Праздник
Согласно толковому словарю слово культура ( от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) означает исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Как говорил русский писатель и публицист Александр Круглов: «Культура — это видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт».
Россия — страна великой культуры, и от повторения этого факта он не становится банальностью. Российский народ подарил человечеству множество талантливых, а порой — по-настоящему гениальных людей. Выдающиеся композиторы, писатели, театральные и кинорежиссеры, драматические, оперные, балетные артисты… Их имена знает весь мир, они пополнили культурную копилку не только своей страны, но и всего человечества, признаны и любимы повсюду.
Культура — это то, чем действительно богата наша страна и что по-настоящему позволяет нам чувствовать себя полноценной развитой европейской страной.
В этом году исполняется 14 лет с момента первого празднования Дня работника культуры России. Указ об установлении Дня работника культуры 25 марта был подписан в августе 2007 года, и впервые этот праздник состоялся в 2008 году.
Понятие культурного работника довольно широкое, и к культурной сфере имеют отношение многие и многие специалисты. На вершине стоят великие художники, которые создают подлинные шедевры живописи, театра, кино, литературы, музыки и многих других видов искусства. Но есть и многие-многие тысячи люди, которые, во-первых, создают условия для того, чтобы человек мог реализовать себя в искусстве, во-вторых, сберегают культуру для будущих поколений
День работника культуры считается профессиональным праздником для работников музеев, библиотек, зоопарков, кинотеатров, парков культуры, музыкальных, театральных и цирковых коллективов, организаторов выставок и сотрудников полиграфий, радиостанций и телевидения. Каждый день эти люди занимаются тем, что не только сохраняют, но и приумножают существующий культурный пласт, позволяя русской культуре развиваться дальше.
Культура нашей страны на протяжении многих поколений видоизменялась и преобразовывалась. Многонациональность России позволила смешать в ней разные традиции и особенности населяющих ее народов, создав особый, уникальный культурный код, который можно проследить во всех произведениях искусства и творчества, где прикладывают руку наши соотечественники.
Наш Донской край тому подтверждение. Здесь родились и начинали свой творческий путь писатели с мировыми именами – А.П.Чехов, М.А.Шолохов, А.И.Солженицин, гениальный художник Мартирос Сарьян, «королева романса» Изабелла Юрьева, замечательный поэт Н.К.Доризо, композитор М.Ф.Гнесин, кинорежиссеры А.А.Ханжонков и С.Ф.Бондарчук, артисты Ф.Г.Раневская, В.П.Марецкая, Р.Я.Плятт, А.Л.Кайдановский, журналист А.Е.Бовин…
Юрий Башмет, Аристарх Ливанов, Виктор Мережко, Кирилл Серебрянников – наши земляки, ставшие знаковыми фигурами в культуре современной России. И это далеко не полный список…
И, конечно же, огромный культурный срез – неповторимая, самобытная культура казачества, которой пронизана жизнь Донского края.
Суть народного творчества донских казаков как нельзя лучше отражает его определение — как «фольклор ремесленников военного дела». Он богат на суровые военные и походные песни, хотя есть в нем и немало других: плясовых, любовных, обрядовых, семейных и т.д. Нужно упомянуть и об устном фольклоре донских казаков: преданиях, былинах, поговорках, сказках. Особенность донского фольклора также заключается в том, что он очень тесно связан с обрядностью.
Культурные традиции казачества и казачьего быта бережно хранят сотрудники музеев Новочеркасска и Старочеркасска, станицы Вешенской, Музея истории Донских казаков, творческих коллективов народной казачьей песни, Государственного ансамбля песни и пляски Донского казачества.
В библиотеках Донской столицы и Ростовской области в множестве представлены художественные и документальные книги о жизни казаков.
На территории Ростовской области создана и функционирует целостная система казачьего образования, которая насчитывает более 470 учреждений с областным статусом «казачье» разного уровня с охватом более 85 тысяч обучающихся.
Казачье кадетское образование является престижным и перспективным образовательным направлением, обеспечивающим высокий уровень знаний, а также высокий уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи Ростовской области.
И за всем этим стоят неравнодушные люди, вкладывающие душу в свою работу.
Говоря о культурных традициях нашего края, мы, конечно же, не можем не вспомнить о юбилее Азовского историко-археологического и палеонтологического музей-заповедника, которому в 2022 году исполняется 105 лет.
Первая экспозиция музея была открыта в мае 1917 года благодаря усилиям азовского общества «Народное просвещение» и местных жителей, которые жертвовали для музея вещи: старинные монеты, марки, пушечные ядра. Однако вскоре, в годы гражданской войны, музей погиб. В 1937 году музей был открыт во второй раз, однако его коллекция вскоре вновь была утрачена из-за начавшейся Второй мировой войны и оккупации города немецкими войсками. После войны местные жители предпринимали попытки его возродить, однако успехом они увенчались лишь в 1960 году.
Сейчас Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник — музей в г. Азов Ростовской области, один из крупнейших музеев юга России с самой богатой палеонтологической коллекцией на всем юге России. Музей основан 17 мая 1917 года Михаилом Ароновичем Макаровским. В музее работает 168 сотрудников, из них 29 имеют степень, они активно занимаются научной деятельностью, публикуются в научных журналах.
Двери музея-заповедника всегда гостеприимно открыты для многочисленных посетителей, вклад сотрудников музея в развитие науки и культуры сложно переоценить.
Мы поздравляем всех без исключения культурных работников страны и нашего края с их профессиональным праздником и говорим спасибо за тот вклад, который они вносят в дело сохранения и даже развития великой российской культуры.
И в сегодняшний праздничный день мы предлагаем Вам совершить экскурс в одну судьбу – судьбу нашего земляка — почётного гражданина Ростова, фронтовика,Народного артиста СССР, профессора кафедры художественно-творческих дисциплин Ростовского филиала СПбГУКИ, члена Президиума ВТО, секретаря Бюро Секретариата Союза театральных деятелей России, лауреата Государственной премии им. Станиславского и «Золотой маски» — Бушнова Михаила Ильича.
Но его многочисленные награды и регалии не главное. Многим из нас посчастливилось своими глазами видеть спектакли Театра драмы им. М. Горького, в которых блистал М.Бушнов. Это Будулай в «Цыгане» А.Калинина, Протасов в «Детях солнца» М.Горького, Прохор Зыков в «Тихом Доне» М.Шолохова, Стырь в «Я пришел дать вам волю» В.Шукшина, Тевье-молочник в «Скрипаче на крыше» Шолом-Алейхема, Барон в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина, Степан Верховенский в «Бесах» Ф.Достоевского, дед Щукарь в «Поднятой целине» М.Шолохова, Мольер в «Кабале святош» М.Булгакова, Ленин в «Шестое июля» М.Шатрова, Иван Грозный в «Князе Серебряном» А.Толстого, граф Глостер в «Короле Лире, или Всемирном театре дураков» У.Шекспира, Бернард Шоу в «Милом лжеце» Д. Килти, Коста в «Космонавтах» И.Иларионова, РейджинальдПейджет в «Квартете» Р.Харвуда, Фирс в «Вишневом саде» А.П.Чехова, старец Зосима в «Деле Карамазовых» Ф.М.Достоевского и другие.
Михаил Ильич Бушнов родился в 1923 г. в Ростове-на-Дону. В конце 1942 года был призван в РККА, прошёл войну, был демобилизован в 1947 году. В 1951 году окончил театральное училище им. Б. Щукина. По окончании училища (учился на курсе вместе с Р. Быковым, жил в общежитии с М.Ульяновым, играл в дипломных спектаклях под руководством В.Этуша) он вернулся в Ростов, став артистом Театра комедии (ныне Молодёжный театр). Работал там недолго, но успел завоевать первое признание.
В 1962 году перешёл в Ростовский театр драмы им. М. Горького. Поставил немало спектаклей как режиссёр, занимался педагогической деятельностью, преподавал в РостовскмУчилище Искусств. Среди его учеников: А. Л. Кайдановский, Н. Е. Сорокин, Г. Г. Стародубцева , А. Ф. Олешня, С. П. Лозовенко, Н. Н. Гординская, Е. П. Кирчак
М.И. Бушнов родился и прожил в Ростове 77 лет (с перерывами на годы войны и учёбы в Москве). Без малого треть всей городской истории…Он помнит, как в Ростов вступали немцы…Помнит Ростов лежащим в руинах. Помнит, как горело знаменитое здание театра, в котором ему довелось работать. Это – его город. Он чувствует себя частью Ростова, его принадлежностью…
На улицах города к нему подходили совершенно незнакомые люди: «Простите, вы Бушнов? Я видел вас в «Царе Фёдоре», десять лет назад вы мне всю душу перевернули!». «…Ваш Тевье-молочник заставил меня, мужика, слезу пустить!». «Не могу забыть, как вы сыграли в …».
Однажды Михаил Ульянов сказал ему:
— Миша, таких артистов во всём Союзе не сыщешь: хватит сидеть в Ростове — переезжай к нам в Москву.
Бушнов ответил отказом. Затем последовало предложение от директора Театра Вахтангова: « Мы наслышаны о ваших ролях, Михаил Ильич. Не хотели бы приехать? Если всё сложится, сделаем квартиру, будете на особом положении…»
Подобных предложений было множество. Но ни разу за всю свою жизнь Бушнов не оставил Ростов.
— Да и как иначе? — удивлялся он. — Мало ли где хорошо. Здесь мои зрители. Здесь прошло моё детство. Отсюда я уходил на фронт, чтобы защищать свой город…
Ролан Быков писал Бушнову в Ростов: «Снимался в «Педпоэме» и всё вспоминал тебя — пришлось плясать. Как получилось — увидишь, проверишь свою школу». Но это лишь капля в море. За целую жизнь у Михаила Ильича набралось множество подобных телеграмм и писем — от тех, с кем довелось дружить и работать.
Михаил Ильич Бушнов говорил, что у него было две юности: военная и гражданская. Сначала судьба его складывалась так же, как и других мальчишек 1923 года рождения: война уравняла всех. Но к моменту мобилизации Михаил уже точно знал: его будущее – сцена. Подал документы в ГИТИС, театральное училище имени Щукина при театре Вахтангова и театрально-музыкальное училище имени Глазунова. И прошёл – во все три! Выбрал Щукинское. Вахтанговская театральная традиция определила его дальнейшую творческую судьбу.
Сыграв царя Фёдора Иоанновича, он прикоснулся к высокому искусству трагедии, создал роли, принёсшие ему широкую известность: Протасова в «Детях солнца», Андрющенко в «Ночных забавах», Прохора в «Тихом Доне». За последнюю роль был удостоен Государственной премии имени Станиславского.
В 90-х Бушнов как будто задался целью доказать себе и зрителю, что он может всё. Сыграв Глостера в «Короле Лире» и по-своему не менее трагического Тевье в «Скрипаче на крыше», он удивил театральный Ростов неожиданным в «Маленьких трагедиях». Пришло признание: народный артист России, потом – СССР. Почётный гражданин города, человек года. Но не ушли удивляться жизни и детская потребность к игре. Как сказал поэт: «Он награждён каким-то вечным детством».
Преподавательская работа в Ростовском филиале Санкт-Петербургской академии культуры заставляла держать себя в форме. Не притворяться молодым, а молодым себя чувствовать и при этом не потерять ничего из опыта, накопленного за долгую жизнь.
В 75 лет он блестяще играл Эзопа. Легендарный раб-баснописец одержим идеей свободы и отвергает ради неё любовь прекрасной женщины.
Казалось бы, все более чем сбылось. Но…
На своём 90-летнем юбилее он сделал вдруг сенсационное заявление: «Я «голодный» артист, — сказал Бушнов изумлённому залу. — За шестьдесят лет работы совершенно не наигрался».
И, обманывая возраст и здоровье (на фронте, стоя по пояс в ледяном болоте, застудил ноги, и спустя годы отзвуки того обморожения прострелами напоминали о себе во время спектаклей), продолжал играть по нескольку спектаклей в месяц. В последний раз он вышел на сцену в мае 2014 года. А после занавеса, как всегда, утопая в цветах и подарках, разбирал ошибки, строил планы. Никто и представить себе не мог, что для Михаила Ильича это последний вечер в театре. Инсульт…
Последний вздох… Ушел из жизни 12 июня 2014 года.
Из интервью М.И.Бушнова разных лет:.
«Мы любим людей, которым что-то даём. Так же мы любим роли, которым отдали часть своей души… Работая над ролью, словно разрушаю стену, проникаю к тому сокровенному, что несёт в себе образ…»
«Если я ухожу в отпуск, начав работать над ролью, я не могу от неё отключиться. Я трудоголик, и это часто мешает мне просто полежать, отдохнуть, почитать.»
«Театр – большая игрушка, которая и забавляет, и лечит, и ранит…».
«Читая книгу или любуясь картиной, я прежде всего спрашиваю себя: что я могу взять отсюда? Я собираю мёд со всех цветов»
«Я видел сотни городов, в том числе и очень красивых. Но только один раз сказал себе: «Если бы не Ростов, вот здесь, пожалуй, я мог бы жить». Слишком великгород – плохо, слишком мал – тоже плохо. А Ростов и большой, и …семейный, что ли.»
«В коридоры власти я вошёл поневоле, по должности руководителя общественной организации. Никогда не обращался на приём начальству по мелочам, и тем более не просил ничего для себя. Вообще я против политизации культуры, против использования актёрской популярности.»
«Главное, не отравить свою душу равнодушием и цинизмом..».
. Диапазон артистических реинкарнаций Михаила Бушнова вбирает в себя русских царей, комиссаров, горьковских интеллигентов, героев Шекспира, Гоголя, Островского, Достоевского, Шолохова, Шолом-Алейхема. Вожди, поэты, графоманы, дон-жуаны, авантюристы, неудачники, простаки, хитрецы, мещане, кавказские аксакалы, крестьянские парни, русские помещики и французские буржуа – все это с ловкостью факира извлекал он из бесчисленных «тайников»своей актерской натуры . Он не знал ни одного «прокола», ни одной творческой неудачи! Даже на фотографиях сыгранные персонажи предстают «во плоти»: в них запечатлена квинтэссенция жизни, апофеоз состояний души, миф, судьба.
Мероприятие подготовила зав. филиалом Волчкова В.Г.
Размещение на блоге библиотекарь Любимова Ю.Н.