Неповторимый сын России, её мыслитель и поэт

Литературно-поэтическая гостиная к 200-летию Н.А. Некрасова

10 декабря 2021 года исполняется 200 лет Николаю Алексеевичу Некрасову.

Иван Крамской
Портрет Николая Некрасова

Некрасов, биография которого полна интересных и неожиданных поворотов, прославился как русский поэт-демократ, певец нелегкой женской судьбы.

«Русские женщины», «Дед Мазай и зайцы», «Мороз Красный нос» — эти стихи Некрасова знает каждый школьник. Лирик, певец народного горя, поэт, поклонявшийся женщине — матери, труженице и защитнице, — таким был Николай Алексеевич Некрасов. Он оставил заметный след в развитии русской литературы XIX века — прославился как лирик, драматург и публицист. Под его руководством приобрел весомое общественное и литературное значение журнал «Современник» (Некрасов был владельцем издания), вошли в период расцвета «Отечественные записки». Однако путь к известности и славе был непростым.

В 1817 году блистательная красавица, наследница древнего литовско-польского рода Закревских Елена Андреевна без разрешения именитых родителей вышла замуж за поручика Алексея Некрасова. Этот брак был явным мезальянсом, поскольку ни знатностью, ни богатством ярославский помещик не мог сравниться с именитыми Закревскими. Несмотря на это, Елена Андреевна выходит замуж и поселяется в Немирове (Винницкая область, Украина), где в это время стоял полк мужа. Здесь через четыре года после венчания Закревской с Некрасовым (в 1821 году) на свет появился сын Николай. Вскоре молодая семья перебирается в Ярославскую губернию, в поместье Грешнево, где и проходят детские годы будущего поэта.

Дом в Грешнево

Отец Некрасова унаследовал не лучшие черты характера от своих предков. Игрок и мот, любитель женщин, он очень быстро спустил все деньги, проиграл имение в Ярославской губернии и служил исправником. Часто, уезжая по делам службы, брал с собой Николая. Тот был поражен бедностью крестьян, их бесправностью, высокой смертностью. Это и сформировало впоследствии особое отношение Некрасова-поэта к судьбе народа, что отразилось на тематике его произведений.

Второе впечатление детства Николая — издевательства отца над матерью, кротость, с которой она терпела его деспотический нрав и несдержанный характер. Мать стала символом страдания, благородства и великодушия. В будущем лирик возвысил женщину, сделав ее воплощением любви и духовной силы, страдалицей и жертвой беззакония и бесчинства.

Системное образование Николай Алексеевич получил в гимназии. Правда, проучился не обязательные восемь, а всего лишь пять лет. Тяга к знаниям у мальчика отсутствовала напрочь, более всего его привлекало творчество. На гимназической лаве рождаются первые стихотворные произведения Некрасова.

Отец, видевший в сыне бравого офицера, после гимназии отправил юношу в Петербург в дворянский полк. Однако Николай ослушался Алексея Сергеевича и сделал попытку покорить приемную комиссию Петербургского университета. Она была неудачной: Некрасов стал вольным слушателем отделения филологии. Лишенный материальной поддержки отца, он искал подработки, прозябал в бедности.

Тяжелые времена отступили, когда в 1840 году Некрасов начал сотрудничать с Александринским театром, занялся журналистикой, стал писать рецензии и критические статьи в «Литературную газету». Благодаря небольшим заработкам Николаю Алексеевичу удалось опубликовать первый сборник стихов. «Мечты и звуки» — так называлось первое издание, куда включил Некрасов стихи, написанные в студенческие годы.

Сборник не произвел впечатления на критиков. Поэт был разочарован и подавлен. Подобно Гоголю, он практически полностью уничтожил первое издание своих стихов. В дальнейшем Некрасов решает заняться прозой. На ту пору в моде были рассказы о разночинцах, о девушках, обманутых дворянами-богачами, о падении нравов среди молодых дворян. «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» — одно из таких успешных произведений автора. Его отметил в выступлении именитый и влиятельный критик Белинский. Он позитивно отозвался о реалистических поисках литературного неофита, что вселило уверенность в молодое дарование.

Редколлегия «Современника» -И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев

Вскоре писатель переключается на издательскую деятельность. Он выкупает детище Пушкина — «Современник» — и прикладывает титанические усилия, чтобы сделать его успешным. Журнал переживает второй расцвет: на его страницах появляются произведения Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Тургенева, Огарева, Герцена, Белинского, Толстого. Некрасову удалось защитить журнал от натиска цензуры, пережить драматический раскол в середине авторского коллектива.

В период перед реформой в государстве максимально обострилось социальное противостояние. Крестьянские бунты, растущее среди масс недовольство подтолкнули Некрасова к написанию «Железной дороги», поэмы «Поэт и гражданин». Так он выразил свою приверженность грядущим социальным переменам.

Это стало причиной репрессивных мер, принятых в адрес его журнала и его самого: за Некрасовым устанавливают жандармский надзор, а издание закрывают. Поэт не сдается: в его руках оказываются «Отечественные записки». В 1870-х гг. происходит поворот Некрасова к сатире. Он пишет памфлеты, острые сатирические статьи. Чтобы не навлечь беды на действующее издание, по инициативе поэта учреждается дополнение к журналу. «Свисток» стал платформой для сатирических выступлений прогрессивных писателей.

Кардинальные изменения в жизни Некрасова произошли по его собственной вине. Боясь того, что издания, которыми он руководил, закроют, на заседании Английского клуба поэт зачитывает хвалебную оду, посвященную душителю революционного движения генералу Муравьеву. Этот поступок кардинально изменил отношение общества к писателю. Его презирали, с ним отказывались сотрудничать, общаться. В таком положении Некрасов пребывал до конца своих дней.

Несмотря на это, поэт не прекращал активной социальной деятельности. В 1861 году он откликается на отмену крепостничества поэмой «Кому на Руси жить хорошо», в которой поставил вопрос о том, стали ли крестьяне счастливее. Два года перед кончиной в 1877 году были для Николая Алексеевича мучительными. Онкологическое заболевание приковало его к постели. Однако поэт не прекращал писать: он создает социально острые стихотворения, пишет фольклорные стилизации. Уход поэта из жизни стал тяжелой утратой для революционно настроенной интеллигенции.

Произведения Н.А. Некрасова трогают за самые чувствительные струны души: любовь, сострадание, сочувствие, сопереживание, умение видеть красоту и радоваться ей. Стихи Николая Алексеевича, как никакие другие, помогают развитию эмоционального интеллекта, учат сопереживать и сострадать. Ведь и сам Некрасов писал: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией».

Предлагаем послушать стихи Николая Алексеевича Некрасова в исполнении читателей библиотеки – посетителей Центра социального обеспечения населения Пролетарского района: Риммы Федоровны Борисовой, Аллы Александровны Скороходовой, Веры Прокофьевны Астапенко, Татьяны Михайловны Ткачевой, Надежды Павловны Агаповой, Эльвиры Николаевны Недоморацковой.

Т.М. Ткачева «Свобода»

Р.Ф. Борисова «Русские женщины»

Н.П. Агапова «Праздник жизни – молодости годы…»

Э.Н. Недоморацкова «Славная осень»

А.А. Скороходова «Прости»

Р.Ф. Борисова «Вчерашний день, часу в шестом…»

В.П. Астапенко «Как ты кротка, как ты послушна…»

А.А. Скороходова «Я не люблю иронии твоей…»