День информации
Динамика жизни в современном мире заставляет родителей задуматься о судьбе собственного ребенка уже на первом году жизни. Специалисты (педагоги, психологи) могут относиться к этому по-разному — или игнорировать существующую тенденцию, обвиняя родителей в преждевременности, излишней тревожности и незнании возрастных закономерностей развития ребенка, или же предоставить родителям возможность самим разобраться в потребностях и возможностях своего ребенка при поддержке профессионалов, для которых главный принцип как и в медицине — «Не навреди».
Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения, к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием, не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.
Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.
Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать…Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.
Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.
Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.
Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.
Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу нечитающими).
Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.
Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет).
Для успешного раннего развития ребёнка необходима специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.
Предлагаем вам некоторые книги из нашей библиотеки, в которых вы смежите найти ответы на интересующие вас вопросы и лучше узнать и понять вашего ребенка, создать необходимую атмосферу, подобрать материалы и методики воспитания.
Любить без условий, растить без усилий
Данихнова, Я. А. Пространство детской комнаты. Как создать развивающую среду дома/ Я. А. Данихнова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 157с.- Текст: непосредственный
В книге представлены различные варианты обустройства развивающей среды в комнате ребенка с учетом ведущих методик раннего и последовательного развития. Рассмотрены приемы организации развивающего пространства в доме с помощью подручных (бытовых) средств и приведены примеры обустройства детской комнаты для подготовки к школе, обустройства сенсорной среды в доме и многое другое. Структурированная информация, а также личные наработки автора помогут молодым родителям избежать традиционных ошибок в организации развивающего пространства для ребенка от рождения и до школьных лет.
Катчлоу, Трейси. От 0 до 5: простые подсказки для умных родителей/ Трейси Катчлоу. — 3-е издание. — Москва: Альпина-нон-фикшн, 2019. – 326с.- Текст: непосредственный
Цитата: «Первые годы жизни исключительно важны. Именно в это время мы закладываем фундамент жизненного успеха ребенка. Кроме того, мы формируем собственные представления о том, что значит быть родителем, — свою родительскую философию, значимость которой будет сохраняться еще долго после того, как малыш перешагнет пятилетний рубеж».
О чем книга «От 0 до 5: Простые
подсказки для умных родителей»
Кто из начинающих родителей не мечтал иметь
простую, удобную в использовании книгу, где были бы собраны самые лучшие и
проверенные советы по воспитанию малыша и уходу за ним! Такая книга перед вами.
Ее автор — Трейси Катчлоу, журналист и молодая мама. Советы Трейси основаны на
рекомендациях специалистов, пересказанных понятным, доходчивым языком, и ее
собственном родительском опыте. Первые пять лет — очень важное время в жизни
ребенка, когда он стремительно развивается. Главному, что нужно знать родителям
в этот период, и посвящена эта книга.
Для вас она станет помощником, вместе с которым вы воспитаете замечательного ребенка: умного, счастливого, нравственного, пытливого и, конечно, любимого!
Каспарова, Юлия. Развиваем малышей: от 0 до 4 лет / Юлия Каспарова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2019.- 317 с.- Текст: непосредственный
Автор предлагает советы молодым родителям по физиологическому и интеллектуальному развитию ребенка с самого раннего детства. Юлия Каспарова анализирует самые распространенные воспитательные системы, отмечает их положительные и отрицательные стороны, предлагает для каждого ребенку подбирать те методики, которые ему нравятся и лучше подходят. «Не бывает раннего развития вообще, бывает раннее развитие конкретного ребенка»,- считает автор. В книге масса стихов, помогающих родителям развивать у малышей речь, осваивать с ними азы математики, цвета. Полезные игры, развивающие игрушки, необходимые растущему организму упражнения — все это найдут читатели в книге.
Сигел, Дэниел. Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер / Дэниел Сигел, Тина Брайсон. — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — 381с. — Текст: непосредственный
Как добиться, чтобы подросток не препирался со взрослыми? Как уберечь двухлетнего малыша от опасных экспериментов? Устали твердить целыми днями одно и то же, поторапливая ребенка то в школу, то в постель, воевать из-за несделанных уроков или сидения перед телевизором? Тогда эта книга для вас. Специалисты по нейропсихиатрии и детской и подростковой психотерапии Дэниел Сигел и Тина Брайсон убеждены: когда мы призываем детей к порядку, наша задача — не запрещать и наказывать, а научить их. Научить контролировать свои порывы, справляться с гневом и другими сильными негативными чувствами, учитывать последствия их поступков для окружающих. При освоении этих навыков в мозге ребенка образуются прочные нейронные связи, формируя его личность и характер, они становятся естественной потребностью и в дальнейшем помогают справляться с любыми трудностями и принимать правильные решения. И научить своих детей всему этому можно без всяких драм и слез — утверждают авторы и убедительно доказывают это в книге.
Камарата, Стивен. Воспитание без шаблонов: научитесь слышать своего ребенка / Стивен Камарата; перевод с английского. — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — 272 с. — Текст: непосредственный
Сегодня на родителей обрушивается огромный поток информации о том, как именно они должны воспитывать своего ребенка. Развивающие методики, игрушки, детские центры, книги, эксперты, приложения и устройства – все это преподносят нам как средства, необходимые для воспитания самых умных, здоровых и развитых детей. Родители хотят успеть всё, в итоге мы видим вечно недовольных собой взрослых и нервных, лишенных детства, детей. Стивен Камарата, профессор психиатрии и отец семерых детей, уже 25 лет проводит исследования в области детского развития. Он разработал свой подход «интуитивного воспитания», в основе которого лежит внимание к ребенку, удовольствие от общения с ним и естественная реакция на его действия. В этой книге он расскажет о том, как вырастить любознательных и талантливых детей, не поддаваясь влиянию общества, а доверяясь своей родительской интуиции и любви.
Гинот, Хаим Г. Любить без условий, растить без усилий: секреты разумного воспитания детей от 3 до 18: суперуникальное пособие для родителей / Хаим Гинот. — Москва: Центрполиграф, 2018. – 316с. — Текст: непосредственный
На многочисленных ярких примерах Хаим Гинот раскрывает самые характерные конфликтные ситуации в отношениях разных поколений, особенности психологии в период взросления, рассказывает о том, как помочь детям в их естественном стремлении к самоутверждению и самостоятельности. Предлагаемые советы настолько просты и естественны, что каждому прочитавшему эту книгу сразу приходит в голову мысль, как же он сам раньше не додумался до этого. Книга полезна всем родителям, педагогам, интересна она и врачам, а также тем повзрослевшим подросткам, которые задумываются о собственной жизни и о взаимодействии с окружающими людьми.
Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Перевоспитываем неряху / Н. Ю. Дмитриева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 151с. — Текст: непосредственный
Эта книга поможет родителям в воспитании детей и подростков. Если ваш ребенок — неряха, то нужно привить ему аккуратность, опрятность, приучить ухаживать за собой и поддерживать порядок в своей комнате. Ознакомьтесь с эффективными методами воспитания, и у вас все получится!
Виес, Юлия. Тестирование способностей вашего ребенка / Юлия Виес. — Минск: Попурри, 2018. — 223 с. — Текст: непосредственный
Не зря считается, что до трех лет ребенок гений, до шести — талант, а после семи — посредственность. Научно подтвержден тот факт, что основное обучение происходит в период роста головного мозга. Главная задача родителей — рассмотреть в своих детях те или иные задатки и максимально способствовать их развитию. Если вы действительно хотите воспитать неординарного ребенка, который будет отлично учиться, станет талантливым и сможет добиться успеха в жизни, то нельзя терять ни минуты! Эта книга поможет вам выявить индивидуальные особенности вашего сына или дочери и уже сегодня заложить фундамент не только успешного обучения, но и их счастливого будущего.
Галлахер, Шон. Играем по науке : 50 удивительных открытий, которые вы сделаете вместе с ребенком / Шон Галлахер. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2019. – 215с. — Текст: непосредственный
Цитата: «Узнайте о своих малышах больше, чем вы думаете, и помогайте им дальше бережно и гармонично развиваться».
Евгения Белонощенко, основатель и душа
Бэби-клуба, мама четверых детей.
О чем книга «Играем по науке: 50
удивительных открытий, которые вы сделаете вместе с ребенком»
Новая книга из серии «После трех уже поздно»
Как развивать способности малыша с самого раннего возраста? Этот вопрос волнует многих родителей, и книга Шона Галлахера дает на него неожиданный ответ: прежде всего, важно хорошо понимать, что уже знает и умеет ваш малыш. С помощью интересных и веселых экспериментов вы узнаете, как ваш ребенок приобретает новые навыки — от распознавания лиц, голоса и форм к пониманию новых слов, — как он учится ходить и видеть различия между добром и злом. Пятьдесят увлекательных опытов, дарящих радость и одновременно развивающих интеллект, позволят вам увидеть мир глазами ребенка и убедиться в том, что младенец понимает и может сделать куда больше, чем вы ожидали!
Кузнецова, С. А. Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию детей / С.А. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 282с. — Текст: непосредственный
В книге предложены две авторские программы занятий: «Комикс-класс» и «Играем в сказку». В процессе занятий дети учатся придумывать сказки, воплощать свои идеи в рисунок, выражать эмоции и т.п. Обе программы основаны на сочинении историй, однако способ воплощения у них разный.
Суть занятий по программе «Комикс-класс»: придумывание сказочных историй при помощи разных способов и создание на их основе комикса.
Суть занятий по программе «Играем в сказку»: придумывание сказочных сюжетов разными способами и проигрывание их при помощи простых кукол, сделанных тут же на уроке, а также масок и костюмов для театрализации.
Стиль написания книги научно-популярный, с обоснованием практической и психологической значимости. Программы готовы для использования в детском саду, школе, группе продленного дня. Книга предназначена для психологов, учителей начальных классов, воспитателей и инициативных родителей.
Гляделова, Н. С. Уроки рисования для дошкольников / Н. С. Гляделова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. — 122 с.- Текст: непосредственный
Пособие «Уроки рисования для школьников» содержит систему работы по эстетическому развитию детей 6-7 лет посредством нетрадиционных техник рисования. Конспекты занятий разделены на блоки: «Печать листьями». «Оттиск пробкой», «Монотипия». «Рисование свечой», «Сграффито». Разработанная система мониторинга поможет отследить уровень эстетического развития детей.
Книга адресована воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, а также родителям, занимающимся художественно-эстетическим воспитанием детей самостоятельно.
Кантор, С. И. Первые поделки вашего малыша / Светлана Кантор. — Москва : Айрис- пресс, 2020. — 111 с.- Текст: непосредственный
Ваш ребёнок ещё совсем маленький и едва научился управлять своими пальчиками, но он уже может делать первые шаги в творчестве. В книге вы найдёте описание очень простых поделок из бумаги, пластилина, ниток и разных подручных материалов, которые можно изготовить с детьми 2-4 лет. Конечно, основную часть работы придётся выполнять взрослому, но и малыш будет принимать активное участие — приклеит крупные детали, поставит отпечатки пальчиками, скатает шарики из пластилина. После выполнения каждой модели предлагается тема для разговора с ребёнком. Вы сможете подробно рассказать о предмете или персонаже, который вы сделали, вспомнить соответствующие сказки и стихи. Книга адресована родителям детей 2-4 лет, воспитателям дошкольных учреждений.
Субботина, Е. А. Я учусь быть внимательным! / Е. А. Субботина. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 238с. — Текст: непосредственный
Воспитание и развитие малыша — это комплекс самых разных «тренировок»: и памяти, и мышления, и речи, и многого другого. Наш сборник игр, упражнений и наглядного материала поможет родителям, педагогам и воспитателям потренировать и развить внимание детей. Здесь вы найдете разнообразные задания, с помощью которых ребенок научится быть не только внимательным, но и шаг за шагом повысит уровень своего развития. Книга предназначена всем, кто с любовью воспитывает детей.
Лиф, Манро Быть здоровыми — нескучно!: лучшие советы, как вырасти сильным и здоровым / Манро Лиф. — Москва: Махаон, 2018. — 60 с. — Текст: непосредственный
Книга «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ – НЕСКУЧНО!» была признана детской классикой ещё в 1943 году, когда её напечатали. С тех пор она постоянно переиздаётся. В ней автор доступным для ребёнка языком, используя остроумные, весёлые иллюстрации, объясняет мальчикам и девочкам, почему так важно есть полезные продукты, делать зарядку и вовремя ложиться спать. Юмор помогает автору подвести детей к нужному выводу: чтобы прожить счастливую жизнь, надо беречь здоровье!
Эту книгу просто необходимо иметь в каждой домашней библиотеке.
Художественная литература также играет немаловажную роль в воспитании и взрослении дошкольника и выделена в отдельный раздел как вид искусства и как один из способов развития интеллекта и творчества детей.
Предлагаем рекомендательный список книг «Расширяем кругозор» для детей дошкольного возраста:
А также рекомендательный список книг «Полезные книжки» для детей дошкольного возраста:
Информационные услуги современной библиотеки
Библиотека является одним из производителей информационных продуктов и услуг, основным и исторически первоначальным информационным институтом, обеспечивающим общественное использование социально значимой документной информации.
Пользователь обращается в библиотеку с запросом, по которому он хотел бы:
• получить определенную книгу, журнал, газетную статью, нормативно-правовой документ, видеофильм и т. д.
• литературу по интересующей его теме;
• конкретные фактические сведения;
• информацию о мероприятиях библиотеки и возможности участия в них;
• консультацию по самостоятельной работе с литературой, поиску документов в СБА, оформлению списков литературы и т. д.
К обязательным бесплатным услугам относятся:
• предоставление информации о наличии в библиотеке конкретного документа;
• предоставление информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;
• консультационная помощь в поиске и выборе источников информации;
• открытые просмотры литературы, тематические выставки в помещении библиотеки;
• предоставление читателей во временное пользование документов из библиотечных фондов, в читальных залах и на абонементе.
Также библиотека создает специфические библиотечные (библиографические) продукты: каталоги, картотеки, БД, библиографические списки, указатели литературы, информационные бюллетени и т. п. Тем самым обеспечивается эффективная эксплуатация библиотечных фондов.
Характеризуя современную библиотеку, ее специальный статус и востребованность обществом, логично говорить об ассортименте информационных продуктов и услуг библиотеки, а не исключительно о библиотечных продуктах и услугах. Эффект внедрения автоматизированных информационных технологий в библиотечную практику сказался прежде всего на развитии номенклатуры библиографических продуктов и расширении информационной базы библиографических услуг библиотеки. Следовательно, для современных библиографов освоение стратегии поиска в распределенных информационных массивов приобретают такое же значение, как и умение ориентироваться в локальных библиотечных фондах.
Сегодня библиотека предоставляет услуги и в электронном виде. На сайте Централизованной библиотечной системы г. Ростова-на-Дону вы можете воспользоваться электронным каталогом книг, а также ознакомиться с другими дополнительными услугами на сайте: https://donlib.ru/
Также можно воспользоваться электронными библиотеками
Проект был задуман и реализован для того, чтобы у вас, дорогие читатели, была возможность читать свои любимые книги с любых электронных устройств.
На данный момент насчитывает более 400 произведений зарубежных и российских авторов. Доступ к полнотекстовым документам можно получить с помощью мобильных устройств, считывающих QR-коды (смартфонов, планшетов, электронных книг) или непосредственно на сайте «Библиотека в кармане»
«Библиотека ЛитРес»
Не нашли интересной для Вас книги? Тогда представляем Вашему вниманию проект Библиотека ЛитРес. Теперь у Вас есть возможность бесплатно читать понравившиеся книги.
Что для этого нужно:
- Записаться в любую библиотеку города;
- Получить доступ у сотрудника библиотеки;
- Скачать приложение «Библиотека ЛитРес»;
У Библиотечно-информационного центра им. И.С. Тургенева есть свой блог где вы можете ознакомиться с мероприятиями, юбилеями писателей, рекомендательными списками новинок и многое другое http://bicturgeneva.blogs.donlib.ru/
Мероприятие подготовила: ведущий библиотекарь В.Н. Трембель
Размещение на блоге: зав. сектором Е.Н. Гудкова