Литературный час ко дню рождения писателя
«По-моему, цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность, чтобы пробудить в восприимчивой детской душе драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которой человек – не человек.»
Корней Чуковский
31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге родился замечательный детский писатель Корней Иванович Чуковский, автор множества сказок, которые вы помните наизусть, даже если у вас нет детей.
В 1901 году появилась его первая статья в газете «Одесские новости». Он писал статьи на самые разные темы — от философии до фельетонов. В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем. Он ездил по редакциям журналов и предлагал свои произведения, но везде получил отказ. Это не остановило Чуковского. Он познакомился со многими литераторами, привык к жизни в Петербурге и нашел-таки себе работу — стал корреспондентом газеты «Одесские новости», куда отправлял свои материалы из Петербурга. «Одесскими новостями» он был командирован в Англию в качестве корреспондента. В 1904 году Чуковский вернулся в Россию и стал литературным критиком, печатая свои статьи в петербургских журналах и газетах. В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты «Речь» в Великобритании, Франции, Бельгии. Данный этап биографии не обнаруживает в Чуковском задатков детского писателя. К этому времени он получил известность и признание как литературный критик и журналист.
Что же заставило писателя на этапе определенных жизненных достижений и успехов обратиться к детскому творчеству? Из биографии: дало толчок предложение от М. Горького в 1917 г. стать руководителем детского отдела издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь и обороты маленьких детей и записывать их, изучать детскую психологию. Однажды Чуковскому надо было составить альманах «Жар-птица». Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя.
Написав к альманаху свои первые детские сказки «Цыпленок», «Доктор» и «Собачье царство», Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А. М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай.
История написания сказки «Крокодил»
У Корнея Ивановича заболел маленький сынишка Коля, и Чуковский вёз его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал и чтобы хоть как-то облегчить его страдания, отец стал ему рассказывать сказочную историю про Крокодила: Жил да был Крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил,
Крокодил, Крокодил, Крокодилович!
Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом успокоился и уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Так появилась первая детская сказка К.И. Чуковского «Крокодил».
С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем. Чуковский — отец четырёх детей: Николая, Лидии, Бориса и умершей в детстве Марии (Мурочки), которой посвящены многие его детские стихи. В основе его произведений лежит беззаветная любовь к детям. Он хорошо знал и понимал их. Писатель сумел сохранить в себе ту детскую непосредственность, которая позволила ему на языке, понятном детям, и в близких им образах рисовать замечательные словесные картинки: родные и запоминающиеся, ведущие в увлекательный большой мир без скучных нравоучений и нудных нотаций.
История написания сказки «Чудо-дерево»
Корней Иванович написал эту сказку для себя. Он был многодетным отцом: было у него четыре ребёнка, два мальчика и две девочки, и вопрос с детской обувью стоял очень остро. Каждый месяц кому-нибудь из детей обязательно надо было покупать обувь: то туфли, то галоши, то сапоги, то ботинки. И где-то в глубине души Чуковский мечтал о таком дереве, на котором вместо яблок и груш растет обувь. Вот так и родилась сказка про чудо-дерево. Интересно, что Мурочка (Мария) — это не вымышленный персонаж, а дочь Корнея Ивановича Чуковского, которой он посвятил много стихотворений и сказок. Так и сказка «Чудо-дерево» заканчивается повествованием про дочь Чуковского Мурочку, которая посадила новое чудо-дерево.
История написания сказки «Айболит»
История с этой сказкой не так проста. Корней Иванович давно мечтал написать сказку о целителе зверей, но строки её давались с трудом. Однажды на Кавказе он заплыл далеко от берега. Вдруг возникли строки: О, если я утону,
Если пойду ко дну…
Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Но начала и конца у сказки не было. Потом появились варианты:
И пришла к Айболиту коза:
— У меня заболели глаза!
Прилетела к нему сова:
— Ой, болит у меня голова!
И только через несколько дней появились строки:
И пришла к Айболиту лиса:
— Ой, меня укусила оса!
И пришел к Айболиту барбос:
— Меня курица клюнула в нос.
История написания сказки «Муха-Цокотуха»
Эту сказку он сочинил для внучки Марины. Как вспоминал сам автор, это была единственная сказка, которую он написал за один день, сгоряча. Когда он писал её, у него было очень весёлое настроение и строки появлялись очень быстро:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Чуковский еле успевал записывать на клочках бумаги, каким-то огрызком карандаша. А когда в сказке дошло до танцев, то, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам.
История написания сказки «Путаница»
Сказка «Путаница» была написана по заказу и рецепту Мурочки. В то время Чуковский ломал голову над тем, зачем нужны в языке нелепицы. Чуковский долго думал, для чего русский и английский народ создают небылицы. Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущенным лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную каверзу. Писатель ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: «Папа, ава – мяу!» — то есть сообщила отцу сенсационную и заведомо неверную весть, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: «Нет, ава – гав». Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: «Ава – мяу!», хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: «А петух кричит гав!» Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки «Путаница». Сам же Чуковский понял, что нелепицы и небылицы существуют не только для развлечения малышей, они ещё играют важную роль в развитии детей.
История написания сказки «Федорино горе»
Эту сказку писатель писал очень долго, как он сам признавался, строки зарождались в моменты возвращения его подсознания в детство, но создавались в результате упорного и долгого труда. Но вот, однажды летом, когда Чуковский был на даче, он забрёл в глушь и провел там 3 часа. Неподалеку в ручейке копались дети и Корней Иванович с удовольствием к ним присоединился. Вместе с детьми Чуковский лепил из глины и грязи человечков и зайцев, бросали в ручеёк шишки и даже ходили дразнить индюка. Домой он возвратился счастливый, отдохнувший, его даже не смутили грязные штаны, об которые дети вытирали руки при лепке. Воодушевлённый Корней принялся за написание сказки, которую он начал писать еще позапрошлым летом. Вдруг в его мыслях появились грязные стаканы, утюги, корыта, блюдца, вилки, которые начали убегать из дома. Чуковский записывал все образы, рифму и звучание на бумагу. Так была написана сказка «Федорино горе», которая учит детей аккуратности, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте.
История написания сказки «Мойдодыр»
Эту сказку он посвятил своей дочке Мурочке – она, будучи маленькой, не хотела умываться и у папы родились строчки:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
История написания сказки «Телефон»
Корней Иванович Чуковский написал сказку в 1926 году. Сказка написана в форме диалога. Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли Доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Практически все просьбы, кроме последней (спасение бегемота), кажутся взрослому человеку смешными и нелепыми. Но ведь Чуковский писал для детей. В первую очередь, по мнению автора, сказка должна быть интересна и понятна детям. События должны развиваться очень быстро, чтобы маленький читатель (или слушатель) ни в коем случае не заскучал.
«Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лёг —
Звонок!»
Это реальные строчки из жизни самого Чуковского. Он писал сказку не в самый лучший момент своей жизни. Куча навалившихся проблем не давали ему заснуть. И свою проблему он отобразил в сказке «Телефон».
В 2023 году исполняется 100 лет со времени публикации стихотворной сказки «Тараканище» Корнея Ивановича Чуковского. Издана впервые в 1923г. издательстве «Радуга» с иллюстрациями С. Чехонина. В 1921 году детский писатель Корней Чуковский начал работу над этим произведением. Сказку опубликовали двумя годами позднее, и фурор она произвела не только в совсем юной аудитории, но и среди взрослых.
Невозможно себе представить детство без чтения этой сказки.
«От двух до пяти» – после детских сказок, пожалуй, самая известная книга Чуковского. Она посвящена языку, но языку особому – детскому. Сам Чуковский называл детей «от двух до пяти» «гениальными лингвистами». Писатель работал над этой книгой более полувека. Впервые опубликовал в Ленинграде в 1928 году.
При жизни Чуковского эта книга переиздавалась не один десяток раз и ни одно издание не повторяло в точности предыдущее. Книга всегда была в движении, в росте. И можно сказать, что написана она в соавторстве с многочисленными корреспондентами писателя, которые делились с ним своими наблюдениями и соображениями. Вот некоторые из них:
— Я мамина и больше никовойная.
— Спой мне, мама, баюльную песню!
— Что ли ножик – вилкин муж?
— Сколько тебе лет? Скоро восемь, а пока три.
— Мы хорошо купались. Такую брызгань подняли!
К. И. Чуковский был наделён не только литературным талантом, но и огромным трудолюбием, и его без сомнения можно отнести к одним из тех людей, кого по-английски называют «self-made man» – «сам себя сделавший человек». Работа была его радостью и утешением. Больше полувека не прекращалась она. И за это время Чуковский-критик создал целую галерею литературных портретов своих современников. О людях, с которыми встречался, дружил, был знаком, он выпустил сборник мемуаров, который так и назвал«Современники».
Чуковский-переводчик сделал, ставшие классическими, переводы Уитмена и Киплинга, Уайльда и Твена, О’Генри и А. К. Дойля. Перевел английские народные песенки про обжору Барабека, Котауси и Мауси и «человечка-скрюченные ножки»; пересказал древнегреческую сказку «Храбрый Персей», английскую сказку «Джек – покоритель великанов», по-своему пересказал он сказку Гью Лофтинга «Приключение доктора Дулитла» и получился знаменитый «Доктор Айболит». Корней Иванович считал труд переводчика очень важным: «Хороший переводчик заслуживает почёта в нашей литературной среде, потому что он не ремесленник, не копиист, но художник».
Чуковский-литературовед написал два фундаментальных исследования о творчестве Н. А. Некрасова и А. П. Чехова. Первая книга, содержащая критические очерки, вышла в свет в 1907 году и называлась «От Чехова до наших дней». Почти полвека Чуковский занимался творчеством Н. А. Некрасова, любимого им с детства поэтом. В 1962 году книга «Мастерство Некрасова» была удостоена Ленинской премии и в этом же году Оксфордский университет присудил К. И. Чуковскому звание доктора наук.
Чуковский-лингвист выпустил книгу о русском языке – «Живой как жизнь».
И наконец, Чуковский-сказочник одарил всех нас просто со сказочной щедростью.
Чуковский пристально вглядывался в окружающих его малышей и собственных детей, пытаясь понять, что для детей скучно, а что увлекательно. Чуковский совмещал в себе сразу и лингвиста, и педагога, и психолога, и поэта, он становился попеременно то тем, то другим, но всегда и повсюду оставался человеком, влюблённым в своего любимого героя – ребёнка.
Предлагаем ответить на вопросы викторины по сказкам Корнея Чуковского:
Дорогие дети, родители, бабушки и дедушки приходите к нам в библиотеку и читайте любимые книги Корнея Ивановича Чуковского!
Источники:
https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/44992/
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/06/08/istorii-napisaniya-skazok- k-i-chukovskogohttps://www.kakprosto.ru/kak-975707-deti-korneya-chukovskogo-foto#ixzz7xiAgCrgT
Мероприятие подготовила: ведущий библиотекарь И.О. Армашова
Размещение на блоге: заведующий сектором Е.Н. Гудкова