Виртуальное путешествие «Песня и судьба»

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения Майи Владимировны Кристалинской – известной русской эстрадной певицы с уникальным голосом, а также переводчицы, заслуженной артистки РСФСР. Она пела так, словно давно знала слушателя, чем и притягивала граждан всей страны. Для каждого Майя казалась родной и знакомой девушкой.

24 февраля 1932 года в семье Валентины и Владимира Кристалинского (вопреки распространённому мнению, это настоящая фамилия, а не псевдоним), работавшего редактором в нескольких печатных изданиях родилась дочка, которую назвали Майей.

Майя Кристалинская

Должно быть, судьбу будущей артистки определил ее дядя Павел Златогоров, работавший режиссером музыкального театра. Во время празднований одного из дня рождений Майи он подарил ей губную гармошку. Девочка, несмотря на юный возраст, сама научилась играть, а скоро начала и петь популярные в то время военные песни: «Друзья-однополчане», «Синий платочек» и так далее.

Всесторонне развитый папа девочки, несмотря на активную профессиональную деятельность, находил время на то, чтобы вести кружок в Доме пионеров. Его с десятилетнего возраста начала посещать Валентина Котелкина, которая станет лучшей подругой Майи Кристалинской на всю жизнь. Их объединила любовь к творчеству – в частности, к пению.

Майя Кристалинская в детстве

В своей школе Майя могла без подготовки выступить на сцене под аккомпанемент рояля. Её талант к пению заметили и пригласили в хор Центрального Дворца детей железнодорожников, руководителем которого был выдающийся композитор Исаак Дунаевский, однако она даже не думала становиться профессиональной певицей. Майя была всесторонне развитой девочкой – показывала успехи и в математике, и в литературе, ей легко давался иностранный язык.

Майя Кристалинская в молодости

Перед тем, как получить паспорт, будущая певица, русская по матери, но еврейка по отцу, решила посоветоваться с Котелкиной о том, какую национальность следует записать в документы. Та сразу сказала: “По нашим законам национальность определяют по папе”. Майя представить себе не могла, что в 1960-х годах её не будут допускать к телевизионным эфирам из-за сделанного выбора.

Образование

После выпуска из школы в 1950 году Майя, недолго думая, решила поступить в Московский авиационный институт. Она и Валя Котелкина были неразлучны – вместе они стали студентками факультета экономики самолетостроения, который закончили через пять лет инженерами-экономистами. По распределению они попали в Новосибирский авиационный завод.

Майя Кристалинская и Валентина Котелкина

Встретил их замдиректора этого завода, но места в общежитии им не предложили. Столичных девочек здесь всё отталкивало – ужасные условия труда, издевательское отношение начальства. Подруги решили бежать – они сели в поезд и уехали в родную Москву. Позже завод пришлёт в столицу жалобу с просьбой о привлечении к ответственности.

Подругам повезло, что начальником главка был рецензент дипломного проекта Кристалинской. Благодаря ему в Министерстве авиационной промышленности их пожалели и нашли новое место работы в Москве – в опытно-конструкторском бюро знаменитого советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева.

Музыка

Несмотря на занятость, Майя и дальше занималась самодеятельностью в составе труппы Центрального Дома работников искусств. В начале 1957 года здесь прошёл Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В эти годы джаз в стране фактически считался запрещенным, но в честь фестиваля комитет комсомола поручил композитору Юрию Саульскому организовать джазовый оркестр, в который он пригласил Майю.

Выступления певицы-любительницы были замечены зрителями, но под конец фестиваля в газете «Советская культура» вышла негативная статья с заголовком «Музыкальные стиляги». В ней концерт молодого джазового оркестра был полностью разгромлен. Работу Юрия Саульского называли «ужасным рявканьем тромбонов», «мерзким воем саксофонов», «отвратительным грохотом ударных». В результате всех участников оркестра выгнали из Дома работников искусств.

Майя Кристалинская на сцене

По истечению трёх обязательных лет в конструкторском бюро Майя Кристалинская ушла из этой профессии. К этому времени она успела поучаствовать в десятках выступлениях и решила стать профессиональной артисткой. Она ездила на гастроли совместно с оркестром Олега Лундстрема, затем – с оркестром Эдди Рознера, во время которых успела посетить каждый уголок Советского Союза.

Майя Кристалинская «Ветер Северный» (муз. Я. Френкель — сл. И. Гофф)

В 1960 году на советских экранах появился фильм «Жажда», для которого Майя Кристалинская записала песню «Мы с тобой два берега». Сразу же после премьеры певица обретает сумасшедшую популярность. В мгновение ока был распродан 7-миллионный тираж пластинки с песней из фильма. Запись почти каждый день крутили радиостанции.

Майя Кристалинская на сцене

Голос Майи Владимировны полюбился всему народу. С тех пор у неё вышло множество шлягеров: «А снег идет», «А за окном то дождь, то снег», «Наши мамы», «Внуки». Она работала с лучшими исполнителями и композиторами Советского Союза. Среди них были Таривердиев, Иосиф Кобзон, Колмановский, Валентина Толкунова и многие другие.

Майя Кристалинская «Нежность» (муз. А. Пахмутова — сл. С. Гребенников, Н. Добронравов)

В 1966 году по всесоюзному опросу Майю Кристалинскую признают главной эстрадной певицей года, а исполненную ею песню «Нежность» из картины «Три тополя на Плющихе» знает и со слезами на глазах поёт вся страна. Всего через четыре года, когда сменится председатель Госкомитета СССР по теле- и радиовещанию, артистка станет персоной нон-грата на отечественной эстраде.

Предлагаем вашему вниманию виртуальную презентацию «Майя Кристалинская – душевный камертон»

Майя Кристалинская — «душевный камертон страны» автор: Олейник Е.Н.

Болезнь

Несмотря на появившуюся популярность, жизнь Кристалинской к концу шестидесятых годов стала сложнее. После исполнения трагического романса «В нашем городе дождь» в эфире новогодней телепередачи начальство обвинило её в «пропаганде грусти» и сократило время эфиров.

В это же время у певицы обнаружился особенно страшный для её профессии недуг – опухоль лимфатических желез. Это онкологическое заболевание затрагивает лимфоузлы на шее и может вызвать онемение.

Майя Кристалинская

Кристалинская вынуждена была долгое время проводить на лечении в больницах, а на выступления с тех пор выходила с косынкой вокруг шеи, которая стала её визитной карточкой – она присутствует на всех её фото того времени. Советские зрители даже не подозревали, что это – не стильный аксессуар, а вынужденная мера. Шейные платки скрывали страшные следы облучения. На гастроли она ездила с полным чемоданом лекарств.

Майя Кристалинская в последние годы

Когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, её почти перестали показывать по телевизору. Виной тому – ошибка при получении паспорта, совершенная Майей в молодости. По слухам, новый начальник был ярым антисемитом. Вне эстрады Кристалинская пошла по стопам отца – начала писать статьи в «Вечернюю Москву», занималась переводом «Размышлений» Марлен Дитрих с французского на «великий и могучий».

Личная жизнь

Первый муж Майи – выпускник медицинского института Аркадий Арканов. Они встретились в середине весны 1958 года, а в начале лета уже расписались. Родственники молодоженов узнали об этом уже после. Пораженные родители жены и мужа восторга друг от друга не испытывали – за свадебным столом стояла гробовая тишина.

Спустя годы Аркадий Арканов скажет, что познакомился с певицей из-за спора со знакомым. Между молодыми людьми не было сильной любви – и, похоже, что муж немного завидовал успехам жены. После получения диплома Арканов устроился обычным участковым врачом в то время, как Кристалинская становилась только популярнее.

Первый муж Аркадий Арканов

В октябре того же 1958 года проходили выборы. Арканов собрал чемоданчик с вещами и отправился к родителям, чтобы ехать голосовать по месту жительства (молодожены жили отдельно – снимали квартиру в Москве). Обратно он не вернулся. Они развелись, но, если верить словам Аркадия, продолжали поддерживать приятельские отношения.

Майя Кристалинская «Мы с тобой случайно встретились» (муз. Е. Рохлин — сл. И. Финк)

Вторым и последним мужем певицы стал скульптор, дизайнер и архитектор Эдуард Барклай. Во многом благодаря заботе и любви мужа Майя смогла так долго прожить со своим недугом.

Майя Кристалинская с мужем Эдуардом

К сожалению, Эдуард и сам был болен – в июне 1984 года он умер от сахарного диабета. Артистка очень тяжело переживала смерть мужа, она полностью потеряла дар речи. Ровно через год после похорон мужа, 19 июня 1985 года, Майя умерла. Детей у пары не было.

Для тех, кто интересуется музыкальными направлениями или хочет познакомиться с миром закулисья оперы и эстрады – предлагаем книги из фонда библиотечной системы:

1.        Великие женщины / [отв. ред. Семен Экштут]. — Москва: Мир энциклопедий Аванта: Астрель, 2011. — 359 с.: ил., цв. ил., портр.; 27 см. — (Современная энциклопедия).

Аннотация: в этом томе собраны рассказы о 36 женщинах всех времён и народов, от глубокой древности до наших дней, оставивших яркий след на страницах всемирной истории. Имена некоторых из них стали нарицательными. Книга написана специалистами Российской академии наук, МГУ, РГГУ, РГБ и сочетает высокий научный уровень с художественностью изложения.

2.        Глинка-Измайлов, А. Н. Полезные советы молодым певцам и певицам: как нужно заниматься сольным пением, чтобы правильно поставить, развить и сохранить голос и, затрачивая меньше времени, приобрести больше пользы: учебное пособие / А. Н. Глинка-Измайлов. — Изд. 3-е, стер., [репр.]. — Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018. — 36, [2] с.; 20 см. — (Учебники для вузов. Специальная литература).

Аннотация: здесь собраны ясные, толковые, простые советы молодым певцам от опытного талантливого музыканта своего времени, оперного артиста, племянника М. И. Глинки, — А. Н. Глинки-Измайлова (1856-1942). На страницах книги изложено доступным языком самое главное, элементарное и нужное для обучающихся пению: как сохранять голос, как относиться к занятиям, как разучивать гаммы, арпеджио и другие упражнения, как готовиться к концерту и т.д. Книга адресована начинающим певцам, серьезно настроенным на качественное дисциплинированное обучение вокальному искусству.

3.        Казарновская Л. Ю. Оперные тайны / Любовь Казарновская; литературная запись Георгия Осипова. — Москва: АСТ: Времена, 2019. — 367 с., [20] л. портр., факс., фот.: муз. пр., портр., факс., фот. ; 22 см. — (Классика лекций).

Аннотация: книга «Оперные тайны», безусловно, заинтересует и профессионалов, и любителей музыки. Любовь Казарновская — яркая, умная, тонко чувствующая певица — проведет читателя по таинственным лабиринтам оперного закулисья и познакомит с загадками, слухами, тайнами, мелодрамами и скандалами мира музыкальной сцены.

4.        Леман, Л.  Мое искусство петь / Л. Леман; пер. Н. А. Александровой. — Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2014. — 235, [1] с.: ил., портр.; 17 см.(в пер.). — (Мир культуры, истории и философии).

Аннотация: Лилли Леман — немецкая оперная певица (сопрано), педагог, выдающийся представитель немецкой вокальной школы. В книге «Мое искусство петь» («Meine Gesangkunst»), впервые увидевшей свет в Берлине в 1902 году, певица представила свой опыт и размышления. Долгое время книга служила фундаментальным руководством для певцов. На ее страницах Леман щедро делится секретами мастерства, рассказывая о тонкостях и нюансах вокальной техники. Книга будет интересна оперным и камерным певцам, вокальным педагогам, студентам музыкальных учебных заведений.

Материал подготовила: ведущий библиотекарь Олейник Е.Н.

Размещение на блоге: ведущий библиотекарь Олейник Е.Н.