Римма Казакова, известная и неизвестная

Литературно-музыкальная гостиная к 90-летию Риммы Казаковой

Боец и романтик, патриот и либерал, революционер и консерватор. 27 января исполняется 90 лет со дня рождения известной советской и российской поэтессы и переводчицы, автора песен, заслуживших популярность у миллионов людей на постсоветском пространстве – Риммы Федоровны Казаковой.

Наши читатели – посетители ЦСОН Пролетарского района – Надежда Павловна Агапова, Нина Ильинична Акопянц, Вера Прокофьевна Астапенко, Римма Федоровна Борисова, Эльвира Николаевна Недоморацкова, Алла Александровна Скороходова, Татьяна Михайловна Ткачёва, Людмила Ивановна Шавва, ознакомившись с творчеством поэтессы, не остались равнодушными и предложили свое прочтение ее стихотворений.

Родилась Римма Казакова в 1932 году в Севастополе в семье военного. Родители в силу советской моды наградили ее удивительным для нас с вами именем – Рэмо (Революция, Электрификация, Мировой Октябрь). Вокруг росли детишки с именами Мэлор (Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция), Электрон, Энергия, Владлен, Октябрина, Ким (Коммунистический интернационал молодежи)… Встречались даже Даздрасмыгды (Да здравствует смычка города и деревни), Даздрапермы (Да здравствует Первое мая), Лапанальды (Лагерь папанинцев на льдине). В двадцать лет она сменила имя, проявив недюжинные силу характера и настойчивость. Вспоминает подруга, поэтесса – шестидесятница Татьяна Кузовлева: «Смена имени в советскую эпоху была делом чрезвычайно трудным, потому переименование произошло не с первой попытки — поначалу в ЗАГСе строго пристыдили заявительницу за отсутствие патриотизма». 

 Закончив исторический факультет Ленинградского университета, повинуясь романтизму молодежи советского времени, в силу своей смелости и решительности, которые были с нею до последних дней, ринулась «за туманами, дальними странами» на Дальний Восток. Прихватила с собой привезенный для нее отцом с фронта маленький итальянский аккордеон «Тенора» — она увлеченно играла на нем, неплохо пела, знала множество песен, особенно военных. Да и сама уже тогда кое-что сочиняла. А уже в 1958 году вышел первый сборник её стихов «Встретимся на Востоке».

О великом она говорила просто. Читатели чувствовали в её стихотворениях интуицию женского сердца, притягивала к себе камерность её женского взгляда на мир. Лучшие стихи Казаковой – не о социальных проблемах. Любовь – основная материя, из которой они сотканы. Она вела с читателем интимный разговор о любви и дружбе, верности и материнстве. Её бытовые зарисовки схожи с картинами и быта читателя. На фоне подчеркнутой бесполости произведений большинства советских авторов эти стихи звучали современно, откровенно и даже провокационно.

 «Стихи писала с детства, не подозревая, что они станут моей профессией, чем-то основополагающим в жизни. Считала, как один хорошо танцует, второй – шьёт-вяжет, так третий – пишет стихи. Тем более что на историческим факультете Ленинградского университета вместе со мной учились очень много талантливых ребят, и я была не лучшая из них».

Моя религия, поэзия,

Моление – до искр из глаз!

Все пальцы у меня порезаны

О рифы рифм и фрезы фраз

В своих стихах почти всегда Римма Казакова говорит от первого лица. На вопрос, выражает ли она таким образом саму себя или некую лирическую героиню, ответила так: «Никогда об этом не задумывалась. Наверное, всё-таки саму себя». Об этом же свидетельствует порой обескураживающая читателя своей открытостью и откровенностью биографичность её стихов.

Мне всегда не хватало

баскетбольного роста,

Не хватало косы,

Не хватало косы…

Однажды после публикации в журнале «Новый мир» Римме Казаковой позвонила Агния Барто и сказала: «Деточка, хорошие стихи, но как же можно так раздеваться перед таким количеством людей?». А когда в Хабаровске вышла ее первая книга стихов, рецензент местной печати отметил, что даже ранняя Анна Ахматова писала о любви целомудреннее. Но Римма Казакова с юмором отнесла эти слова к высокому комплименту. Она не боялась посторонних взглядов. Все свои слабости, горести, искушения и грехи она привыкла доверять перу, бумаге и незнакомым людям, говоря в интервью: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это неопасно».

В стихах Риммы Казаковой есть строчки на все случаи женской жизни. Если ушел любимый мужчина, можно сказать ему вслед:

Не вы, не для меня, мой меленький.

Я не для вас, все это в прошлом.

А то, что сдуру вам отмерила, –

Непозволительная роскошь.

Ее популярности помогла не только оттепель, не только ее вхождение в обойму знаменитостей-шестидесятников, но и ее песни.

Из интервью Риммы Казаковой: «Пахмутова прочитала стихотворение «Ненаглядный мой» в журнале «Юность», и родилась песня. Было это аж в 1969 году…»

 «…Потом в моей жизни появились Саша Серов с композитором Игорем Крутым. Следом — Аллегрова, Пугачёва, Лещенко, Киркоров, Распутина… К сегодняшнему дню, думаю, проще назвать тех, с кем я пока не успела поработать, — почти у каждой звезды хоть одна моя песня есть. Даже у «Стрелок», которые поют: «Я хорошая, а ты меня не любишь! Я люблю тебя, а ты такой плохой…». И появлялись песни, любимые и популярные. Среди частых соавторов Риммы Казаковой — композитор Игорь Крутой («Безответная любовь», «Молитва», «День рождения любви», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь»). Сотрудничала с Александрой Пахмутовой («Ненаглядный мой»), которая, собственно, вместе с Майей Кристалинской и «открыла» её стихам дорогу на эстраду в 1970 году, а также с Михаилом Муромовым и Андреем Зубковым («Ариадна»), Андреем Савченко («Поздняя женщина»).

Римма Казакова с сыном Егором

Эта удивительная женщина прожила нелегкую жизнь. Среди множества влюбленностей два неудачных брака. Один пил, второй не имел понятия о верности. Она отчаянно билась с наркотиками, спасая сына. И спасла. Она успевала воспитывать внуков, встречать коллег по перу прекрасным столом в уютном доме и при этом быть с 1998 года первым секретарем Союза писателей Москвы. Она всегда темпераментная, жаждущая справедливости, социально активная, лёгкая на подъём, верная своему призванию. Касалось ли это, например, организации в бытность её секретарём Союза писателей СССР Пушкинских праздников поэзии в стране, Дней литературы разных народов, возрождения поэтических вечеров в Политехническом музее, проведения Совещаний молодых писателей. Или — рутинной работы с начинающими авторами. И сколько она ни тратила себя — всегда щедро, безоглядно, иногда безрассудно, то во имя справедливости, то ради вспыхнувшей страсти, — запас этих сил казался неистощимым.

Римма Казакова имела звания Заслуженного работника культуры Узбекистана и Каракалпакии (1981); была награждена орденами Трудового Красного Знамени (1984), Дружбы народов (1980), Кирилла и Мефодия 1-й степени (Болгария, 1981), премией им С. Бородина Союза писателей Узбекистана (1981). В июле 2008 года была учреждена премия имени Риммы Казаковой «Начало» для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет. Решением жюри премии объявление имен лауреатов происходит в день памяти поэта, 19 мая.

26 мая 2010 года в Москве на Ваганьковском кладбище был открыт памятник Римме Казаковой. На памятнике высечены сразу два имени: Казаковой и ее сына Егора Радова, урна с прахом которого захоронена там же.

Тамара Жирмунская (поэтесса, переводчица, литературный критик), вспоминая Римму Казакову в своей новой книге «Нива жизни», напишет: «Поэтессы-шестидесятницы… Все мы жаждали справедливости, социальной, человеческой, семейной. Максималистки в гражданском смысле, мы частенько попадали впросак, когда речь шла о любви, о близости, о сложных человеческих отношениях. В лирике выплёскивали свои недоумения, чисто женские разочарования. Римма была одной из самых бескомпромиссных».

Трудно с чувством конца примириться.

Боль уже чуть слышна, но остра.

Я за жизнь буду биться, молиться!

И особенно – рано с утра…

Мероприятие подготовила: зав. сектором Е.Н. Гудкова

Размещение на блоге: зав. сектором Е.Н. Гудкова