Час интересной информации
28 октября праздник самого веселого, понятного детям и взрослым, яркого, красочного, мудрого и веселого искусства – искусства мультипликации. Международный день анимации – это праздник не только профессионалов, но также взрослых и детей. Ведь мультфильмы любят все. Ребятам кажется, что «мультики» были всегда, а их родители с чувством светлой ностальгии вспоминают своё детство, когда видят по телевизору знакомый мультфильм.
Оживить картинки люди пытались уже на заре цивилизации. Особенно в этом преуспели в Древнем Китае, где появился «театр теней». С 17-го по конец 19-го века необыкновенно популярным был «волшебный фонарь». С помощью него на экран можно было проецировать картинки.
Международный день анимации ( International Animation Day ) или Всемирный день мультфильмов, который отмечается ежегодно 28 октября, был учрежден по инициативе французского отделения Международной ассоциации анимационного кино ( The International Animated Film Association, ASIFA) в 2002 году в честь 110-летия публичного представления первой анимационной технологии. В этот знаменательный день — 28 октября 1892 года — в Париже художник и изобретатель Эмиль Рейно ( Emile Reynaud ) созвал зрителей на новое, доселе никем не виданное зрелище — «оптический театр ».
Талантливый изобретатель впервые публично продемонстрировал свой аппарат праксиноскоп, который показывал движущиеся картинки. Сейчас мы бы назвали это событие рождением прообраза современных мультфильмов, и именно эта дата теперь и считается началом эпохи анимационного кино.
Во многих странах праздничные события начинаются за несколько дней до обозначенной даты. В преддверии Международного дня анимации профессионалы и любители анимационного кино со всего мира обмениваются программами своих фильмов, проводят фестивали и устраивают премьерные просмотры бестселлеров для благодарной публики, целый год ждущей этого события. Сейчас подобные сеансы мультфильмов одновременно проходят уже в 104 странах мира! Сегодня технические возможности анимации поражают — это двухмерная анимация (традиционная и цифровая), трехмерная анимация, анимация Flash, Stop Motion и VFX.
Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев (1867-1941), балетмейстер Мариинского театра, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм в 1906 году, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций.
В 1910 году режиссер Владислав Старевич создал еще один мульфильм. Этот мультфильм был про жуков и совсем не походил на то, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными целями: первый русский мультипликатор вовсе не собирался развлекать маленьких зрителей, он хотел создать документальный фильм о жуках. Однако во время съемок он столкнулся с проблемой – когда устанавливал нужный свет, жуки отказывались двигаться. Тогда Владислав Старевич сделал из жуков чучел, прикрепил к ним ниточки и выполнил съемку киноленты по кадрам. Эту картину назвали первым кукольным мультфильмом.
Старевич выполнил еще несколько подобных мультфильмов на тему насекомых, но теперь он использовал настоящие сценарии. Данные мультфильмы пользовались большой популярностью у зрителей – многие не понимали, как делались картины и удивлялись тому, как удалось автору так выдрессировать жуков.
А в 1912 году состоялась премьера первого российского мультипликационного фильма – «Прекрасная Люканида », когда широкая публика впервые в истории увидела анимационную картину. В честь этого события отмечается День российской анимации. Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. За один 1924 год на студии « Культкино » маленький коллектив художников выпускает целый ряд мультипликационных картин: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования» ( Б.Савинков ), «Советские игрушки» ( реж. Д.Вертов, мультипликация А.Бушкина и А.Иванова ).
Настоящие мультфильмы появились спустя несколько лет в советские годы. Первый мультфильм со звуком — «Почта» — снят по мотивам произведения Самуила Маршака в 1930 году. Автором сценария стал сам Маршак.
Работать с цветом советские мультипликаторы начали в конце 30-х годов. Уже первые эксперименты закончились удачно — на экранах страны появились такие цветные ленты, как «Сладкий пирог» (1936),
«Красная шапочка» (1937)
и «Маленький Мук» (1939).
Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней , американский режиссер, художник и продюсер. Уолт Дисней был первым, кто использовал звук в анимации. Дисней также был одним из пионером в использовании цвета в анимации.
Одним из первых всемирно известных советских полнометражных мультипликационных фильмов стал «Новый Гулливер» Александра Птушко (1935).
В июне 1936 года в столице открылась киностудия «Союзмультфильм», в которой работали Сестры Брумберг, В.Лалаянц, Л.Азарх В. Г. Сутеев.
Сегодня ее знает каждый наш соотечественник. Ведь она подарила зрителям столько замечательных лент: «Ну, погоди!» и «Кот Леопольд», «Винни Пух и все-все-все» и «Котёнок по имени Гав», « ДоРеМи », « Маугли », «Самый маленький Гном», «Бегемот и Солнышко», «Буренка из Масленкино », «Волк и Семеро козлят», «Козленок, который считал до десяти», «Малыш и Карлсон », «Умка», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Крокодил Гена», «Простоквашино» и многих других – даже сегодня не найдёшь ребёнка, который бы не смотрел этих мультфильмов.
В послевоенный период советская мультипликация не только быстро восстановилась, но и продолжала бурно развиваться. В это время отечественные мультфильмы начали медленно, но верно выходить на мировую анимационную арену. Самые заметные ленты того периода — «Синдбад-мореход»,
«Пропавшая грамота»,
«Весенние мелодии»
и «Конек-горбунок».
Один мультфильм создавался от 3 месяцев до 1 года. Любой мультфильм начинается со сценария. Он пишется долго и трудно, диалоги меняются несколько раз, какие-то сцены выкидываются совсем. И только когда весь фильм сложился на бумаге, его можно рисовать.
Как будут выглядеть герои мультфильма в профиль и в фас, спереди и сзади, каковы они в движении — решает художник-постановщик фильма. Ему приходится рисовать так много, что за день стачивается немереное количество карандашей.
Затем в игру включаются аниматоры, под руками которых, мультперсонажи оживают. Например, для того чтобы герой поднял руку, аниматорам необходимо нарисовать немалое количество кадров. В одной секунде их 25. А если мультфильм длится полтора часа, потребуется создать 135.000 кадров. Результат работы аниматоров подхватывают художники — прорисовщики. В итоге перед нами цветное кино. Но на экране ведь не одни герои, их окружают деревья, города. Все эти фоны создают множество других художников.
А самое интересное — как герои разговаривают. Весь диалог записывают на диктофон. Потом считают время (вплоть до миллисекунд) на одно слово в диалоге. И под каждую букву нужно прорисовать рот. Так персонажи двигают ртом под каждое слово. Голоса актёров записывают раньше, чем начинают работать аниматоры, то есть сначала у персонажей появляются голоса, и только потом по репликам их начинают оживлять. И какой же мультфильм без музыки и песен.
Самая распространенная технология создания мультфильмов – анимация. Анимация – это волшебная технология, заставляющая двигаться неодушевленные объекты. Для анимации главное создать действия и эффекты, которые невозможны в реальной действительности. Только в этом сказочном мире можно летать, менять обличье, заново воссоздавать себя. Волшебно выглядит анимация предметов. Поразительно, как маленькие песчинки сами по себе могут сложиться в песчаный замок или карандаш неожиданно без чьего-либо влияния начинает выводить на бумаге причудливые образы.
До недавнего времени умение сделать анимационный фильм считалось уникальной способностью художника. В последние десятилетия новые компьютерные технологии позволили заниматься мультипликационным творчеством всем, кому это интересно.
Основной принцип анимации это создание иллюзии движения путем последовательной покадровой съёмки изображений. В остальном фантазия автора не ограничена ничем, он может создавать персонажей и объекты, которых никогда не существовало, наделять их нереальными способностями и помещать в вымышленные пространства. Придумать собственную технику и стилистику построения изображения в кадре ему тоже ничего не мешает. Единого шаблона для создания анимационного ролика нет.
В современном мире вряд ли можно найти человека, которому бы не нравились мультики. Ребёнок начинает смотреть мультфильмы раньше, чем научится говорить. Повзрослев, человек постоянно и повсеместно сталкивается с видеоконтентом, но именно анимационный формат заставляет людей обращать на него внимание. Инстинктивно сказывается детский интерес к мультику, и лишь потом человек задумывается о том, интересно ли ему содержание. Многие специалисты утверждают, что в сфере видеопроизводства живая съёмка уступает позиции компьютерной графике и моушн-дизайну. Исследования маркетологов показали, что мультяшные ролики вызывали положительные эмоциональные реакции у всех взрослых зрителей. Рекламные мультфильмы с удовольствием смотрят и дети.
Интересный и весёлый сюжет мультфильма с интегрированной рекламой часто может оказаться в разы эффективнее обычного рекламного видеоролика.
Современные культурологи считают анимацию составной частью киноискусства. Однако при создании мультфильмов авторы используют не только достижения индустрии кинопроизводства, но и выразительные возможности изобразительного искусства, театра, музыки. Анимация с момента своего возникновения сочетала в себе различные виды искусства и инновационные технологии. Научные открытия в области оптики, химии, физики оказали и продолжают оказывать влияние на формирование характерных особенностей анимации.
В зависимости от типа видеопроизводства, анимация делится на несколько видов:
Рисованная анимация
Это классический вид мультипликации, основанный на покадровой съёмке меняющихся картинок. Раньше художникам приходилось каждое изображение рисовать полностью. Поэтому процесс производства мультфильмов был очень трудоёмкий. Для одной секунды экранного времени нужно было нарисовать двадцать четыре полноценных изображения. Времени на создание мультика требовалось очень много, пока художник-мультипликатор Уолт Дисней не поставил производство анимационных фильмов на поток и начал применять наложенные друг на друга прозрачные кальки.
Перекладная анимация
Перекладка— это техника создания фильма, когда художник создаёт иллюзию движения, разрезав картонное изображение персонажа или объекта на несколько частей и передвигая эти элементы на стеклянной поверхности. Чем больше частей, тем качественнее получается анимация. Чтобы создавать иллюзию пространства стеклянных плоскостей может быть много. Главный плюс перекладной анимации — относительно недорогая стоимость.
Кукольная анимация
Эта техника появилась одновременно с первыми игровыми фильмами. Аниматор делает фотографию объекта, затем передвигает его для следующего снимка. Если полученные фотографии собрать вместе одну за другой и быстро пролистать, создаётся эмитация движения объекта. Процесс создания мультфильма похож на традиционную 2D-анимацию, только вместо рисунков используются фотографии. Повсеместное внедрение компьютерной трёхмерной графики привело к тому, что кукольная анимация стала сегодня весьма экстравагантной техникой и почти не применяется.
Пластилиновая анимация
Изначально для создания фигурок использовали глину или воск. Это было не очень удобно потому, что глина слишком прилипает к рукам, а воск легко плавится при малейшем повышении температуры. Потому решили соединить парафин и глину, создав пластилин. Попытки делать мультики в этой технике до середины прошлого века не были успешными, пока режиссёр Арт Клоки не создал своего персонажа Гамби. Пластилин в российской анимации начался с Александра Татарского в 1980-х и до сих пор остаётся одной из важнейших техник.
Ожившая живопись
Редкая и живописная анимация, создаётся в виде нарисованной картинки на стеклянной поверхности. Используется либо масляная краска, либо гуашь, смешенная с глицерином. Поверхность матового стекла подсвечивается снизу. Часто для придания эффекта объёмного изображения художниками используются несколько рядов стёкол. Для анимации в такой технике художнику надо нарисовать более тысячи изображений, меняя их мазками пальцев. Это невероятно кропотливый труд. Мультфильм может длиться всего 10 минут, а на его создание уходит целый год. Мультфильм Александра Петрова «Старик и море», выполненный в этой технике, был удостоен премии «Оскар».
Эклер
Эта техника мультипликации заключается в съёмке живого актёра. Потом изображение переносится на плоскость, при этом добавляются элементы, характерные для анимационного персонажа. Наименование техники произошло от названия камеры французской фирмы «Эклер», которую приспособили на «Союзмультфильме» для проецирования изображения кадров на бумагу. Знаменитый мультфильм «Золотая антилопа» сделан именно в этой технике.
Совмещённая
Это мультипликация, включённая в реально снятую картинку. Иногда бывает наоборот. Чаще всего эта техника классифицируется как спецэффекты. Без этого сегодня не обходится ни один блокбастер! И то, что порой вы не видите на экране мультипликации, не значит, что её нет!
Современная компьютерная анимация представляет собой те же техники, которые существовали раньше. Только теперь они выполняются с помощью специальных программ, которые помогают художникам экономить время и добавляют возможностей для творчества.
Например, рисованная 2D-анимация использует методы традиционной анимации. Её ещё называют «векторной». Перекладка изображений с помощью компьютера значительно упростила и ускорила этот процесс. Зачастую, значительная часть промежуточных перемещений просчитывается программой, а не рисуется в реальности.
Для компьютерной 3D анимации необходима современная компьютерная техника и программы, так как для создания объёмных моделей требуются большие вычислительные мощности. В чем-то технология похожа на «стоп моушен».
Современная анимация – это настоящее искусство, которому находится применение и при создании развлекательного контента любого размаха, и для организации эффективных рекламных кампаний, и для презентаций. Мультфильмы пользуются популярностью у детей и взрослых, завоевывают высокие награды и становятся блокбастерами наряду с игровыми лентами. Технологии становятся более продвинутыми, а возможности – более широкими. Неудивительно, что большинство зрителей и создателей анимации уверены – этот жанр ещё долго будет оставаться на пике славы.
Интересные факты из мира мультипликации. Знаете ли вы, что:
•Первый мультперсонаж – это маленький динозавр,которого звали Герти. Зрители увидели сюжет с Герти в 1910году.
•Владимир Высоцкий должен был озвучивать Волка в «Ну,погоди!» Режиссёру Вячеславу Котёночкину казалось, что хрипловатый голос артиста лучше всего подходит для
персонажа. Но худсовет утвердил Анатолия Папанова –Высоцкий тогда был «под запретом».
•За мультфильм «Белоснежка и 7 гномов» Уолту Диснею вручили 8 Оскаров – 1 большой и 7 маленьких.
•Чебурашке в мультфильме сделали такие большие уши для того, чтобы он не напоминал медвежонка.
•Кота в мультике «Трое из Простоквашино» должны были звать не Матроскин, а Тараскин – в честь друга Эдуарда Успенского.
В 2006 году ветераны студии Союзмультфильм открыли уникальный проект «Музей анимации». Первоначально музей не имел своего постоянного помещения, а лишь представлял собой передвижную экспозицию, которая знакомила посетителей с процессом создания мультипликационных лент, преимущественно созданных в период 1960-1980 годов на киностудии « Союзмультфильм ». Сегодня музей находится в Москве, его фонды насчитывают порядка 9000 экспонатов. С 2008 года он располагался на территории ВВЦ, но в 2015 году помещение музея закрылось на реконструкцию. В настоящее время основная экспозиция «Музей анимации» расположена на территории Измайловского Кремля.
Как уже говорилось, Международный день анимации – это праздник не только профессионалов, создающих мультфильмы, но и, конечно же, взрослых и детей. Предлагаем Вашему вниманию викторину «Путешествие в страну мультфильмов».
Каждая семья может начать замечательную традицию – совместный просмотр мультфильмов. Это будет интересно всем членам семьи от мала до велика!
Еще раз с праздником и приятного просмотра!
Мероприятие подготовила библиотекарь Любимова Ю.Н.
Размещение на блоге библиотекарь Любимова Ю.Н.