Праздник «Свет Рождества» — к Рождеству Христову

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… Все мы с Вами ждем рождественское чудо.

Снег ровным покровом ложится на землю… Морозная звёздная ночь… Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше. Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное — ближе к Богу.

Праздник Рождества Христова – это светлая и тихая радость, это дата начала новой эпохи для человечества. Христиане всего мира празднуют этот день – Православные  — 7 января, католики и протестанты — 25 декабря.

     В этот день славят рождение Спасителя, о чем подробно написано в Евангелии от Луки и Матфея. Все праведники, чтившие Ветхий Завет, ждали Мессию и видели пророчества, предвещавшие его появление. Спаситель должен был избавить человечество от первородного греха и примирить людей с Богом.

Предлагаем вам послушать рождественскую проповедь настоятеля Храма Святых Жен Мироносиц г. Ростова-на-Дону протоиерея Дмитрия Фоменко:

     Такое важное событие свершилось, как известно, тихо и неприметно: Мария и Иосиф, придя на перепись в Вифлеем, не нашли места в гостинице и остановились в пещере для скота (вертепе), где ночной порой и родился Младенец Иисус, а первой его кроваткой стала кормушка для овец.

     Одна из европейских рождественских легенд гласит, что младенцу Христу в яслях служили разнообразные животные и птицы. Телёнок грел его своим дыханием, кошка успокаивала мурлыканьем, собака охраняла вход в вертеп. Аист тоже послужил своему Господу, дополнительно утеплив ясли Богомладенца перьями со своей груди.

     В благодарность за это Христос нарёк аиста «благословенной птицей и другом всех детей», наделив почётной обязанностью доставлять их родителям.

     Первыми после этого пришли к пещере не цари и не священники, а простые пастухи, которым, по свидетельству евангелистов, поведали о великой радости ангелы. А в небе зажглась яркая звезда – она для всех нас и поныне один из главных символов Рождества.

     Эта звезда и привела через некоторое время в Вифлеем трех мудрецов (волхвов) с Востока. История сохранила даже их имена: Гаспар, Валтасар и Мельхиор. С помощью расчетов и древних пророчеств они узнали о том, что должен родиться Спаситель мира, и принесли Ему свои дары: золото, как символ царской власти, благоухающие смирну и ладан. До сих пор эти дары хранятся в монастыре на горе Афон. 

     В это время в Риме правил Ирод. Злой и мнительный, он боялся пришествия Христа. Чтобы не лишиться власти, он задумал убить рожденного Младенца.

     Сначала Ирод вызвал на допрос мудрецов, но те были предупреждены ангелами о замысле правителя. Не дождавшись волхвов, он приказал уничтожить всех детей в окрестностях Вифлеема. Согласно Библии, в ту ночь были убиты 14000 младенцев в возрасте до 2 лет.

     Муж Марии, Иосиф, знал о готовящемся преступлении и увез жену с Иисусом в Египет. После смерти Ирода они вернулись в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

    Когда начали ежегодно праздновать Рождество, сейчас достоверно неизвестно. Но уже с IV века его дата (разнящаяся в западном и восточном церковных календарях) остается неизменной, а сложенное тогда Григорием Богословом праздничное слово до сих пор ежегодно звучит в рождественскую ночь в храмах: «Христос рождается – славьте!».

     Сейчас Рождество – официальный, а вместе с тем очень домашний и любимый праздник во многих странах мира. 

     Именно празднику Рождества мы обязаны многими замечательными традициями. Самый известный символ праздника – конечно, украшенная елочка! Сначала это было ветви деревьев, сплетенные в венок (наверняка, многие знают про ветви омелы в Англии) и украшенные яблоками, цветами. Говорят, что уже в VIII веке в Европе наряжали к Рождеству именно елку, украшая ее сладостями, орехами, фруктам, колокольчиками и свечами.

     Ещё в дохристианский период у германских племён ель была символом вечной жизни, как дерево, никогда не теряющее листву. Ею германцы украшали дома, чтобы привлечь к ним жизненную силу и удачу.

     В VIII веке святой Бонифаций читал язычникам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что почитаемый ими священным дуб не является неприкосновенным деревом, святой срубил один из дубов священной рощи. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Святой Бонифаций воспринял выживание ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа».

     Позже, уже в средние века, этот символ был ещё более христианизирован. В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова.

     В XVIII столетии рождественское дерево перекочевало и в Россию, где император Пётр Великий распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников.

     Многие украшения поначалу имели символический смысл. И сейчас звезда, венчающая рождественскую ель, напоминает нам о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам.

     Специальные легкие елочные игрушки появились позднее. А в последние столетия нарядные ели, бывшие рождественским украшением домов, «вышли» и на площади городов.

      Другая, ставшая всеобъемлющей, рождественская традиция – дарить подарки всем родным и близким, берущая свое начало от даров, которые принесли волхвы. Для тех, кто далеко от нас в этот день, уже полторы сотни лет существуют замечательные рождественские открытки, не только бумажные (часто сделанные своими руками), но теперь и виртуальные. 

     Интересной традицией празднования Рождества Христова стало изготовление вертепов, как домашних, так и возле либо внутри храмов. В прошлые века вертеп был разновидностью кукольного театра, с помощью которого дети показывали сцены, относящиеся к рождественским событиям. Сейчас это неподвижная композиция, изображающая пещеру со Святым Семейством, овечками, пастухами, иногда волхвами, звездой – словом, участниками тех событий.

  Празднование Рождества в разных странах Христианского мира имеет свои особенности.

     Французы были одними из первых, кто начал делать специальные стеклянные елочные шары (заменяющие яблоки). И сейчас ель непременно украшает в рождественские и новогодние дни каждый французский дом, а рядом стоят… ботинки или сапоги, куда таинственным образом попадают подарки для детей. После посещения праздничной мессы – семейный ужин с непременным гусем, и, конечно, традиционным тортом в форме полена.

      В Финляндии перед Рождеством наряжается, помимо обычной, елка на улице, для птиц. В кормушку или под дерево кладут крошки и семечки.

      В Швеции елка украшена цветами и – булочками! Шведы празднуют Рождество исключительно в семейном кругу, а  накануне в некоторых областях можно увидеть процессию из жителей с зажженными свечами, следующую в храм на праздничную службу.

     В Сербии (где Рождество, как и в России, отмечают 7 января) празднование вместе с подготовкой к нему продолжается больше месяца! Там это праздник, в первую очередь, детей и родителей, посвящен семье и дому.  Накануне Рождества отец семейства, по традиции, должен срубить ветку дуба, «бадняк», для домашнего очага.

      В Германии многие соблюдают предрождественский пост, Адвент, с начала которого начинается и подготовка к Рождеству: вешается рождественский венок, и каждую неделю на нем зажигается очередная свеча; закупаются подарки всем друзьям и родным; наконец, покупается и наряжается елочка (традиционные цвета её убранства – красный и зеленый).
     За праздничным столом, где собирается семья после рождественской службы, обычно множество самых разных блюд, но обязательно — индюшка и «штоллен», традиционный пирог-кекс.

      В Англииуже с начала декабря на главной площади Лондона стоит праздничная елка, и целый месяц англичане украшают дома, двери, окна, пространство перед домом… Дети в Англии тоже пишут записки с просьбами о подарках и бросают их… в разожженный камин.     Праздничное меню здесь, как и положено в Англии, очень традиционное: индейка, пудинг, печенье с запеченными внутри записочками-поздравлениями, печеные каштаны и картошка. А еще в обязательную «программу» празднования здесь входит поздравление от самой королевы! 

      За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями.

     Праздник предваряется сорокадневным Рождественским постом, более строгим в последние дни. Накануне Рождества, в Сочельник, пост наиболее строгий – едят только сочиво из пшеницы или риса с медом. А в ночь на Рождество во всех храмах проходит праздничное богослужение, после чего праздник продолжается в семьях.

Предлагаю вам посмотреть ролик «Традиции празднования Рождества»:



     Каких-то определенных традиционных блюд, в отличие от празднования Пасхи, на Руси нет — на стол ставится всё, что порадует домашних. Главным блюдом в этот вечер, является кутья, но помимо этого 12 блюд украшают рождественский стол.

     Существует легенда, отсылающая нас к Вифлеемским яслям, касается рождественского поросёнка. Согласно преданию, его едят… в наказание за непочтительность. На Рождество к столу подают именно нежного молочного поросёнка с яблочком в зубах и петрушкой за ушами.

      В рождественские дни каждый хозяин старается  вкусно угостить любого гостя.

     В каждой стране сложились свои популярные рождественские песни. Немало таких песен и у нас, в России поют, славя Рождество Христово, славянские святочные песни.

Предлагаем Вашему вниманию рождественские святочные песни в исполнении народного ансамбля русской песни «Родные напевы».

    Иногда, как в прошлые века, дети с пением обходят дома, неся яркую звезду; хозяева же одаривают их угощением.  

      В XIX веке Рождество стало праздноваться не только в храмах и домах, но и более широко: стали проходить рождественские балы и приемы, появился обычай наряжать елку гостинцами, яблоками и класть под нее подарки – эту моду «привезла» из Европы царица Александра Федоровна. 

     Советская власть, борясь с религией, старалась не просто запретить этот праздник, но даже изгладить память о нем. Запрещенная поначалу елка, правда, в послевоенные годы вернулась в дома, уже в качестве «официально разрешенной» новогодней, а звезда на ней из золотой стала «кремлевской» — красной пятиконечной.

      Однако во многих российских домах в течение всего минувшего века поздравляли друг друга с Рождеством, дарили подарки и даже устраивали праздники, в первую очередь для детей. А в уцелевших храмах неизменно совершались торжественные праздничные службы.

     Официально праздник Рождества вернулся в Россию в 1990 году. Сейчас мы  широко празднуем Рождество. Этот праздник – во многом «детский», и во всех воскресных школах бывают интересные елки, концерты, утренники или представления. Устраиваются гуляния, игры для детей и взрослых.

На протяжении всех Святок (до 18 января) христиане ходят с поздравлениями и праздничным славлением друг к другу. А в первую очередь навещают тех, кому одиноко и нелегко: приходят к больным, домой и в больницы, в детские дома, дома престарелых. Ведь Рождество Христово напоминает нам о том, что свет, любовь и добро живут в каждой душе.

     В Европе и Америке еще одним символом рождества является Санта. Пузатый красноносый старик в короткой красной шубе с белой оторочкой, таких же штанах и с чёрным кожаным ремнём поперёк живота, живущий в Лапландии с оленями и эльфами, лазающий в Рождество по печным трубам ради раздачи подарков детям – вот каков современный образ Санта Клауса в западной культуре. (Санта – святой, Клаус – редуцированная форма имени Николай).

     Реальный прототип этого фольклорного персонажа святитель Николай Чудотворец выглядел совсем не так. Он был весьма аскетичен и посвятил жизнь служению Богу, хотя детей тоже очень любил.

     Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке от Рождества Христова и застал ещё эпоху последних крупных гонений на Церковь от императора Диоклетиана. Однако судьба мучеников за веру миновала Николая и он возглавил местную Церковь, став епископом в городе Миры в Ликии (современная область Анталья).

     До рукоположения Николай был достаточно зажиточным человеком, но перед хиротонией употребил всё своё имущество для помощи бедным, преимущественно детям сиротам.

     Впоследствии он также много помогал сиротам и неимущим, выделяя на это деньги из собранных христианами средств и тайно по ночам раздавая пожертвования. Христианская добродетель милосердия вообще была свойственна святителю

     Позже, на основе этих рассказов, в Европе широко распространилось поверье о том, что святитель ежегодно тайно навещает детей, раздавая послушным подарки, а непослушных награждая лишь щепоткой соли. Появилось даже народное дополнение к житию, согласно которому святитель, забрасывая мешочек с приданым в дом трёх девиц, попал им в сушившийся над камином  носок и отсюда, якобы, пошла традиция готовить для подарков Санты рождественские носки.

     Со временем образ святителя в европейской культуре всё более фольклоризировался и вот к XVII веку в Голландии его уже сопровождает негр – «Чёрный Питер», который прячет в мешок всех непослушных деток и навсегда уносит с собой, а сам Синтер Клаас начинает несолидно спускаться в дом по печной трубе и, неожиданно, переселяется с юга Турции в Лапландию.

     К середине XIX столетия Санта Клаус в США, трудами местного учителя воскресной школы и одного известного карикатуриста, сначала приобрёл оленей и свиту из эльфов, а потом и короткую красную шубу, огромное брюхо, красный нос и остроконечный колпак с помпоном, окончательно утратив связь со святым прообразом.

     Русский Дед Мороз появился, вопреки распространённому мнению, не в 1930-е, заменив собой рождественский образ святого, а много раньше.

     В России вообще было не принято вульгаризировать образ святителя и чудотворца Николая, отождествляя его с Сантой.  В русской культуре святитель навсегда остался в границах Церкви, где ему молились и благоговейно почитали.

     Во второй половине XIX века в городах России начинают пытаться заимствовать широко распространённый на западе образ рождественского дарителя, чтобы у детей появилась ещё одна добрая сказка. Дабы неблагоговейно не смешивать его с образом святого Николая, образ дарителя нашли в русской дохристианской культуре, освятив и облагородив древнего Деда Трескуна – сурового хозяина зимней стужи.

     Обновлённый Дед Мороз выступил однозначно добрым персонажем. Седой и величественный старец приходил к рождественской ёлке в длиннополой шубе, боярской шапке и рукавицах, с посохом в руках и мешком подарков за спиной. Непослушных детей он мог назидательно наказать, а послушным дарил подарки и мог покатать в санях на своей тройке.

     По-настоящему широкое распространение образ Деда Мороза получил уже в 1910 году, а потом, как раз в 1930-е годы, как и многие другие атрибуты семейного рождественского праздника, был перенесён большевиками на Новый год. Это было сделано чтобы сместить акценты и оставить форму зимнего семейного праздника, выхолостив из него всё глубокое религиозное и мировоззренческое содержание.

     Народу образ понравился. Позже к нему добавился и ряд дополнительных персонажей – снегурочка, снеговик и прочие, устраивающих настоящие новогодние представления.

     В общем, традиция рождественского дарителя в России так и не прижилась. Дед Мороз стал прочно ассоциироваться именно с Новым годом, а в день Рождества Христова, после богослужения, россияне сами дарят друг другу подарки, прекрасно обходясь без сказочных посредников.

      И в заключение, наши дорогие читатели, мы, конечно же, не можем не предложить Вам окунуться в волшебный мир чтения – множество литературных произведений посвящено великому Христианскому празднику.

      Вот только некоторые из них.

     Первое, что вспоминается — это, пожалуй, гоголевская «Ночь перед Рождеством». История с чертями и запорожцами. Рождество по-малороссийски. Кузнеца Вакулу можно встретить на новогодних открытках, а также в опере и в кино. Там всё завораживает, с самой присказки: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты». До Гоголя никто в русской литературе так смело и весело не перерабатывал фольклорные сюжеты. Он оседлал сказку, как Вакула — чёрта.

     Существовал в России и жанр рождественского рассказа, святочной сказки. Тон задавали переводные новеллы Диккенса и Андерсена, которых русский читатель полюбил чрезвычайно. В 1876 году Достоевский пишет рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке», настоящий шедевр святочной литературы.

Трагедия мира помещается  в несколько страниц рассказа. «У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замёрзли ещё в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвёртые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей всё стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слёзы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…». Мальчик умирает. Рассказ переиздавали ежегодно. Популярным детским чтением он не стал, да и не мог стать, он предназначен для подготовленных читателей Достоевского.

     Пожалуй, лучшее описание Рождества в ХХ веке — ностальгическое «Детство Никиты» Алексея Толстого. Подробно и влюбленно жизнелюб Толстой описывает подготовку игрушек, счастливый ритуал Рождества, когда дети «стонут от восторга»: «В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола». Это написано в неидиллические двадцатые годы. Тогда многие вспоминали детство, у Толстого это выткалось образцово.

     Нет в мировой литературе более известного произведения, посвященного Рождеству, чем “Рождественская песнь в прозе” Чарльза Диккенса. Ее огромная популярность способствовала тому, что Рождество стало главным праздником Викторианской Англии, временем доброго веселья и благотворительности.

     История старого скряги Эбенезира Скруджа и его преображения после мистического визита Джейкоба Марли и Призраков Рождества была написана довольно быстро, всего за шесть недель. Одновременно Диккенс работал над главами “Мартина Чезелвита”. Работая над Песнью, Диккенс преследовал амбициозные планы, но он и представить себе не мог, какое огромное влияние окажет эта небольшая повесть на все мировое искусство, на мировоззрение людей во всем мире, до такой степени, что сам Диккенс станет ассоциироваться с Рождеством, а имя его героя Эбенезира Скруджа станет одновременно и символом Рождества и синонимом скупости.

     Книга известного норвежского писателя Юстейна Гордера «Рождественская мистерия» построена как рождественский календарь. Каждый день, начиная с 1 декабря, читатель вместе с мальчиком Иоакимом знакомится с библейской историей, а также путешествует сквозь время и пространство в тот чудесный день, когда в городе Вифлееме появился на свет младенец Иисус…

     Прочитайте вместе с детьми книгу  Туве Янссон — «Волшебная зима» — это будет путешествие в сказочную страну, населенную прелестными существами муми-троллями. Узнаете, почему зима оказалась волшебной и как надо вести себя в этом случае. Удивительные существа населяют Долину муми-троллей. Конечно, это не люди, но в Филифьонке, которая верила в катастрофы и в Хемуле, который любил тишину вы сможете узнать самих себя.

Послушайте замечательные стихи, посвященные великому Празднику Рождества Христова в исполнении нашего юного читателя БИЦ имени И.С. Тургенева Данила Мокина:

А теперь стихотворение Ивана Бунина «Вечерний ангел» прочтёт Виктория Блиндер:

Юные читатели Библиотечно-информационного центра имени И.С. Тургенева подготовили выставку творческих работ на тему: «Время рождественских фантазий». Посмотрите, какие яркие и праздничные получились рисунки у ребят.

Рисунок «Рождество в деревне». Выполнил Данил Мокин.
Рисунок «Рождественский ангел». Выполнил Леонид Белоус.
Рождественско-новогодняя открытка. Выполнил Мирон Белоус.

     От души поздравляем Вас со светлым праздником Рождества, праздником света и Днем рождения большой любви для каждой семьи. Счастья, благополучия, радости желаем Вам и Вашим семьям!

Материал подготовила: заведующая В.Г. Волчкова

Размещение на блоге: библиотекарь А.В. Мокина