Писатель с самой русской душой

Литературная гостиная к 190-летию Н.С. Лескова

16 февраля 2021 года исполняется 190 лет русскому писателю Николаю Семеновичу Лескову. В честь этого события Библиотечно-информационный центр имени И.С. Тургенева открывает двери литературной гостиной, где вы не только узнаете о жизни и творчестве писателя, но и послушаете отрывки из его произведений в исполнении наших читателей – посетителей Центра социального обеспечения населения Пролетарского района.

Серов В.А. Портрет Н.С. Лескова.

Николай Семёнович Лесков  — один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой. При жизни его произведения по большей мере вызывали негативное отношение и не принимались большинством передовых людей второй половины девятнадцатого века. Между тем ещё Лев Николаевич Толстой назвал его «самым русским писателем», а Антон Павлович Чехов считал одним их своих учителей. Можно сказать, что творчество Лескова по-настоящему оценили только в начале двадцатого века. Максим Горький считал Николая Лескова великим художников слова, не меньшим по значению, чем Тургенев или же Гоголь. Поистине пророческими оказались слова Л. Толстого о том, что Николай Семёнович — это «писатель будущего».

В чём же заключается особенность творчества писателя Н.С.Лескова?

А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядрёных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.
                                                                                            И. Северянин

              Николай Семенович Лесков — сын обедневшего дворянина из Орловской губернии, появился на свет 4 февраля 1831 года. Его детство прошло сначала в городе Орле, а потом и в селе Панино, где у будущего писателя была возможность близко познакомиться с жизнью простого народа.

Дом Лескова в Орле

В десятилетнем возрасте Николай был отдан в гимназию. Учеба давалась ему тяжело. В результате за пять лет учебы Лескову удалось закончить только два класса.

Когда Николаю исполнилось шестнадцать лет, отец помог ему устроиться на работу в канцелярию по уголовным делам орловского суда. В этом же году Лесков теряет не только отца, умершего от холеры, но и все имущество, которое сгорело при пожаре.

На помощь юноше приходит дядя, поспособствовавший его переводу в Киев на должность чиновника в казенную палату. Старинный город очаровал молодого человека. Ему по душе пришлись его пейзажи; особый нрав местных жителей. Поэтому даже после трехлетнего периода работы в компании дяди, которая требовала его частых поездок по России и Европе, по завершении карьеры он снова возвратился в Киев. Именно 1860 год можно считать той самой «отправной точкой» в его писательском творчестве. Вначале это были периодические журнальные статьи. А после переезда в Санкт-Петербург началась серьезная литературная деятельность в газете «Северная пчела».

Благодаря корреспондентской деятельности Лескову удалось объездить территорию Польши, Чехии, Западной Украины. В это время он тщательно изучает быт местного населения.

1863 год стал годом окончательного возвращения в Россию. Переосмыслив все то, с чем ему пришлось столкнуться в годы странствий, Лесков пытается изложить свое видение жизни простого народа в первых масштабных произведениях, романах «Некуда», «Обойденные». Его позиция отличается от взглядов многих писателей того времени: с одной стороны Лесков не принимает крепостного права, а с другой — не понимает революционного способа его свержения.

Поскольку позиция писателя шла в разрез с идеями тогдашних революционных демократов, его не особенно охотно печатали. Только главный редактор «Русского вестника» Михаил Катков шел на встречу и помогал писателю. Причем сотрудничество с ним давалось Лескову неимоверно трудно: Катков постоянно правил его произведения, практически изменяя кардинально их суть. При несогласии — просто не печатал. Дело доходило до того, что некоторые свои произведения Лесков просто не мог дописать именно из-за разногласий с редактором «Русского вестника». Так произошло с романом «Захудалый род». Единственной повестью, которую совсем не правил Катков, оказалась «Запечатленный ангел».

Несмотря на богатое литературное творчество, в историю Лесков вошел как создатель знаменитого рассказа «Левша».

Памятник Левше в Орле

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» принадлежит к шедеврам творчества Николая Семеновича Лескова. Долгое время среди литераторов и широкой публики бытовало мнение, будто Лесков всего лишь обработал народное сказание. Это­му заблуждению способствовал сам Лесков, давший рассказу при первопечатании подзаголовок «Цеховая легенда…» А по прошествии известного времени Лесков открыл карты: «Все, что есть чисто на­родного в «Сказке о тульском левше и о стальной блохе», заключает­ся в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сде­лали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ниче­го нет о «блохе», а о «левше» как о герое всей истории и выразителе русского народа нет никаких народных сказов… Я весь этот рассказ сочинил…» (Ю. Нагибин)

Предлагаем познакомиться с другими, не менее интересными и своеобразными произведениями Н.С. Лескова, в которых он проявился как непревзойденный знаток русских характеров и психологии.

«Леди Макбет Мценского уезда»

Катерина Львовна Измайлова.
Иллюстр. Б. Кустодиева

 Цитата из книги: «Не всё дорога идёт скатертью, бывают и перебоинки».

«Леди Макбет Мценского уезда» могла стать началом цикла о характерах русских женщин, позже Лесков планировал написать очерки: «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка» (повитуха). Однако этих произведений автор так и не написал, в том числе из-за того, что журнал «Эпоха», где предполагалось их опубликовать, закрылся. Главная героиня «Леди Макбет Мценского уезда» — молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова, которая тяготится «неволей» и застывшим, предопределённым укладом купеческой семьи. Сам Лесков называл свой очерк мрачной историей о сильном и страстном женском характере.

«На ножах»

Цитата из книги: «Все жалки, друг мой, все, кто живёт живою душой: так суждено».

Роман «На ножах» автор считал своим наихудшим произведением. Неприятный осадок у Лескова оставили постоянные споры с редактором журнала «Русский вестник», где впервые была напечатана рукопись. Писателя возмущало самоуправство редакции — из-за обильной правки роман не соответствовал его первоначальному замыслу. Не приняли этот роман и читатели: некоторые современники отмечали запутанность авантюрного сюжета и неправдоподобность описанных в нём событий. А после смерти Лескова о романе на долгое время забыли: от советского читателя скрывали ядовитую сатиру на «быт и нравы» социалистов. По сюжету книги нигилист Горданов и его любовница Глафира Бодростина решают убить мужа Глафиры, чтобы получить имущество и деньги.

 «Соборяне»

Цитата из книги: «Вера — роскошь, которая дорого народу обходится».

Портрет диакона.
Худ. Андрей Рябушкин

«Соборяне» — роман-хроника о судьбе и смерти трёх героев: протопопа Савелия Туберозова, священника Захарии Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына. Изначально произведение называлось «Чающие движения воды. Романическая хроника». На этом жанровом определении Лесков очень настаивал. В письме к редактору журнала «Отечественные записки» писал: «Усердно прошу Вас… в объявлении при следующей книжке не печатать “большое беллетристическое произведение”, а объявить, прямо… “Романическая хроника” — “Чающие движения воды”, ибо это будет хроника, а не роман. Так она была задумана, и так она и растет по милости божией. Вещь у нас мало привычная, но зато и поучимся». Произведение действительно оказалось новаторским, с него начался поворот Лескова к славянофильству и русской религиозной теме. В «Соборянах» он описывал жизнь православного духовенства, подчёркивал недостатки русской церковной жизни, но делал это всегда с добротой.

«Запечатленный ангел»

Цитата из книги: «Всякого спасённого человека не ефиоп ведет, а ангел руководствует».

Запечатленный ангел. Фрагмент обложки книги

Повесть Лескова «Запечатленный ангел» про чудотворную икону и присутствие Бога в мире впоследствии была признана одной из лучших вещей автора. В ней есть и отзвуки древнерусских «хождений», и знаменитый лесковский «сказ». Повесть появилась в результате заинтересованности автором иконописью, которая в то время находилась в состоянии упадка. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке, потому что, как замечал писатель, «прошёл за их недосугом в тенях». Тем не менее, по требованию издателя концовку произведения всё равно пришлось изменить, сделав более «нравоучительной».

 «Очарованный странник»

Цитата из книги: «Пустяки,  говорит,  ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится».

Повесть «Очарованный странник» входит в цикл произведений Лескова о русских праведниках, как и «Левша». Идея этого цикла родилась в ходе спора Лескова с Алексеем Писемским, который в своих письмах утверждал, что ни в своей, ни в его душе «не может найти ничего, кроме низости и мерзости». В ответ на это Лесков решил описать несколько праведных образов русских людей. «Неужели, — писал он, — всё то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?». Формально «Очарованный странник» похож на житие святого: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями. Но на самом деле это история жизни простого русского мужика Ивана Флягина, с честью вынесшего все тяготы и испытания судьбы.

«Пламенная патриотка»

Рассказ написан и впервые опубликован в «Историческом вестнике» с подзаголовком «Из рассказов о трех праведниках»

«Несмертельный Голован»

Цитата из книги: «Да ведь в чем счастье полагать: есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет. Они же первое возлюбили паче последнего…»

Рассказ «Несмертельный Голован» входит в цикл рассказов «Праведники». Повествует о человеке простом, но живущим святой жизнью. Создан он был Лесковым как доказательство того, что Россия полна людей праведных, с чистой душой и большим сердцем.

«Воительница»

Цитата из книги: «Смотрю опять на Домну Платоновну – ничего в ней нет такого, что лежит печатью на специалистках по части образования жертв «общественного недуга», а сидит передо мною баба самая простодушная и говорит свои мерзости с невозмутимою уверенностью в своей доброте и непроходимой глупости госпожи Леканидки.»
           «Воительница» написана в той художественной манере, которую принято сегодня называть «лесковским сказом». Домна Платоновна — дама не простая. Ко всем лезет со своими советами, всем пытается помочь, но получается далеко не всегда. В этом мы можем убедиться от самой героини, прочитав много историй из её жизни. Она словно изливает душу перед рассказчиком и порой кается в грехах. Чаще всего, сетуя по тому или иному поводу, Домна Платоновна не понимает, что сама виновата в том, что с ней случалось.

«Тупейный художник»

Цитата из книги: «…не говори, никогда не выдавай простых людей: потому что простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели

В качестве эпиграфа Н. С. Лесковым были выбраны слова погребальной песни «Души их во благих водворяются». Этим приемом автор показывает нам, что произведение посвящено жертвам крепостного права, прошедшим через мучительную судьбу и погибшим от рук тиранов-господ.

В конце жизни в Николае Семеновиче Лескове открылся дар, который Достоевский именовал «всемирной отзывчивостью», и стремление осмыслить «чудеса и знамения», происходившие в России. Лесков создал цикл легенд и притч, героями которых стали разноплеменники — греки, римляне, египтяне, иудеи, люди разных вероисповеданий, а также русские христиане. Сюжеты их несут в себе мысль о всеобщем программном значении христианства, доказывают непреходящее достоинство его заповедей.

«Маланья голова баранья»

Сказка о женщине Маланье, которую жители деревни прозвали Голова Баранья за то, что жила она не ради себя, а ради других. И настолько велика была сила ее самопожертвования, что даже Смерть спасовала перед ней.

Последним масштабным произведением писателя стала повесть «Заячий ремиз». Она вышла из-под пера в 1894 году. Но поскольку в ее основе лежала критика политического устройства России того времени, повесть смогла быть опубликованной только после Октябрьской революции 1917 года.

Николай Лесков и Ольга Смирнова

Не совсем удачно складывалась и личная жизнь писателя. В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте. Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику. В этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.

Николай Лесков и Екатерина Бубнова

Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.

Интересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства животных ради пропитания.

Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

В результате в 1893 г. в России была опубликована такая книга.

На протяжении всей жизни Лесков страдал от приступов астмы, которая в последние годы начала прогрессировать.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 г. в возрасте 64 лет.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Памятник Н.С. Лескову в Орле

Мероприятие подготовила: зав. сектором Е.Н. Гудкова

Размещение на блоге: зав. сектором Е.Н. Гудкова