Картины огненных лет

Информина

2020 – год Памяти и Славы

Все для фронта, все для победы! — эти слова стали девизом жизни и работы советских людей во время Великой Отечественной войны. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать в смертельной схватке с врагом. предлагаем вам экскурсию по книге -альбому Натальи Синельниковой   “10 картин о войне

   Люди всех профессий внесли свой вклад в общее дело сопротивления врагу. Живопись, как самая наглядная форма отражения мира и творческого отношения к нему стала настоящим рубежом обороны.  Советские художники приняли вызов агрессора и ответили на него ”оружием”, которым владеет творческая личность.

   Часть художников ушла на фронт, кто-то попал в партизанские отряды или  нашел свое место в народном ополчении. Те, кто оставался в тылу, использовали свое искусство как оружие – очень опасное и действенное. А многие молодые художники обороняли Москву и освобождали Сталинград, форсировали Вислу и Эльбу, брали штурмом Берлин. И самые яркие впечатления военной жизни переносили на холст.

   В книге-альбоме Синельниковой Н. “10 картин о войне” перед глазами современника предстает картинная галерея лучших произведений отечественных художников на тему войны.

Картина  “Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года”

Константин Федорович Юон. Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года.1942 г. Холст, масло. 84 х 116 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

  Эта картина рассказывает об одном из  драматических моментов Великой Отечественной войны — параде советских войск на Красной площади в Москве.

Поздняя осень, уже выпал снег. Под сумрачным небом, покрытым низкими облаками, проходят солдаты. Их стройные четкие ряды в почти пустынном, почти черно-белом пространстве создают ощущение острой тревоги. Прямо с парада эти воины идут в бой, для многих последний: почти все погибнут, обороняя столицу.

Решающее сражение под Москвой было яростным и ожесточенным. Советские войска потеряли более 900 тысяч человек… . Но впервые мощная германская группировка потерпела крупное поражение.

   Уже на следующий день после парада 66- летний художник Константин Юон начал писать полотно о том, как с Красной площади уходили в бой солдаты. Закончил эту картину он в 1942 году.

***

Константин Федорович Юон (1875-1958) – русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник и теоретик искусства. Родился в Москве, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавал, оформлял театральные спектакли. Умер Константин Юон в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

***

 Картина “Защитники Брестской крепости”

Петр Александрович Кривоногов. Защитники Брестской крепости 1951 г. Холст, масло. 250 х 460 см. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва.

   В 1951 году Петр Кривоногов написал картину “Защитники Брестской крепости “.

В то время о подвиге пограничного гарнизона знали очень немногие. Война закончилась совсем недавно, многие города лежали в руинах, на войне погибло огромное количество наших сограждан, и среди них было очень много настоящих героев. Брестская крепость 22 июня  первой приняла на себя удар. На уничтожение этого гарнизона гитлеровское командование запланировало 30 минут. Крепость держалась почти месяц.

Сражаясь и погибая, воины писали на стенах: “ Умрем, но из крепости не уйдем “,  “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина “. Под последней надписью дата 20 июня 1941 года.

 Гитлеровцы вошли в стены крепости только после того, как там остались лишь тяжелораненые.

 Художник изобразил самый острый момент боя: оставшиеся в живых пограничники поднимаются в контратаку на темную массу фашистов.

***

Петр Александрович Кривоногов (1910 — 1967) – советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР, награжденный орденом Красной Звезды и боевыми медалями. Закончил с отличием институт живописи, скульптуры и архитектуры всероссийской Академии художеств. В 1940 году был зачислен в красноармейскую студию имени М. Б. Грекова.

Великую Отечественную войну прошел в действующих войсках от Москвы до Берлина.

***

Картина “Александр Невский”

Павел Дмитриевич Корин. Александр Невский  1942 г. Холст, масло. 275 х 142 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В тяжелые времена войны часть живописцев обратилась к истории России в поисках образов великих полководцев и торжества русского оружия, которые могли бы поддержать моральный дух народа и его надежду на победу.

    В 1942 году Корин создал самое знаменитое свое произведение триптих, посвященный Александру Невскому – великому русскому князю, причисленному к лику святых на защиту русских земель от захватчиков.

Позже Павел Корин рассказывал: “Я писал его в суровые годы войны, писал непокоренный русский дух нашего народа, который “в судный час своего бытия “ встал во весь свой гигантский  рост”.

В самый разгар войны тысячи открыток с картиной Корина разошлись по стране. Матери и жены бойцов вкладывали их в письма и отсылали на фронт.

   Когда был освобожден Новгород, при въезде в город первым делом установили огромный щит с изображением Александра Невского и его девизом, навсегда ставшим грозным предостережением врагам нашей страны: “Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!“

***

Корин Павел Дмитриевич (1892 — 1967) – русский советский художник. Родился в Палехе в семье иконописца. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1932 —  1959 годах Корин  руководил реставрационными мастерскими музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

***

Окна ТАСС

    Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники — плакатисты.

В “Окнах ТАСС “ работали более 130 художников и 80 поэтов (Д. Бедный, С. Маршак, М. Кутузов), в том числе знаменитое трио сатириков Кукрыниксы.

Во время Великой Отечественной войны между двумя армиями шла мощнейшая идеологическая борьба. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) сразу же приступило к выпуску агитационных политических плакатов.

Доходчивые, с краткими запоминающимися текстами — они не только бичевали фашизм, но и морально поддерживали советских солдат.

Такие плакаты, как “Родина-мать зовет! “ (И. Тоидзе) и многие другие, становились настоящим оружием против захватчиков.

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 80

“Беспощадно разгромим и уничтожим врага! “ — первый военный плакат Кукрыниксов, созданный в 1941 году —  в самые первые дни войны.

Кукрыниксы – творческий коллектив, в который входили народные художники СССР Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Их общий псевдоним составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова и имени и фамилии Соколова.

   Каждую неделю они выпускали новый плакат, посвященный событиям войны. Их с нетерпением ждали на фронте и в тылу, на оккупированной территории и партизанских отрядах. Гитлер лично обещал расправиться с Кукрыниксами.

   Всего за время войны было выпущено 1250 плакатов, которые стали   художественной летописью Великой Отечественной войны.

***

Картина Оборона Севастополя

1942 Оборона Севастополя Александр Александрович Дейнека. Оборона Севастополя. 1942 г. Холст, масло. 200 х 400 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    В феврале 1942 года русский художник А. Дейнека отправился в район боевых действий и своими глазами увидел следы тяжелых сражений, зияющие воронки от бомб и снарядов на улицах городов. Сделанные им карандашные наброски легли в основу большой картины “Оборона Севастополя “, которая стала настоящим гимном защитникам города.

   Полотно не документальное, оно не воспроизводит боевой эпизод, но является символом непримиримой схватки: на руинах горящего города столкнулись две силы – богатырские фигуры советских моряков и темная, безликая масса захватчиков. Художник показывает ожесточенный бой на городской набережной, в котором советские моряки дают яростный отпор наступающему врагу. Композиция картины построена так, что зрители будто ощущают себя непосредственными участниками сражения.

Схватка светлого и темного, добра и зла передана в картине цветом: белые одежды защитников пронзительно выделяются на темном фоне пожарищ, а темные фигуры немцев выглядят еще более мрачными на белых плитах севастопольской набережной.

***

Александр Александрович Дейнека (1899 — 1969) — советский живописец, иллюстратор, скульптор. Родился в Курске, окончил Харьковское художественное училище. Кроме картин создал ряд прекрасных мозаик для Московского университета, Дворца съездов и станций Московского метро “Маяковская”  и “Новокузнецкая“.

***

         Так случилось – мужчины ушли,

  Побросали посевы до срока.

          Вот их больше не видно из окон –

        Растворились в дорожной пыли.

                                                  В. С. Высоцкий

***

Картина Фашист пролетел

Аркадий Александрович Пластов. Фашист пролетел 1942 г. Холст, масло. 138 х 185 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

   Во время войны русский художник Аркадий Пластов жил и работал в родном селе Прислониха Ульяновской области. В 1942 году Пластов написал картину “Фашист пролетел“, ставшую одним из печальных символов Великой Отечественной войны…

  Казалось бы обычный пейзаж, осень в средней полосе России. Но, приглядевшись, понимаешь: нет здесь мира. Этот пейзаж исполнен трагедии. На переднем плане – расстрелянный на бегу пастушок. Рядом отчаянно воет осиротевшая собака. В глубине переднего плана — убитые коровы. И далеко в небе виден улетающий немецкий самолет. На фоне мирной  природы особенно жестоким выглядит совершенное фашистами бессмысленное преступление. Печальная красота осени – словно реквием по трагической гибели подростка.

Очевидцы рассказывали, что на выставке “Великая Отечественная война в искусстве“ в 1942 году зрители буквально застывали перед этой картиной. А в 1943 году она была показана на Тегеранской конференции и буквально потрясла президентов Великобритании и США Черчилля и Рузвельта.

***

Александр Александрович Пластов (1893 — 1972) – советский живописец. Родился в маленьком селе Симбирской губернии, но стал одним из самых знаменитых художников России ХХ века, внук иконописца. Окончил духовное училище живописи и семинарию, затем  —  Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Писал портреты, пейзажи, жанровые картины, а свои самые яркие произведения создал с 1941 по 1945 год. В картинах этого времени художник отразил испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны.

***

Картина Солдаты-отцы

Борис Михайлович Неменский. Солдаты-отцы.1971 г. Холст, масло. 169 х 152 см. Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

   В 1943 году русский художник Борис Неменский оказался в городе Великие Луки, только что освобожденном от фашистских захватчиков. В своей книге “Доверие” много позже он писал: “Город стоял как памятник человеческому варварству. То, что создавалось поколениями, походя, в несколько дней было уничтожено, стерто с лица земли. Неожиданно наши бойцы нашли маленькую, замерзшую и голодную девочку. Ее нашли одну, в пустом, вымершем доме, на вымершей улице, в уничтоженном городе. Что произошло на ее глазах? Какие ужасы она испытала? “ Чудом уцелевшая девочка почти потеряла речь, не могла даже плакать.

…На фоне городских руин и выжженной земли, под тяжелым грозовым небом, в плотном кольце русских солдат, под их защитой – маленькая, печальная, еле живая девочка, одна их жертв чудовищной войны. Ее фигурка излучает золотистое сияние, и этот огонек спасенной человеческой жизни освещает лица бойцов, согревает их сердца и добавляет им сил для продолжения борьбы за родную землю.

***

Борис Михайлович Неменский (родился в 1922) –народный художник России, участник Великой Отечественной войны. Родился в Москве. Окончил художественное училище. Во время войны был зачислен в студию военных художников имени М. Б. Грекова . Грековцы отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в самом пекле войны. После Победы окончил художественный институт имени Сурикова. Имеет множество государственных наград и премий. Разработал собственную методику преподавания искусства. Профессор художественного факультета ВГИКА.

***

  Жди меня, и я вернусь,

  Всем смертям назло.

 Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет. – Повезло.

                                               К. М. Симонов

 Картина “Письмо с фронта”

Александр Иванович Лактионов. Письмо с фронта. 1947 г. Холст, масло. 225 х 155 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

   Картина “Письмо с фронта “  была написана художником Александром Лактионовым в конце войны. Однажды на улице он увидел вернувшегося с фронта солдата: рука его была на перевязи, при ходьбе он опирался на палку. Солдат искал дом своего сослуживца, чтобы передать весточку его родным. Художник помог воину и невольно стал свидетелем радостной сцены. Этот эпизод – семья получает долгожданное письмо – лег в основу большой картины, которую Лактионов писал два года.

На картине Лактионова мы видим крыльцо старого дома с рассохшимися, провалившимися полами. Мужчины на войне, женщины вместо них работают на полях, в кузнице, на ферме. Солнце ярко освещает мальчугана, читающего письмо, и все улыбаются. И мы понимаем, что в письме добрые вести.

Мастерство художника позволяет зрителям ощутить светлую радость происходящего. Яркий солнечный свет словно предвещает скорую победу и создает праздничное настроение. Картина привлекает душевной теплотой.

***

Лактионов Александр Иванович (1910 — 1972) – русский советский живописец и график. Родился в Ростове — на — Дону. Окончил Ленинградскую Академию художеств. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры и Московском Государственном заочном педагогическом институте. Писал жанровые картины, портреты и пейзажи.

***

Картина “Капитуляция фашистских войск в Берлине”

Петр Александрович Кривоногов. Капитуляция фашистских войск в Берлине.1946 г. Холст, масло. 301 х 248 см. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва.

    2 мая 1945 года. Идет 1411-й день войны. Накануне советские войска взяли Рейхстаг, но остатки берлинского гарнизона продолжали сопротивляться. Приходилось брать штурмом буквально каждую улицу.

   Наконец комендант Берлина генерал Вейдлинг, сам сложил оружие и гарнизону приказал капитулировать. Немецкие войска стали массово сдаваться в плен.

Немцы сдавали оружие до позднего вечера. На ратушной площади были в беспорядке свалены автоматы, винтовки, пулеметы. Трагический сплав победы и поражения, торжества и расплаты.

***

Картина “Победа”

Петр Александрович Кривоногов. Победа. 1948 г. Холст, масло. 242х389 см. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва.

   Символом победы Красной армии стало взятие Рейхстага – здания германского парламента в Берлине.

 В здании пожар, к небу поднимаются клубы дыма, на колоннах и ступенях следы пуль и осколков… .  И на этом фоне изображены ликующие советские воины, воины-победители.

***

Помним. Гордимся, Чтим!

При подготовке использовались  материалы из фонда Библиотечно-информационного центра имени И. С. Тургенева.