Сокровище русской культуры — Собор Казанской иконы Божией Матери

Познавательный час

Казанский собор в Санкт-Петербурге — один из крупнейших храмов и одна из главных достопримечательностей города.

            Полное официальное название храма — Собор Казанской иконы Божией Матери. Располагается святыня на одноимённой площади Северной столицы. Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.

Свою историю современный Казанский собор ведёт с рубежа XVIII и XIX столетий, когда на Невском проспекте было начато строительство собора, в котором должен был храниться чтимый список чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Однако до начала строительства нового храма в городе существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которой в свою очередь предшествовала деревянная часовня, располагавшаяся рядом с Невкой. Данная часовня находилась на Посадской улице Городового острова. Спустя непродолжительное время в часовне установили полотняную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1727 году в результате обветшания часовня была закрыта, а иконы и утварь перенесены в Троицкий собор, который располагался рядом с Петропавловской крепостью.

            В 1733 году состоялась закладка придворной церкви, располагавшейся на Невском проспекте — церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие произошло 6 (по новому стилю — 17) сентября. Строительным материалом храма стал камень.

             Данная церковь была построена в стиле барокко, имела деревянный купол и колокольню над входом. Спустя неполных четыре года с начала строительства храм был освящён в присутствии императрицы Российской империи Анны  Иоанновны. Именно здесь до строительства нового собора хранился чтимый образ Казанской иконы Божией Матери.

Со временем церковь стала ветшать и потребовался новый храм. В связи с этим в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора. После рассмотрения многочисленных проектов одобренным оказалось предложение бывшего крепостного графа Строганова, архитектора — Андрея Воронихина.

7 августа (по новому стилю — 8 сентября) 1801 года состоялась закладка нового собора, на которой присутствовал лично император Александр I. Спустя десять лет возведение нового храма было завершено. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил Казанский собор, а старую церковь разобрали.

Со временем церковь стала ветшать и потребовался новый храм. В связи с этим в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора. После рассмотрения многочисленных проектов одобренным оказалось предложение бывшего крепостного графа Строганова, архитектора — Андрея Воронихина.

27 августа (по новому стилю — 8 сентября) 1801 года состоялась закладка нового собора, на которой присутствовал лично император Александр I. Спустя десять лет возведение нового храма было завершено. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил Казанский собор, а старую церковь разобрали.

И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

После победы в Отечественной войне 1812 года собор стал восприниматься современниками как памятник русской воинской славы. После окончания войны здесь были выставлены различные трофеи: военные французские знамёна и штандарты, ключи от взятых крепостей и городов, личный жезл маршала Даву и прочее.После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.

 В 1813 году здесь был похоронен генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов.

            Значительно позже, в 1837 году, около собора были установлены памятники, увековечивающие память героев Отечественной войны 1812 года- Михаилу Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли. Сооружением памятников руководил архитектор К. А. Тон.

Идея создания памятников фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли принадлежит императору Александру I. Её он выразил в царском рескрипте от 23 сентября 1818 года, где пожелал увидеть эти памятники перед Казанским собором:

«Прославляя бессмертные деяния времён минувших, изъявим справедливую признательность и к заслугам нашего времени: слава Генерал-Фельдмаршалов, Князей Голенищева-Кутузова-Смоленского и Барклая-де-Толли, требует также достойных Памятников, коими украсятся две площади пред Соборным Храмом Казанской Божией Матери, где Россияне видят многочисленные Трофеи побед своих. ДарованныхНам Господом, и благословенных человечеством. Произведение в действо сего намерения поручено Мною особенной, для того учреждённой, Комиссии. Пребываю вам благосклонный… АЛЕКСАНДР.»

             С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, при котором находились школа-приют, бесплатная столовая, богадельня, дом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.В XIX веке в Казанском соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром. В годы Первой мировой войны здесь собирали продовольствие и теплые вещи для отправки на фронт, открыли один из первых в России лазарет на деньги прихожан и церковные средства. Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

            Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых.Внутри храма хранятся многочисленные святыни и реликвии, основной из которых является Чудотворная икона, обретённая в 1579 году в Казани. В Санкт-Петербург икона была привезена в 1710 году. Вероятнее всего сюда она попала из Москвы с царицей ПараскевойФеодоровной. Икона Казанской Божией Матери  считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II, здесь праздновали 300-летие дома Романовых. В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

После смены власти Казанский собор подвергся изъятию церковных ценностей, которое происходило в 1922 году. В 1923 году храм был передан обновленцам, в результате чего с середины 20-х годов ХХ столетия стал кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии.

В январе 1932 года Казанский собор оказался закрытым по решению Леноблисполкома (Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся) от 26.12.1931 и Президиума ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета) от 10.03.1932, после чего здесь был открыт Музей истории религии и атеизма. Чудотворная икона оказалась перенесённой во Владимирский собор, где располагалась у правого клироса.

            С начала 1990-х годов в храме начали проводиться богослужения. Полное освящение собора состоялось в марте 1998 года. Спустя ещё два года храм был возвращён Русской православной церкви и превратился в кафедральный собор.

            Внешний облик Казанского собора отличает его от классического православного храма. Дело в том, что император Павел I, при котором было начато строительство нового здания, выразил желание, чтобы храм был похож на главную католическую святыню — Собор Святого Петра в Риме. В связи с этим архитектором Воронихиным была возведена колоннада, включавшая 96 колонн, а сам храм был построен в стиле ампир. Также в нём прослеживаются черты классицизма.

            В архитектуре собора нашли сочетание формы как базиликального (чисто римского), так и крестово-купольного храма. Само здание имеет форму четырёхконечного латинского креста, в средокрестии которого находится купол. Казанский собор вытянут с запада на восток. Вдоль барабана купола располагается 16 окон. Он имеет два свода: нижний и верхний, а диаметр купола превышает 17 метров. Интересно, что при его сооружении впервые в истории мировой строительной практики была разработана и применена металлическая конструкция. Венчает купол крест, который располагается над уровнем земли на 71,6 метр.

            Интересен и тот факт, что первоначально предполагалось наличие у храма не одной, а двух колоннад, вторая из которых должна была располагаться с южной стороны. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. Примечательно, что Казанский собор не имеет колокольни. При этом храм располагает звонницей, находящейся в западной части колоннады.

            Снаружи храм облицован серым пудостским камнем. Первоначально на фасаде располагались многочисленные статуи, а также храм был украшен рельефами, часть из которых не сохранилась. Например, и сегодня можно увидеть два пьедестала, располагающиеся по бокам колоннады. На них до 1824 года размещались гипсовые скульптуры ангелов. Предполагалось, что они будут заменены на бронзовые, однако задуманное не осуществлено до настоящего времени.

            Северные врата храма отлиты из бронзы. За образец были взяты «райские двери» флорентийского кафедрального храма — Собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Казанский собор имеет колонны не только снаружи, но и внутри. Так, во внутренней части здания можно увидеть 56 колонн коринфского ордера, выполненные из розового финского гранита. Капители у колонн — золочёные. Таким образом внутри Казанский собор — римская базилика, четыре ряда монолитных колонн которой делят пространство на три нефа.

Ранее в соборе было несколько барельефов, из которых до наших дней сохранилось только два: «Несение креста» и «Взятие под стражу». Следует отметить, что остальные барельефы были убраны ещё в 1814 году. Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.

Важной составляющей внутреннего убранства храма является живопись. Её можно видеть в иконостасе, на стенах и пилонах — подкупольных столбах. Наиболее выдающейся работой является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо», принадлежий кисти Карла Брюллова.

Храм имеет четыре придела, главный из которых посвящён Казанской иконе Божией Матери, северный — Святым Антонию и Феодосию Печерским. Также здесь имеются южный придел — Рождества Пресвятой Богородицы и пещерный — священномученика Гермогена.

Важно отметить, что Казанский собор стал первым на территории России храмом, который был построен русским архитектором полностью в европейском стиле. Здесь гармонично переплелись архитектура, скульптура и живопись.

В 2011 году Банком России была выпущена памятная монета с изображением Казанского собора. Её номинал составил 25 рублей, вес — 155,5 грамма. Металлом изготовления стало серебро. Монета была выпущена в рамках серии «Памятники архитектуры России».

В настоящее время Казанский собор — это не только кафедральный собор Санкт-Петербурга, но и объект культурного наследия народов Российской Федерации, привлекающий внимание не только верующих, но и туристов со всей России и зарубежья.

Экскурсия по Казанскому собору