостережением врагам нашей страны: “Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!“
***
Корин Павел Дмитриевич (1892 — 1967) – русский советский художник. Родился в Палехе в семье иконописца. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1932 — 1959 годах Корин руководил реставрационными мастерскими музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
***
Окна ТАСС
Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники — плакатисты.
В “Окнах ТАСС “ работали более 130 художников и 80 поэтов (Д. Бедный, С. Маршак, М. Кутузов), в том числе знаменитое трио сатириков Кукрыниксы.
Во время Великой Отечественной войны между двумя армиями шла мощнейшая идеологическая борьба. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) сразу же приступило к выпуску агитационных политических плакатов.
Доходчивые, с краткими запоминающимися текстами — они не только бичевали фашизм, но и морально поддерживали советских солдат.
Такие плакаты, как “Родина-мать зовет! “ (И. Тоидзе) и многие другие, становились настоящим оружием против захватчиков.
“Беспощадно разгромим и уничтожим врага! “ — первый военный плакат Кукрыниксов, созданный в 1941 году — в самые первые дни войны.
Кукрыниксы – творческий коллектив, в который входили народные художники СССР Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Их общий псевдоним составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова и имени и фамилии Соколова.
Каждую неделю они выпускали новый плакат, посвященный событиям войны. Их с нетерпением ждали на фронте и в тылу, на оккупированной территории и партизанских отрядах. Гитлер лично обещал расправиться с Кукрыниксами.
Всего за время войны было выпущено 1250 плакатов, которые стали художественной летописью Великой Отечественной войны.
***
Картина “Оборона Севастополя”
В феврале 1942 года русский художник А. Дейнека отправился в район боевых действий и своими глазами увидел следы тяжелых сражений, зияющие воронки от бомб и снарядов на улицах городов. Сделанные им карандашные наброски легли в основу большой картины “Оборона Севастополя “, которая стала настоящим гимном защитникам города.
Полотно не документальное, оно не воспроизводит боевой эпизод, но является символом непримиримой схватки: на руинах горящего города столкнулись две силы – богатырские фигуры советских моряков и темная, безликая масса захватчиков. Художник показывает ожесточенный бой на городской набережной, в котором советские моряки дают яростный отпор наступающему врагу. Композиция картины построена так, что зрители будто ощущают себя непосредственными участниками сражения.
Схватка светлого и темного, добра и зла передана в картине цветом: белые одежды защитников пронзительно выделяются на темном фоне пожарищ, а темные фигуры немцев выглядят еще более мрачными на белых плитах севастопольской набережной.
***
Александр Александрович Дейнека (1899 — 1969) — советский живописец, иллюстратор, скульптор. Родился в Курске, окончил Харьковское художественное училище. Кроме картин создал ряд прекрасных мозаик для Московского университета, Дворца съездов и станций Московского метро “Маяковская” и “Новокузнецкая“.
***
Так случилось – мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон –
Растворились в дорожной пыли.
В. С. Высоцкий
***
Картина “Фашист пролетел”
Во время войны русский художник Аркадий Пластов жил и работал в родном селе Прислониха Ульяновской области. В 1942 году Пластов написал картину “Фашист пролетел“, ставшую одним из печальных символов Великой Отечественной войны…
Казалось бы обычный пейзаж, осень в средней полосе России. Но, приглядевшись, понимаешь: нет здесь мира. Этот пейзаж исполнен трагедии. На переднем плане – расстрелянный на бегу пастушок. Рядом отчаянно воет осиротевшая собака. В глубине переднего плана — убитые коровы. И далеко в небе виден улетающий немецкий самолет. На фоне мирной природы особенно жестоким выглядит совершенное фашистами бессмысленное преступление. Печальная красота осени – словно реквием по трагической гибели подростка.
Очевидцы рассказывали, что на выставке “Великая Отечественная война в искусстве“ в 1942 году зрители буквально застывали перед этой картиной. А в 1943 году она была показана на Тегеранской конференции и буквально потрясла президентов Великобритании и США Черчилля и Рузвельта.
***
Александр Александрович Пластов (1893 — 1972) – советский живописец. Родился в маленьком селе Симбирской губернии, но стал одним из самых знаменитых художников России ХХ века, внук иконописца. Окончил духовное училище живописи и семинарию, затем — Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Писал портреты, пейзажи, жанровые картины, а свои самые яркие произведения создал с 1941 по 1945 год. В картинах этого времени художник отразил испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны.
***
Картина “Солдаты-отцы”
В 1943 году русский художник Борис Неменский оказался в городе Великие Луки, только что освобожденном от фашистских захватчиков. В своей книге “Доверие” много позже он писал: “Город стоял как памятник человеческому варварству. То, что создавалось поколениями, походя, в несколько дней было уничтожено, стерто с лица земли. Неожиданно наши бойцы нашли маленькую, замерзшую и голодную девочку. Ее нашли одну, в пустом, вымершем доме, на вымершей улице, в уничтоженном городе. Что произошло на ее глазах? Какие ужасы она испытала? “ Чудом уцелевшая девочка почти потеряла речь, не могла даже плакать.
…На фоне городских руин и выжженной земли, под тяжелым грозовым небом, в плотном кольце русских солдат, под их защитой – маленькая, печальная, еле живая девочка, одна их жертв чудовищной войны. Ее фигурка излучает золотистое сияние, и этот огонек спасенной человеческой жизни освещает лица бойцов, согревает их сердца и добавляет им сил для продолжения борьбы за родную землю.
***
Борис Михайлович Неменский (родился в 1922) –народный художник России, участник Великой Отечественной войны. Родился в Москве. Окончил художественное училище. Во время войны был зачислен в студию военных художников имени М. Б. Грекова . Грековцы отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в самом пекле войны. После Победы окончил художественный институт имени Сурикова. Имеет множество государственных наград и премий. Разработал собственную методику преподавания искусства. Профессор художественного факультета ВГИКА.
***
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет. – Повезло.
К. М. Симонов
Картина “Письмо с фронта”
Картина “Письмо с фронта “ была написана художником Александром Лактионовым в конце войны. Однажды на улице он увидел вернувшегося с фронта солдата: рука его была на перевязи, при ходьбе он опирался на палку. Солдат искал дом своего сослуживца, чтобы передать весточку его родным. Художник помог воину и невольно стал свидетелем радостной сцены. Этот эпизод – семья получает долгожданное письмо – лег в основу большой картины, которую Лактионов писал два года.
На картине Лактионова мы видим крыльцо старого дома с рассохшимися, провалившимися полами. Мужчины на войне, женщины вместо них работают на полях, в кузнице, на ферме. Солнце ярко освещает мальчугана, читающего письмо, и все улыбаются. И мы понимаем, что в письме добрые вести.
Мастерство художника позволяет зрителям ощутить светлую радость происходящего. Яркий солнечный свет словно предвещает скорую победу и создает праздничное настроение. Картина привлекает душевной теплотой.
***
Лактионов Александр Иванович (1910 — 1972) – русский советский живописец и график. Родился в Ростове — на — Дону. Окончил Ленинградскую Академию художеств. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры и Московском Государственном заочном педагогическом институте. Писал жанровые картины, портреты и пейзажи.
***
Картина “Капитуляция фашистских войск в Берлине”
2 мая 1945 года. Идет 1411-й день войны. Накануне советские войска взяли Рейхстаг, но остатки берлинского гарнизона продолжали сопротивляться. Приходилось брать штурмом буквально каждую улицу.
Наконец комендант Берлина генерал Вейдлинг, сам сложил оружие и гарнизону приказал капитулировать. Немецкие войска стали массово сдаваться в плен.
Немцы сдавали оружие до позднего вечера. На ратушной площади были в беспорядке свалены автоматы, винтовки, пулеметы. Трагический сплав победы и поражения, торжества и расплаты.
***
Картина “Победа”
Символом победы Красной армии стало взятие Рейхстага – здания германского парламента в Берлине.
В здании пожар, к небу поднимаются клубы дыма, на колоннах и ступенях следы пуль и осколков… . И на этом фоне изображены ликующие советские воины, воины-победители.
***
Помним. Гордимся, Чтим!
При подготовке использовались материалы из фонда Библиотечно-информационного центра имени И. С. Тургенева.