Виртуально-художественная галерея «На пути к импрессионизму»

Его называют «французским Гойей», величайшей художественной индивидуальностью эпохи и вождем нового поколения художников. В истории искусства можно насчитать совсем немного революций, подобных той, которую совершил он – с его появлением время разделилось на «до Мане» и «после Мане».

Прежде чем рассказать о творческом пути художника, приглашаем вас совершить виртуальную экскурсию по работам художника Эдуарда Мане, посмотрев электронную презентацию.

Эдуард Мане появился на свет в Париже 23 января 1832 г. в семье состоятельного буржуа, юриста по профессии. Мать будущего художника, тоже из весьма зажиточной семьи, воспитывала троих сыновей – Эдуард был старшим.

В 7 лет родители отдали мальчика в пансион, а в 12 лет – в коллеж. Успехами в учебе Эдуард похвастаться не мог, у него было лишь 2 любимых предмета – гимнастика и рисунок. Когда он объявил отцу, что хочет стать художником, в доме разразился скандал. Был найден компромисс: если путь к живописи для Эдуарда закрыт, он станет моряком. Увы, экзамен в мореходное училище он завалил, однако отцу удалось записать сына участником рейса за экватор на паруснике «Гавр и Гваделупа».

После 2 месяцев в море судно встало на якорь в порту Рио-де-Жанейро. Незабываемое впечатление на Эдуарда произвел карнавал в Рио. Особенно поразили его темнокожие женщины. Именно с одной из них Эдуард познал первую любовь. Побывал он и в девственных джунглях Тижука, с восторгом разглядывая порхающих колибри, орхидеи и лианы. Однако в густой траве прятались ядовитые змеи. Одна из них укусила Эдуарда в левую ногу, которая ужасно распухла. К счастью, все обошлось.

За время морского путешествия юноша все обдумал. Пусть отец не сердится: профессия художника — его призвание.

Становление живописца

В январе 1850 года Мане поступает в мастерскую популярного живописца Тома Кутюра. Эдуард счастлив. Он целиком посвящает себя искусству. После занятий в ателье, как в былые времена, он посещает Лувр и восхищается итальянской живописью, изучает полотна Тициана и Тинторетто. Несколько раз в неделю в квартиру на улице Птиз-Огюстен приходит белокурая девушка с бледной светящейся кожей, крепким телом и быстрыми руками, проворно перебирающими клавиши фортепиано — Сюзанна Ленхоф, двадцатилетняя пианистка, учит Мане и его брата Эжена музыке. Между юношей и девушкой вспыхивают чувства. По вечерам Мане спешит на свидание в небольшую квартирку Сюзанны. В остальное время визуальное наслаждение Мане доставляют краски и формы. Он погружается в мир фактуры и цвета, стремится запечатлеть в своих работах жизнь и движение.

Но эпоха Мане предпочитает омертвевшую живопись, подчиненную условностям и стандартам. Нужно писать не то, что видишь, а то, что следует видеть — таков безжалостный закон академического искусства. Мане становится все более независим от современных канонов, сомневается в художественном образовании: «Все смехотворно. Свет фальшив, тени фальшивы. В ателье мне кажется, будто я в могиле». Он начинает борьбу за собственное понимание искусства — убеждает натурщиков принимать естественные расслабленные позы, пренебрегает полутонами, все чаще бродит по улицам и зарисовывает мимолетные впечатления. Кутюр в ярости от своего нерадивого ученика. Между ними происходят ссоры и непонимание. Кутюру не нравятся работы Мане: «Вы никогда не научитесь делать то, что видите!» Мане парирует: «Я делаю то, что вижу, а не то, что нравится видеть другим. Я пишу то, что есть, а не то, чего нет». В 1856 году Мане покидает ателье.

Помимо ссор с Кутюром Мане обдумывает другой неотложный вопрос: Сюзанна беременна. Художник любит девушку и готов жениться на ней, но не может рассказать об этом отцу. Мане исповедуется матери, которая сохранит тайну сына. 29 января 1852 года у Сюзанны и Эдуарда рождается мальчик Леон-Эдуард Коэлла. Тем не менее, Мане так и не решается объявить новость отцу, поэтому всю жизнь ребенка будут представлять, как брата Сюзанны и крестника Эдуарда.

В кругах Мане все чаще обсуждают итальянскую живопись. Молодой человек мечтает о музеях Флоренции, Венеции, Рима и, наконец, едет в Италию. Оттуда он привозит собственные копии картин великих мастеров. Копия «Венеры Урбинской» Тициана — отнюдь не рабское повторение оригинала, но смелое преображение Венеры. В наброске Мане она скорее женщина, чем богиня. В Париже художник продолжает изучать мастеров в Лувре, создает много небрежных набросков с полотен Тициана, Рубенса, Веласкеса, Рембрандта. В то же время, юношу терзают тревоги. Он жаждет легкой и красивой жизни почитаемого художника, но в действительности все идет наоборот. Отец Мане дряхлеет день ото дня, и сын, терзаемый угрызениями совести, жаждет успеха, чтобы доказать свою правоту. Живописец знакомится с поэтом Бодлером, который до конца жизни останется лучшим другом художника.

Сладость победы и горечь поражения

Мане мечтает о выставке в Салоне. Салон — государственная регулярная выставка парижской Академии изящных искусств, практически единственная возможность для художников представить картины публике. Разрешение выставляться в Салоне официально подтверждает талант художника. Вне Салона успеха не существует, а Мане жаждет его.

Следующая выставка откроется в 1859 году и художник готовит к нему две картины: «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента». В этих картинах автор обобщает свои поиски и наблюдения. В «Мальчике с вишнями» он отходит от полутонов и увлекается фактурой, техникой и цветом. Кутюр, с которым Мане несмотря на ссору поддерживает связь, критикует смелую живопись бывшего ученика.

В «Любителе абсента». Мане заявляет о намерении не иметь ничего общего с исторической живописью и о стремлении искать современные образы для своих полотен. В картине Мане тщательно прописывает детали, стремясь обуздать страсть к свободным мазкам. Подготовка холста выполнена по «рецепту» Кутюра, полутона выверены, а от работы веет дисциплиной ателье. Мане идет на уступки в надежде понравиться Кутюру и жюри в Салоне. Но напрасно. Бывшего учителя возмущает «портрет алкоголика», он называет работу «гнусностью». Мане потрясен, его уверенность на успех поколеблена. И не напрасно — жюри не допускает полотна к выставке.

Несмотря на провал, художник не сломлен. Он верит, что причина неудачи — стечение обстоятельств. Мане продолжает творческий поиск, все чаще ищет вдохновения в полотнах Веласкеса и Рубенса, проводит много часов в саду Тюильри — общественном парке в центре Парижа.

Мане как никогда нуждается в одобрении. Молодой живописец просит отца и мать позировать для новой картины, которую он намерен выставить в Салоне 1861 года.

 Супружеская чета парижских буржуа окутана неясной грустью. Господин и госпожа Мане опустили глаза, будто грезят о чем-то. Портрет нравится родителям. Господин Мане показывает холст друзьям и восхищается талантом сына. Эдуард Мане воодушевлен успехом в доме родителей. Он снова верит в себя, в будущий триумф и продолжает борьбу за признание. В творческом порыве, наняв натурщика-испанца, Мане на одном дыхании пишет полотно «Гитарреро» («Испанский гитарист»). Ему нравятся широкие и свободные мазки сверкающими чистыми красками. Портрет родителей и «Гитарреро» Мане отправляет в Салон 1861 года.

Ему двадцать восемь лет, и он жаждет похвал. Каким наслаждением было бы ловить завистливые взгляды художников, слышать свое имя на устах толпы. Обжегшись неудачей, художник неспокоен и на этот раз. Но картины ожидает успех: оба полотна не только приняты в Салон, но и оценены по достоинству: «Музыкант написан в необычной, новой манере». Ценители искусства находят в картине «Гитарреро» влияние испанцев и Веласкеса: «Веласкес дружески ему подмигнул бы, а Гойя попросил бы огонька, чтобы раскурить свою самокрутку. Как он бренчит на гитаре! Кажется, мы и вправду слышим все это… В этой фигуре, написанной свободной кистью, сочной по фактуре и переданной в бесконечно правдивом колорите, чувствуется бездна таланта». Мане ликует. Долгожданная победа!

1862 год становится для Мане насыщенным. Живописец знакомится с Викториной Меран, стройной блондинкой с рыжеватым оттенком волос, матовой бледной кожей и выразительными темными глазами. Она мечтает стать актрисой. Девушка на долгие годы станет любимой моделью творца. Мане сразу пишет с нее «Уличную певицу» и несколько портретов. Викторина нравится не только Мане-художнику, но и Мане-мужчине. Между ними возникает любовь. Сюзанна об этом ничего не узнает, да и нрав у жены кроткий — она не ревнива и не бьет тревогу из-за «какой-то прихоти» мужа.

Испанские мотивы не покидают автора «Гитарреро». В Париж с гастролями приезжает труппа танцоров из мадридского королевского театра. По совету Бодлера Мане пишет несколько портретов с танцовщиц. Особенно удалась «Лола из Валенсии». В моменты отдыха Лола не слишком хороша. Но в движении коренастая, мускулистая, даже мужеподобная женщина с малоподвижным лицом и грубыми чертами преображается. Она становится легкой, женственной, ее щеки покрывает свежий румянец — это и запечатляет Мане.

В этот год умирает отец Мане. В смерти нет ничего неожиданного — старый судья угасал день ото дня, но все же Эдуард тяжело переживает его кончину. Постепенно возвращаясь к работе, Мане задумывается о Салоне 1863 года. Он создает «Завтрак на траве» и вместе с двумя портретами представляет ее жюри.

Первой подлинно масштабной работой Мане явился «Завтрак на траве» (1863). Первоначально картина называлась «Купание». Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины  «Концерт» Джорджоне. По поводу создания этой работы Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: «Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Но у меня всё будет по-другому – я перенесу сцену на воздух, окружу её прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня».

«Завтрак на траве» был выставлен в «Салоне отверженных» и вызвал резкое неприятие критики. Вот что писали газеты: «…два француза в фетровых шляпах сидят на очень зелёной траве с выражением глупого блаженства на лицах… нагота, изображённая вульгарными людьми, неизбежно выглядит непристойной». Мужчины одеты, одна из женщин полностью обнажена, другая – в одной рубашке выходит из прозрачного мелкого ручейка.

Шокировала публику и непривычная манера исполнения. Традиционная гладкопись уступила место иному стилю. Вместо того чтобы очерчивать объёмы, Мане моделировал их, очерчивая контуры решительными мазками. Детали не выписаны, а обозначены суммарно. Лица персонажей лишены классической статичности и отвлечённости, это – французы, представители среднего класса, современники художника.

Мане совершенно непростительно поступил с перспективой – фигура женщины на заднем плане слишком крупная, каждый из героев сюжета как будто находится ближе к зрителю, чем это было бы возможно в реальности. Это позже арт-критики скажут «вовлёк зрителя», а экспериментаторы нового поколения будут повторять этот трюк со сжавшейся перспективой. А в 1863 году картину объявляют «нелепой», а художника – непрофессиональным «мазилкой».

В 1864 г. Мане выставляет в Салоне «Эпизод боя быков» и «Мёртвого Христа с ангелами». Пишет «Сражение Керсаж и Алабамы», морские пейзажи и многочисленные натюрморты.

Пик неприятия Мане выпадает на 1865 год, когда художник выставил в Салоне «Олимпию» – картину, найденную его современниками крайне непристойной и вульгарной и спровоцировавшую грандиозный по тем временам скандал. Художник «осовременил» в «Олимпии» традиционные мотивы, но сделал это эпатирующим образом. Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени, «изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле неё негритянку с букетом цветов и чёрную кошку с выгнутой спиной».

В картине выходит на передний план полное обобщение форм, как женских, так и помещения, в общем, увеличивается насыщенность света. Сегодня «Олимпия» считается одним из шедевров живописи. В её утончённой и смелой цветовой гармонии проявилась высочайшая живописная культура Эдуарда Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого.

Известный французский писатель Эмиль Золя впервые увидел картины Мане во время «Салона отверженных» 1863 года и с тех пор стал горячим поклонником творчества художника, которое отвергалось многими критиками того времени. В 1860-х годах Золя написал несколько статей о Мане, в которых, в частности, защищал его от несправедливой (с его точки зрения) критики.

В своей статье о Мане Золя писал: «Когда наши художники дают нам Венер…они лгут. Эдуард Мане спросил себя: зачем лгать, почему не сказать правду; он познакомил нас с Олимпией, с девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шерстяную шаль…».

Золя и Мане познакомились в мае 1866 года. Через некоторое время в знак своей благодарности Мане предложил написать портрет писателя. Мане работал над этим портретом в 1868 г. в своей мастерской на улице Гийо. Картина была представлена публике на Парижском салоне 1868 года. После окончания работы над картиной Мане подарил её Эмилю Золя.

Творчество Мане не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Художника не случайно называли «живописцем современной жизни». «Глаз Мане, – писал Пруст, – был наделён поразительной зоркостью, Париж не знал фланёра, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу», Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнажённых женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для Мане друзьями и последователями.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Местом постоянных встреч друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская». Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением. Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами – большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени.

Тем не менее, в 70-е годы  в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойдённых по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах.

В 1872 г. Мане едет в Нидерланды. Там он посещает музеи. Картины Франса Хальса из Амстердамского Риксмузеума и Гаарлемского городского музея приводят его в восторг. Какой блеск, что за острота глаза и руки у этого мастера из мастеров! А что, если начать для следующего Салона большой портрет в духе «Весёлого пьяницы» Хальса?

Вернувшись в Париж, Мане начинает работу над портретом. Он просит постоянного посетителя кафе Гербуа литографа Эмиля Белло быть натурщиком, сажает его прямо в кафе за столик: левая рука держит бокал с пивом, в правой – белая глиняная трубка.

Всю осень и даже часть зимы художник возится с этим портретом, стараясь передать добродушно-эйфорический вид Белло, его багровое лицо под меховой шапкой, простодушный взгляд, густые усы и бороду, лежащую поверх галстука, завязанного на манер платка. Мане возбужденно потирает руки. Он не сомневается, что создаёт сейчас шедевр. И, действительно, впервые за последние15 лет полотно имеет огромный успех.

В 1874 г. Мане гостит у своего друга Клода Моне. Моне в то время жил в Париже, на берегу Сены, у него была собственная лодка – плавучий дом. В ней же писал картины, в ней же обедал, в ней же спал. Мане оказался полностью очарован укладом жизни друга и написал много светлых полотен.

Пленэр на берегах Сены вдохновил художника на такие картины, как «Аржантей» и «Лодка-мастерская Моне», где импрессионистический свет позволяет добиться иллюзии подвижных, постоянно меняющихся эффектов воды и воздуха. «Концерт в саду Тюильри» сочетает чёткую обрисовку фигур и мастерскую передачу игры света и тени, что воплощает оживлённую, словно даже звучащую, атмосферу концерта на открытом воздухе. Чёткостью рисунка и одновременно большой световой насыщенностью отличаются многочисленные бытовые или костюмированные портреты, выполненные не только маслом, но и пастелью: «Нана», «Женщина, подвязывающая чулок», «Мадмуазель Викторина в костюме матадора».

Картина «Аранжей» (1874) наполнена светом, ощущением летней жары, тёплыми цветами, нежными оттенками. Женщина держит на коленях букет цветов и смотрит чуть в сторону, явно думая о чём-то приятном. Мужчина – типичный отдыхающий, белые штаны, забавная панамка, обвислые усы – заглядывает ей в лицо. За их спинами – река, восхитительно яркая, отражающая солнечные лучи – на другом берегу можно разглядеть невысокие сельские домики. Вокруг мачты, лодки, при взгляде на картину, кажется, можно почувствовать дуновение свежего ветра с реки.

Начиная с 1877 года в живописи Мане заметно стремление к натюрмортам и портретам. Постепенно художник обретает признание. С 1879 года его авторитет в глазах критиков от искусства растёт, его картины принимаются салонами. На одном из них Мане удостаивается медали за второе место, что даёт ему возможность выставляться, минуя отбор жюри.

«Пучок спаржи»

В 1880 г. Шарль Эфрусси, меценат и искусствовед, заказал Мане натюрморт «Пучок спаржи». Договорились о цене в 800 франков. Заказчику так понравилась работа, что он выслал художнику чек на 1000 франков. Мане, недолго думая, рисует маленький натюрморт с одним стеблем спаржи. И отправляет его Шарлю Эффруси с сопроводительным письмом: «Высылаю недостающий стебель для вашего пучка».Так Эфрусси за 1000 франков приобрёл два натюрморта. Вряд ли Мане мог вообразить, что его картина-шутка будет храниться в музее!

 С 1881 г. у Мане проявились последствия атаксии (нарушением координации движений). Дальнейшая жизнь художника связана с постоянным развитием болезни. Он не может стоять у мольберта и пишет сидя. Но если болезнь сделала тело немощным, то дух его празднует победу. Его кисть полностью раскована. Гамма последних картин – новое ощущение мира. Новый трепет пронизывает созданные им полотна – натюрморты, портреты, композиции.

30 сентября 1881 г. Мане вручили главную награду Франции – орден Почётного легиона.

Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им в 1882 г. полотно «Бар в Фоли-Бержер». Это одна из самых знаменитых работ художника. В нём соединились импрессионистическое стремление к передаче мимолётности и уравновешенность классической живописи.

Центральный образ картины – стоящая за стойкой бара официантка с лицом истинной парижанки. Контуры фигуры выразительно очерчены платьем, словно обливающим полный стан барменши. Контраст белого кружевного жабо и чёрного платья создаёт впечатление почти придворной парадности. Взгляд парижанки, прямой и спокойный, направлен, кажется, прямо в глаза зрителю. Но это не так. За её спиной – зеркало. И в правом углу картины (за спиной официантки) мы видим отражение её объемного по тогдашней моде турнюра и лицо посетителя, к которому девушка слегка наклонилась. Посетитель – тоже типичный парижанин того времени: мужчина в высоком цилиндре с щегольскими усиками.

Такая необычная композиция – когда одновременно можно видеть и лицо девушки, и переполненный зал, находящийся перед ней,– вызывает иллюзию того, что вы, зритель, тоже находитесь в шумном Фоли-Бержер, где каждый вечер праздник.

Отражение зала на заднем плане нечётко и размыто, оно напоминает столкновение световых вихрей. Передний же план – по контрасту – реалистически определён и чёток. В изображении предметов, расположенных на стойке бара, художник проявил великолепное мастерство колориста. Будоражит, создаёт приподнятое настроение изобретательная аранжировка солнечных тонов: насыщенный апельсиновый цвет плодов, лисий тон причёски барменши, размытая гамма древесно-жёлтого в деталях интерьера, золотистый цвет фольги на горлышках винных бутылок переходит в тёмный коньячный цвет благородных напитков.

«Бар в Фоли-Бержер» объединил почти все жанры, в которых с успехом проявлял себя Мане: портрет, натюрморт, бытовую многофигурную сцену.

В 1882 г. в Салоне выставлены картины «Весна» и «Бар в Фоли-Бержер». Лето Мане проводит в Рюэле. Пишет пейзажи и натюрморты с цветами и плодами. Болезнь его резко обостряется. 19 апреля 1883 года Мане ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии. Картины Мане были свалены в пыли его мастерской. Они стояли лицом к стене. Их ожидала слава…

Двадцать лет Мане ломал глухую стену непонимания, пошлости, рутины. Наконец эти преграды пали – и людям открылся путь в голубой сверкающий мир – пленэр. На первых порах яркие лучи солнца слепили глаза и с непривычки казались дикими. Но потом зрители, ранее привыкшие к коричневому полумраку, полюбили серебристый, льющийся солнечный свет. Революция цвета была совершена!

Предлагаем Вашему вниманию видеоролик, в котором вы ближе познакомитесь с жизнью и творчеством художника Эдуарда Мане:

Если Вас заинтересовало творчество Эдуарда Мане, вы можете узнать больше о художнике в следующих книгах, имеющихся в библиотеках Ростовской-на-Дону ЦБС:

  1. Ревалд, Джон. История импрессионизма: [Перевод с английского / Вступ. ст. и общ. ред. М.А. Бессоновой]. — 1994
  2. Волкова, Паола Дмитриевна. Импрессионисты: лучшие картины / Паола Волкова; автор-составитель М. Плясовских. — 2020(Искусство в кармане)
  3. Перрюшо, Анри. Жизнь Мане: [Пер. с фр.] / [Послесл. М. Н. Прокофьевой, с. 248-266]. — 1988
  4. Опимах, Ирина. Живописные истории: о великих полотнах, их создателях и героях / Ирина Опимах; [ил. Ирины Тибиловой]. — 2017(История. География. Этнография. сост. Владислав Петров)
  5. Перрюшо, Анри. Мане / Анри Перрюшо; [перевод с французского М. Н. Прокофьевой]. — 2017(Биографии великих художников)(Вся жизнь в искусстве)
  6. Эдуард Мане: [биография, картины, история создания: для среднего школьного возраста / составитель: Е. В. Левкина]. — 2018(Великие зарубежные живописцы).

Материал подготовила: библиотекарь Александра Мокина

Размещение на блоге: библиотекарь Александра Мокина