«Рафаэль Санти – один из титанов эпохи Ренессанса»

Виртуально-художественное путешествиек 540-летию со Дня рождения итальянского художника и архитектора Рафаэля Санти

Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин.

Детство и юность

Художник родился в восточном регионе Италии весной 1483 года. Родителями Рафаэля были Джованни Санти, служивший при дворе покровителя искусств Герцога Урбинского, и Марджи Чарла – домохозяйка. Мальчик рано потерял родителей – ему было около десяти лет, когда с разницей в три года они умерли.

Семья Санти была довольно обеспеченной, и могла себе позволить нанять кормилицу для Рафаэля. Но по настоянию отца, мать выкармливала детей сама.

Творческие наклонности у мальчика проявились в раннем детстве. Отец заметил способности сына к рисованию, когда брал его с собой в замок к герцогу, который всегда был полон искусных живописцев. Среди художников, рисовавших портреты герцога и его домочадцев были такие мэтры, как Лука Синьорелли и Паоло Уччелло. Маленький Санти, как завороженный, наблюдал за работой великих мастеров, ловил каждое движение кисти. Когда мальчик начал пробовать свои силы на холсте, отец понял – его отпрыск затмит и его самого, и Синьорелли с Учелло.

После смерти супруги Джованни женился во второй раз. Мачехой Рафаэля стала Бернардина, которая не смогла полюбить сына мужа. Вскоре скончался отец, и мальчик остался один в окружении чужих людей.

В таланте юного Санти уже тогда никто не сомневался, поэтому его отдали на обучение к художнику Пьетро Перуджино. В мастерской Рафаэль был лучшим из учеников, его часто ставили перед классом в пример. Юноша не загордился, он продолжал впитывать наставления учителя и совершенствовать свое мастерство. Перуджино давал Рафаэлю писать копии собственных полотен, и вскоре ни один профессионал не мог отличить их от оригинала.

Искусство

В начале 16-го века начинающий живописец вслед за своим учителем отправился во Флоренцию – туда, где зародился Ренессанс. Благодаря этому переезду юноша многое приобрел, познакомившись с гениальными художниками, архитекторами и скульпторами. Здесь он встретил великих Леонардо да Винчи, Бартоломео делла Порта, Микеланджело и многих других флорентийских мэтров. Мир никогда не узнал бы о существовании утерянного полотна да Винчи «Леда и лебедь», если бы не копия Рафаэля.

Ту часть творческой биографии, которую художник провел на берегах Арно, теперь принято называть Флорентийским периодом. Здесь родилось два десятка мадонн с младенцами на руках, изображая которых молодой Санти передавал свою грусть от потери матери. Мадонн великий Рафаэль будет писать всю жизнь.

В первый же год жизни во Флоренции Рафаэль создал ряд полотен, ставших мировым наследием изобразительного искусства. Среди них знаменитые картины «Три грации», «Сон рыцаря», «Обручение Девы Марии» и «Мадонна Конестабиле». Первое полотно, изображающее богинь Невинности, Красоты и Любви, в настоящее время является экспонатом музея города Шантийи во Франции. В ранних работах Санти чувствуется подражание Перуджино, но уже через пару лет живописец выработал свой уникальный стиль.

В 1508 году художник по приглашению Юлия II переехал в Рим. Слава о молодом гении уже достаточно распространилась, и римский папа решил поручить ему роспись станцев – парадных помещений во дворце Ватикана. Рафаэль создал пробную фреску, увидев которую священник был восхищен. Он приказал удалить со стен все старые рисунки и все поверхности отдал в распоряжение Санти. С этого момента и до конца своих дней живописец не оставлял Вечный город, трудясь над фресками во дворце. Рафаэлевские станцы – это масштабная работа в четырех залах, каждый из которых украсили по четыре композиции. Он работал не один – помогали ученики, которые после смерти мастера закончили еще одну фреску по его эскизу.

Приглашаем совершить виртуальное путешествие по залам музеев мира и познакомиться с картинами великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти, просмотрев видео-презентацию:

Самой знаменитой фресковой композицией стала станца «Афинская школа», или как ее еще называют – «Философские беседы». На ней изображены древние философы, в лицах которых можно было узнать современников Санти. Так, Гераклита он писал с Микеланджело, а Платона – с Леонардо да Винчи.

Приглашаем вас, уважаемые посетители блога, посмотреть видеоролик, в котором даётся более детальный обзор фрески «Афинская школа»:

В 1514 году Юлий II скончался, и римским папой стал Лев X. Он назначил Рафаэля на должность главного архитектора и хранителя реликвий. Мастер начал работу над возведением Базилики Святого Петра, усовершенствовав проект Доната Браманте. Помимо этого, Санти построил еще несколько храмов и переписал все памятники Древнеримской империи.

Галерея рафаэлевских мадонн продолжилась и здесь – из-под пера мастера в этот период вышло уже 42 полотна. Как и первые работы, римские картины пронизаны уважением к материнству, это выражается в каждом взгляде, жесте, линии одеяний. Однако, в этих мадоннах уже проглядывается индивидуальный стиль живописца, его уникальный почерк. Каждый женский лик несет чувственность и тревогу за свое дитя. Появились усложненные пейзажи на заднем плане, добавляющие смысловые ноты в полотно.

По мнению исследователей, в ранних мадоннах превалировал стиль кватроченто: художник изображал фигуры преимущественно фронтально, лица героев спокойными и торжественными. Во флорентийский период в кватроченто привнесена чувственность, а в римских мадоннах уже проглядывается зарождающийся стиль барокко.

Предлагаем вашему вниманию видеоролик, из которого вы получите больше информации о самом известном шедевре искусства Рафаэля Санти, картине «Сикстинская мадонна», узнаете её непростую судьбу переезда из Италии в Германию, а также в годы Второй мировой войны.

В настоящее время дом в Урбино, где жил и творил мэтр, является музеем Рафаэля. Дата смерти маэстро – 6 апреля 1520 года. Он был с почестями захоронен в одной из гробниц Римского Пантеона.

Пантеон в Риме

Личная жизнь

Рафаэль жил в шикарном особняке, построенном по его проекту в античном стиле. Его мастерство было оценено при жизни: дабы не допустить, чтобы талантливого итальянца переманили за границу, покровители ему хорошо платили. Он был завидным женихом – многие состоятельные купцы и дворяне мечтали выдать за него своих дочерей. Но Санти не торопился обустраивать личную жизнь, отказывая самым высокопоставленным вельможам. Однажды кардиналу Биббиене удалось организовать помолвку именитого живописца со своей племянницей, но перед самой свадьбой Рафаэль жениться отказался.

Единственной женщиной, которой мастер открыл свое сердце, стала Маргарита Лути. Она была дочерью булочника, за что в последствии Санти дал ей прозвище «Форнарина» (в переводе пышка или булочка). Юную Маргариту он встретил, когда трудился над Амуром и Психеей в саду Киджи. Художник дал отцу девушки вознаграждение за то, чтобы он позволил ей поработать натурщицей. Вскоре молодая красавица стала музой творца, и он выкупил ее у родителя за большие деньги.

На протяжении шести лет Маргарита позировала мастеру и вдохновляла его на новые шедевры. Когда любимый скончался, «Форнарине» в наследство остались дом и приличное содержание. Оставив все это, убитая горем девушка уехала в монастырь. Сохранившиеся монастырские записи свидетельствуют о том, что Маргарита считалась вдовой живописца.

В 2016 году Государственный музей им. А. С. Пушкина встретил в своих залах сокровища, созданные великим мастером. На выставке было представлено восемь полотен и три рисунка итальянского живописца.

Творения Рафаэля Санти бесценны, а интерес к его работам не иссяк и по сей день.

Если Вас заинтересовало жизнь и творчество Рафаэля Санти, вы можете больше узнать о художнике в следующих книгах, которые находятся в МБУК Ростовской-на-Дону городской ЦБС:

  1. Д’Орацио, Костантино. Таинственный Рафаэль : [какие секреты скрывают знаменитые шедевры?] /  Костантино д’Орацио ; [перевод с итальянского Р. Евстифеевой]. — Москва : Эксмо, 2018. — 215 с.
  2. Геташвили, Н. В. Леонардо, Рафаэль, Тициан / [Геташвили Н. В., Морозова О. В., Яйленко Е. В.]. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. — 302, [1] с. : цв. ил.,  портр. — (Подарочные издания. Сокровища живописи).
  3. Жабцев, В. М. Санти Рафаэль / [Жабцев Владимир Митрофанович]. — Минск : Харвест, cop. 2010. — 127 с. : ил., цв. ил., портр. ; 27 см см. — (Гении мировой живописи).
  4. Лебедянский, М. С. Портреты Рафаэля / М. С. Лебедянский. — 2-е изд. — М. : Изобразит. искусство, 1988. — 142, [1] с.
  5. Махов, А. Б. Рафаэль / Александр Махов. — Москва : Молодая гвардия, 2011. — 373, [4] с., [16] л. ил., цв. ил. ; 21 см. — (Жизнь замечательных людей : cерия биографий / основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким).
  6. Рафаэль Санти / [Авт. ст. и сост. М.И. Боженкова, А.И. Рощин]. — СПб. : Творч. об-ние «Пальмира», 1994. — 117, [2] с.
  7. Вазари, Джорджо. Жизнеописания шести великих мастеров Возрождения / Джорджо Вазари ; [пер. с итал., коммент. А. Габричевского]. — Санкт-Петербург ; Москва : Пальмира : Рипол классик, 2018. — 380, [2] с.

Материал подготовила: библиотекарь Александра Мокина

Размещение на блоге: библиотекарь Александра Мокина