Путь художника — мифический и магический мир Пабло Пикассо

Виртуальный художественный салон

Пабло Пикассо — известнейший, самый «дорогой» и на редкость гениальный художник, чья деятельность значительно повлияла на развитие искусства 20-го века. Благодаря смелым и инновационным художественным начинаниям, этот испанец достиг мировой известности в возрасте до 50 лет, став самым почитаемым художником в западном полушарии.

Уникальный стиль и божественная одаренность позволили Пикассо влиять на эволюцию современного искусства и на весь художественный мир.

Родился Пабло Пикассо 25 октября 1881 г. в Испании в г. Малага в семье художника Хосе РуисаБласко. По испанской традиции Пабло получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца — Руис и матери — Пикассо.

     В 8 лет была написана первая серьезная картина маслом под названием «Пикадор».

    Давайте поговорим об искусстве Мастера – таинственном, неоднозначном, загадочном,  навсегда изменившим мир живописи…

Творчество Пикассо подразделяют на уникальные и интересные периоды.

Вот несколько работ Пабло Пикассо раннего периода творчества.

Следующий,  «голубой период» начался в 1901 году и продлился около трех лет.  Практически каждая картина Пабло Пикассо выражает его собственные чувства, эмоции и душевное состояние. Настроение художника отражалось на цветовой гамме, используемой в полотнах. С 1901 по 1904 его одолела депрессия, глубокие раздумья терзали душу великого художника, и он все чаще стал рисовать картины, наполненные людскими страданиями. В это время в палитре художника преобладали холодные цвета — в основном голубой и его оттенки, Пикассо поднимал темыстарости, бедности, нищеты, характерным настроением картин этого периода были меланхолия и печаль

     В «розовом» периоде (1904 — 1906) главной темой в творчестве художника был цирк и его персонажи — акробаты и комедианты. Преобладали яркие жизнерадостные цвета. Любимым персонажем этого периода можно назвать арлекина, который наиболее часто встречался в работах Пикассо. Помимо цирка вдохновляла его еще и модель Фернанда Оливье, с которой познакомился в 1904 г., в самом начале «розового» периода. Её же была музой художника на протяжении всего периода.

     Художник заинтересовался образами из мира театра и цирка, в его палитре появились розово-золотистые, красноватые и розово-серые тона, а персонажами картин стали бродячие артисты — клоуны, танцовщицы, жонглеры и акробаты из цирка Медрано, где живописец часто бывал и рисовал своих друзей.

     «Розовый период»  характеризуется более жизнерадостными тонами — охристыми и розовыми, а также устойчивыми темами изображений — арлекинами, бродячими актерами, акробатами Очарованный комедиантами, ставшими моделями его картин, он часто посещал цирк Медрано; в это время арлекин — любимый персонаж Пикассо.

     Кубизм- это большой период в творчестве Пабло Пикассо, который можно разделить  на несколько этапов. Это время полного отказа от детализации персонажей: предмет и фон почти сливаются воедино, нет четко очерченных границ. Пикассо был убежден, что художник может больше, чем просто показывать то, что видит глаз.

     Вместе с Жоржем Браком, которого встретил в 1907 году, Пикассо становится родоначальником кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки , увеличивает и ломает объёмы, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины.

Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности, и хотя первоначальная цель кубизма состояла в том, чтобы более убедительно, чем с помощью традиционных приёмов, воспроизвести ощущение пространства и тяжести масс, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. — атрибутами, присущими образу жизни художественной богемы начала века.

     Первый этап «сезанновский» он же «африканский» период. Этот этап отличается построением изображений с помощью простых- геометрических форм и преобладанием мутных размытых  зеленых, охристых и коричневых тонов.

В 1907-1909 годах  внимание художника было устремленно на африканское искусство, с которым он впервые познакомился в 1907 году на этнографической выставке в музее Трокадеро. Отныне в творчестве Пикассо стали преобладать простые, даже примитивные формы изображаемых предметов. В технике художник стал употреблять грубую штриховку.

      Первой картиной выполненной в «африканском» стиле считается «Авиньонскиедевицы».Картина, которую Пикассо нарисовал в 1907 году, обозначила собой переход к новому стилю. Художник в одиночку изменил ход современного искусства.  «Авиньонские девицы», вызвали  много потрясений в тогдашнем обществе. Изображение обнаженных проституток в стиле кубизма стало настоящим скандалом, но послужило основой для последующего концептуального и сюрреалистического искусства.

     В аналитическом периоде Пикассо пришел к осознанию того, что нужно полностью сосредоточиться на объеме и форме предметов, отодвинув на задний план цвет. Таким образом отличительной чертой аналитического кубизма стала монохромность. Так же стоит отметить структуру работ этого периода — художник словно дробит предметы на мелкие фрагменты. Между разными вещами пропадает грань и все воспринимается как единое целое.

Началом синтетического периода стала картина «Воспоминания о Гавре», написанная Пабло Пикассо в 1912 г. В этой картине появились более яркие краски, не присущие аналитическому кубизму.

     Монохромные работы вновь уступили место цвету. В основном на картинах этого периода преобладали натюрморты: бутылки вина, ноты, столовые приборы и музыкальные инструменты. Для разбавления абстрактности в работе над картинами использовались реальные предметы, такие как: веревки, песок, обои , листы газеты.

     Кубизм постепенно становился для Пикассо уже внутренне пережитым опытом, раскрепостившим его кисть. Позже он говорил: «Если задуматься, я, наверное, художник без стиля. «Стиль» нередко лишь сковывает художника, навязывает ему одну точку зрения на вещи, одни и те же приемы, одни и те же формулы, и так год за годом, иногда на всю жизнь». Это, конечно же, не был случай Пикассо, отчаянного смельчака в искусстве.

     Следующим периодом в творчестве художника стал неоклассицизм, которому положила начало женитьба Пикассо на русской балерине Ольге Хохловой в 1918 г. Этому предшествовала работа Пабло над декорациями и эскизами костюмов к балету «Парад» 1917 г. Именно выполняя эту работу художник познакомился с Ольгой Хохловой.

     Этот период очень далек от кубизма: реальные лица, светлые тона, правильные формы… На подобные перемены в творчестве его вдохновляла русская жена, которая привнесла много нового в жизнь Пабло. Поменялся даже образ жизни художника — посещение светских раутов, костюмированных балетов и т.д. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».

Наверное, именно в этот период Пикассо по-настоящему разобрался в себе (и его открытия не всегда оказались приятными) и осознал, что его по большому счету интересует лишь живопись, только ей он готов приносить жертвы, только ей служить: «Искусство никогда не надоедает мне, и я не мог бы жить, не отдавая ему все свое время. Я люблю его как единственную цель.

Непростым периодом в творчестве Пикассо является период сюрреализма, который начался в 1925 году. Это время, когда на полотнах появляются истеричные и конвульсивные образы, когда мир галлюцинаций переносится на картины. Зимой 1927 года Пикассо встречает свою новую музу — семнадцатилетнюю Марию Терезу Вальтер, которая стала персонажем многих картин периода сюрреализма. В 1935 году у пары родилась дочь Майя, однако в 1936 году Пикассо уходит от Марии Терезы и от Ольги Хохловой, с которой он так и не оформит официального развода вплоть до самой смерти Ольги в 1955 г.

В 30-е и 40-е годы героем многих полотен Пикассо стал бык, Минотавр. Минотавр в творчестве художника — олицетворение разрушительной силы, войны и смерти.

Весной 1937 года маленький город Испании Герника немецкие фашисты буквально стерли с лица земли. Это событие Пикассо не мог оставить без внимания и так на свет появилась картина «Герника». Эту картину можно назвать апофеозом темы Минотавр. Размеры картины впечатляют: длина — 8 м, ширина — 3,5 м. Известен один случай, связанный с картиной. Во время обыска, который устроил гестапо офицер-нацист обратил внимание на картину и спросил Пикассо: «Это вы сделали?»  на что художник ответил «Нет. Это сделали вы!

Параллельно полотнам о Минотаврах, Пабло Пикассо создает серию о монстрах «Мечты и ложь генерала Франко» (1937). Эта серия выражает позицию художника во время гражданской войны в Испании, в которой он поддерживал республиканцев и выступал против политики диктатора Франко.

Всю Вторую мировую войну Пабло Пикассо жил во Франции, где художник в 1944 году стал членом Французской коммунистической партии.  

     В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Вдохновила Пикассо на такое увлечение ежегодная выставка керамики в Валлорисе, которую он посетил еще в 1946 году. Особый интерес художник проявил к изделиям из мастерской Мадура, в которой он позже и работал. Работа с глиной позволяла признанному живописцу и графику забыть ужасы войны и окунуться в иной радостный и безмятежный мир. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи…

     В 1949 в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Его символом стала знаменитая голубка Пабло Пикассо, которую художник нарисовал одним взмахом руки. По воспоминаниям писателя Ильи Эренбурга: «Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. В тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал Паломой (по-испански „палома“ — голубка). За столом нас было трое: Пикассо, Поль Элюар и я. Сначала мы говорили о голубях. Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки — лапки успели надоесть отцу. Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира. А потом Пикассо перешёл к своим голубкам, показал сотню рисунков для плаката — он знал, что его птице предстоит облететь мир».

     Существует и более забавная история о появлении этого рисунка. Говорят, что однажды к художнику подошел на улице нищий и со всей святой простотой попросил его: «Пабло, будь другом, ты великий мастер…  Начертай мне чего-нибудь, я рисунок продам и хоть поем по-человечески». Обескураженный такой прямотой, Пикассо достал листик и за пару минут набросал «миролюбивую» птичку.

     Впрочем, эта легенда могла иметь и реальные истоки. Ведь «голубиная тема» у Пикассо не исчерпывается символом мира. Еще в детстве (а рисовать наш герой начал с 4 лет) его папа (тоже художник) нередко поручал маленькому Пабло дорисовывать на своих картинах лапки голубей.

     Незатейливый набросок голубка принес и без того известному художнику и славу, и звания, и премии. В 1950 г. Пикассо избрали во Всемирный совет мира и тут же вручили ему Международную премию мира, а в Советском Союзе его дважды награждали Ленинской премией.

     Голубка на картине появилась практически одновременно с рождением дочери Пикассо — Паломы, в переводе тоже голубка, так что можно предположить, что Пикассо рисовал символически свою дочь.

Пабло Пикассо умер в 1973 году во Франции в возрасте 91 года.За свою жизнь художник написал около 20 000 работ, а общее количество произведений искусства в районе 50 000 (картины, наброски, скульптуры, керамические изделия).  С годами стиль художника очень сильно изменился. Если разложить его работы  в хронологическом порядке и сравнить, трудно поверить, что это работы одного и того же Мастера.

      Впрочем, наверное, это и есть истинный гений…

В заключение несколько фактов из жизни великого испанца:

1. Пабло появился на свет в небольшом испанском городке в 1881 году. Роды прошли тяжело, и врачи посчитали, что ребенок мертв. Они просто положили маленькое тело на стол. Доктор Сальвадор, дядя будущего художника, решил взглянуть на новорожденного. Мужчина курил сигару, дым от которой попал в лицо мальчика. Ребенок заплакал.

2. Во время крестин Пабло Пикассо получил очень необычное имя, которое состоит из 23 слов: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусенко Мария де лосСиприаноде лаСантисима Тринидад МартирПатрисоиРуис и Пикассо!

3. Первым произнесенным Пикассо словом стало не «мама», не «папа», а «карандаш»! Кстати, воспитанием ребенка занимался его отец, профессор искусств, который желал сделать из ребенка художника. Кто мог подумать, что Пабло Пикассо уже в юношеском возрасте станет талантливее своего родителя?

4. Художник написал свою первую картину в девять лет. Произведение «Желтый Пикадор» – всадник на лошади, участвовавший в испанском бою быков.

5. А уже в 13 лет Пабло Пикассо открыл свою первую выставку, которая прошла очень неплохо!

6. Перебравшись в Париж в 1900 году, юный и амбициозный художник переживал тяжелые времена. Его картины никто не покупал, денег катастрофически не хватало, а место проживания было просто ужасным. Чтобы согреться и не подхватить какую-нибудь болезнь, Пикассо приходилось жечь свои картины. Страшно представить, сколько произведений искусства было уничтожено художником собственноручно!

7. Именно Пабло Пикассо со своим другом Жоржем Браком изобрели такое направление в искусстве, как кубизм. Правда, название придумали не они, а один французский критик, отметивший, что картины Пабло «полны маленькими кубиками». Сам того не зная, Пикассо стал вдохновителем для многих художников, позднее писавших в стиле кубизма.

8. Ни у одного художника не было так много возлюбленных, как у Пабло Пикассо. И чем старше он становился, тем моложе были его спутницы жизни. Сам художник однажды сказал: «К несчастью, а может, и к счастью, я смотрю на вещи через призму любви». Кстати, первой женой художника стала русская балерина Ольга Хохлова, в браке с которой у испанца родился сын.

9. За всю свою жизнь Пабло Пикассо написал примерно 20 тысяч работ. Самым дорогим созданным им произведением стала картина «Алжирские женщины». Она была продана на аукционе за 179 миллионов долларов. И цены за его картины продолжают расти. Неудивительно, что Пабло Пикассо оставил после себя состояние, которое оценивается в 1,5 милларда долларов.

Мероприятие подготовила библиотекарь Любимова Ю.Н.

Размещение на блоге библиотекарь Любимова Ю.Н.