Увлечения Тургенева

9 ноября 2020 года исполняется 202 года  со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, классика русской литературы середины-второй половины XIX века. Энциклопедическая образованность, уникальное соединение писательского призвания (прозаика, драматурга и поэта), талант критика и мемуариста, общительность, обаяние, красота, доброта характеризуют Тургенева. А ещё – спортсмен, охотник, большой модник, бунтарь и знаток кулинарии. 

Сегодня мы рассмотрим личность писателя с точки зрения его  увлечений и хобби

И. С. Тургенев был в своё время одним из самых знаменитых в России охотников. Любовь к охоте будущему писателю привил его дядя Николай Тургенев, признанный в округе знаток лошадей и охотничьих собак, занимавшийся воспитанием мальчика во время его летних каникул в Спасском.

Также обучал охотничьему делу будущего писателя А. И. Купфершмидт, которого Тургенев считал своим первым учителем. Благодаря ему Тургенев уже в юношеские годы мог назвать себя ружейным охотником. Даже мать Ивана, ранее смотревшая на охотников как на бездельников, прониклась увлечением сына.

С годами увлечение переросло в страсть. Бывало, что он целыми сезонами не выпускал из рук ружья, исходил тысячи вёрст по многим губерниям центральной полосы России. Тургенев говорил, что охота вообще свойственна русскому человеку, и что русские люди с незапамятных времён любили охоту.


Тургенев – удачливый охотник, но не за количество взятой дичи он любит охоту. Он пишет: «Люблю охоту за свободу, за восход и закат солнца, за то, что с нею, как и с поэзией, связано особое чувство, которое стоит выше всего и зависит только от меня».

Он пишет цикл рассказов «Записки охотника». Особенностью Записок Охотника является то, что они отражают крестьянскую жизнь и русскую природу


Особенно великолепно описание русской природы в рассказе «Лес и степь» из цикла рассказов «Записки Охотника». Послушаем отрывок из этого рассказа в исполнении читателя библиотеки, посетителя ЦСОН Пролетарского района  Шаповаловой Е.С.

Вторым увлечением Тургенева после охоты были — шахматы

 Писатель еще с детства пристрастился к шахматной игре и выказывал в ней заметные успехи, особенно с тех пор, как изучил теорию. И познакомился с дебютами по руководству первого русского шахматного мастера и теоретика шахматной игры А.Д.Петрова “Шахматная игра, приведенная в систематический порядок…” и известным учебником австрийского шахматиста Иоганна Аллгайера “Новое теоретическое и практическое руководство по шахматной игре”.

 В дальнейшем, где бы ни жил писатель — в Петербурге, в Париже, Баден-Бадене — шахматы он не оставлял. Шахматы стимулировали его творческий процесс. С неослабевающим воодушевлением и энергией отдавался на досуге Тургенев этому своему любимому занятию – с юности и почти до последних дней. Современники с полным основанием полагали, что если бы Тургенев не прославился на литературном поприще, то не менее преуспел бы как шахматист. Тургенев был среди всех русских писателей, несомненно, лучшим шахматистом.

До последних дней не забывал Тургенев о шахматах. И в его письмах, и в его художественных произведениях в той или иной связи порою речь шла об этой игре. Шахматно-литературные замыслы нередко возникали во время работы над тем или иным произведением.

Например, в повести «Несчастная» писатель изображает пылкое объяснение в любви героев повести Сусанны и Мишеля во время шахматной партии.

 Приглашаю к просмотру инсценировки по рассказу И. С. Тургенева «Несчастная» в исполнении читателей библиотеки, посетителей ЦСОН Пролетарского района Недоморацковой Э.Н., Гулидова В.И.

«Музыку я люблю, люблю ее весьма давно, смею думать – знаю», — говорил Иван Сергеевич.
«Музыка занимала громадную часть его жизни, как и литература. И, может быть, даже большую её часть. Потому что он жил в театре, жил в концертных залах, он «вибрировал», как он говорил, вместе со всем, что происходило в музыкальной жизни мира и российских столиц».  (Любовь Казарновская.)

Дыханием музыки овеяно чуть ли не всё творчество писателя – от его юношеской лирики до самых поздних элегических «Стихотворений в прозе». И. С. Тургенев был подлинным знатоком русского фольклора, оказавшего свое влияние еще на раннее творчество писателя. Он вдохновенно воспел песенный дар русского народа в своих бессмертных «Записках охотника», особенно в рассказе «Певцы». Представляю отрывок из рассказа «Певцы»


«Вероятно, не многие из моих читателей имели случай заглядывать в деревенские кабаки: но наш брат, охотник, куда не заходит!»

— Какую же мне песню петь? — спросил рядчик, приходя в волненье.
— Какую хочешь, — отвечал Моргач. — Какую вздумается, ту и пой.

Первым запел рядчик. Пел он плясовую с бесконечными украшениями и переходами, чем вызвал улыбку Дикого Барина и бурное одобрение остальных слушателей.
( И.С. Тургенев «Певцы»)

Приглашаю к просмотру видеоролика – исполнение русской плясовой песни в исполнении участника мероприятия Гулидова В.И.

Пройдёт много лет, и Тургенев, пленённый творчеством Полины Виардо в итальянской опере, всё-таки  верен останется народным мотивам.

Студентом Петербургского университета Иван Сергеевич часто посещает музыкальные вечера и концерты, оперные и драматические спектакли. Писатель уезжает вслед за Полиной из России во Францию. Музыкальные и литературные «утренники» в парижском доме Виардо были популярны не одно десятилетие, и одним из активнейших участников литературных чтений и благодарнейшим слушателем был Иван Сергеевич Тургенев.

Полина Виардо исполняла русские романсы. Вспоминали, что, когда она пела романс П. И. Чайковского «И больно, и сладко», Тургенев «совершенно воодушевлялся». Художник В. Д. Поленов рассказывал, как «Иван Сергеевич стоял в углу и прямо рыдал».

Некоторые стихи И.С. Тургенева положены на музыку. Давайте послушаем известный романс «Утро туманное» на стихотворение Тургенева «В дороге». Исполняет участник мероприятия читатель библиотеки, посетитель ЦСОН Петроян В.П.

Предлагаю послушать менее известное стихотворение И. С. Тургенева, положенное на музыку и исполненное Ю. Кучмаевой ( ролик взят из сети Интернет)

Театр привлекал Тургенева с детства- и как зрителя, и как участника домашних спектаклей, и как автора. Будучи студентом Петербургского университета, он присутствовал в Александринском театре на первом представлении комедии Гоголя «Ревизор». В 1840-е годы, выступая иногда в журналах как критик, молодой писатель в своих статьях выражал глубокую неудовлетворенность современным состоянием русского театра, отсутствием в его репертуаре самобытных национальных произведений.

Во второй половине 40-х- начале 50-х годов Тургенев интенсивно и с увлечением работает в жанре драматургии, создает одну за другой свои произведения: «Безденежье», «Где тонко там и рвется», «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне».

И в драматургии Тургенев оставался Тургеневым-художником, глубоко и тонко постигающим современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводящим её в своих произведениях.

И в этом отношении пьеса «Месяц в деревне» не является исключением.

В каждом новом поколении она найдет своих многочисленных читателей и зрителей, всех, кто стремится постичь сложный и многогранный мир человеческих отношений, воспитать в себе культуру чувств.

Предлагаю посмотреть отрывок из постановки  Нового Московского драматического театра по произведению Тургенева «Месяц в деревне»

Иван Сергеевич был большой эстет. С 1870-х годов, по его собственным словам, он заболел «картиноманией» – участвовал в аукционах, покупал картины и стал неплохо разбираться в живописи. В этот же период в Париже был основан кружок русских художников, затем возникло Общество вспоможения и благотворительности, и Тургенев стал его секретарем – он бывал на всех собраниях Общества, хлопотал об устройстве выставок русских художников в Париже, пытался привлечь к их работам внимание критиков и прессы, в общем, брался за любую работу.  

Сам Иван Сергеевич тоже любил рисовать – шаржи. Это увлечение началось с его детских рисунков, которые он оставлял на форзацах книг – читая, он как бы  попутно иллюстрировал текст. Его письма и рукописи также сопровождались короткими зарисовками. Профессиональные художники отмечали талант Тургенева-рисовальщика, делавшего мастерские наброски на полях своих рукописей.

 Давайте посмотрим некоторые из них

Помимо того, что Тургенев был заядлым охотником, сильным шахматистом, рисовал, знал шесть языков, а также был тонким знатоком поваренного искусства, что также нашло отражение на страницах его произведений.


 «Когда дошла очередь до варенья, Аркадий, не терпевший ничего сладкого, почел, однако, своею обязанностью отведать от четырех различных, только что сваренных сортов» («Отцы и дети»).

 «Михалевич… за ужином ел, как акула, раздирая руками мясо и с треском перегрызая кости своими крепкими черными зубами» («Дворянское гнездо»).

«Ася отправилась в дом и скоро вернулась вместе с хозяйкой. Они вдвоем несли большой поднос с горшком молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом. Мы уселись и принялись за ужин» («Ася»).

Участник мероприятия Ткачева Татьяна Михайловна подготовила видеорассказ «И. С. Тургенев — барин-гурман»

Также Ткачева Т.М. представляет мастер- класс по приготовлению блюд по-тургеневски:

Итак, мы узнали о том, жизненные интересы писателя  не ограничивались только литературной деятельностью. И.С. Тургенев был разносторонней личностью.

Разносторонняя и при этом глубокая образованность, уникальный художественный дар, масштабность личности, интеллектуальная мощь, социальная интуиция, просветительская энергия при содействии судьбы, определившей преимущественным местом жительства писателя Западную Европу, — все это обеспечило Тургеневу особое — срединное, стержневое — место в культурной жизни эпохи.

Мероприятие подготовила зав. сектором О. А. Юрченко

Размещение на блоге зав. сектором О. А. Юрченко