Николай Рыбников. Парень с Заречной улицы

Кинолекторий к 90-летию Н.Н. Рыбникова

Николай Николаевич Рыбников — один из самых ярких советских актеров периода оттепели, народный артист РСФСР. И дело тут не в официальном звании – этого артиста и сейчас знает и любит наш народ.  Его герои — добродушные и ироничные «соседские парни», образ хорошо знакомый каждому советскому зрителю. Песни из кинофильмов с Рыбниковым напевала вся страна, а в кассы кинотеатров выстраивались многочасовые очереди.

            Родился Николай Николаевич в Борисоглебске (Воронежская область) 13 декабря, а вот год в разных источниках указывается то 1930, то 1928.

            Так же достоверно неизвестно кем был его отец — актёром Борисоглебского драматического театра или же простым слесарем на заводе.

            С началом Великой Отечественной войны отец ушел на фронт, а мать забрала сыновей и переехала в Сталинград к сестре, посчитав, что там будет безопасно.

            С фронта им пришла новость о гибели отца. Вскоре после получения трагического известия скончалась и Клавдия Александровна, а детям на время кровопролитных боев пришлось убегать из города. Рыбников вспоминал, что эвакуация шла спешно, а сам он чудом выбрался из горящего Сталинграда вплавь по реке, цепляясь за чужие лодки.

            После войны братья Николай и Вячеслав Рыбниковы жили в Сталинграде, на попечении своей тетки,  сестры матери.

            Николай окончил местную железнодорожную школу, уже в те годы проявлялись  его актерские задатки. Рыбников был завсегдатаем школьной самодеятельности и даже числился актёром вспомогательного состава местного драмтеатра, но заниматься всерьёз актёрской профессией сначала не думал. После школы поступил в Сталинградский медицинский институт и отучился два года, прежде чем понял, что совсем не мечтает быть врачом…     

            Он забрал документы и поехал в Москву, где с первой попытки поступил во ВГИК на звездный курсТамары Федоровны Макаровой и Сергея Аполлинариевича Герасимова.

            Уже в годы обучения Николаю довелось сыграть массу интересных ролей на сцене студенческого театра: Макара Нагульного в постановке «Поднятая целина», Кошевого в «Тихом Доне», Клочкова в «Анюте» по произведению Чехова, а также Петра Первого.

            В институте он был «звездой»: преподаватели ценили за талант и темперамент, а студенты — за царящее вокруг него веселье. Он был талантливым имитатором и часто вместе с друзьями устраивал розыгрыши. Узнав о каком-нибудь сомнительном поступке соседа по общежитию, они заманивали ничего не подозревающего студента в комнату, и тут по радио диктор начинал рассказывать всю их подноготную… Про одного рассказали, что он тайком посещает церковь, про другого — что он в командировке фотографировал приграничные территории. Студенты бледнели от ужаса! На самом деле «передача» шла из шкафа, где сидел Рыбников и вещал в подключённый к радиоприёмнику микрофон.

            Однажды розыгрыш чуть не стоил ему не только актёрской карьеры, но и свободы… Голосом знаменитого диктора Левитана он зачитал по комнатному радио «постановление правительства» о резком снижении цен. Ничего не подозревающие студенты встретили эту новость с восторгом, и слухи донеслись не только до преподавательского состава, но и вышли за пределы общежития. Обман раскрылся, и Рыбникова отчислили из института. И это было ещё хорошо — если бы следователь не отнёсся ко всему как к дурацкой шутке, то он вполне мог попасть под статью! Дело спустили на тормозах, а вскоре Рыбникова восстановили в институте — грех было лишаться такого талантливого студента…

            По мотивам этих событий Пётр Тодоровский снял фильм «Какая чудная игра», но финал был придуман другой.

            В жизни Николая Рыбникова было две больших любви — кинематограф и Алла Ларионова. Ради них он был готов на любые жертвы…

            После окончания вуза Николай Рыбников стал актёром Театра-студии киноактёра и почти сразу же начал сниматься в кино. Дебютом был эпизод без упоминания в титрах в фильме «Сельский врач».

            В следующем фильме — «Команда с нашей улицы» — была уже полноценная роль, но сам фильм не имел успеха.

            Актерский талант Николай показал в 1954 году в фильме Алова и Наумова «Тревожная молодость». В этой киноленте он сыграл Котьку Григоренко: актер удивительно исполнил эту роль, был немногословен и сдержан, скуп на эмоции.

            На его работу положительно откликнулись критики и режиссёры стали предлагать ему главные роли.

            Один за другим вышли знаменитые фильмы «Высота», «Девушка без адреса» , после которых актёр стал всесоюзно знаменитым. Мало кто из актёров 50-х годов мог сравниться по популярности с Рыбниковым.

            Но настоящая слава и любовь миллионов советских зрителей пришла к Николаю Рыбникову в 1956 году после показа мелодрамы режиссёров Феликса Миронера и Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице».

            В этой картине артист появился в образе главного героя Саши Савченко, а его партнёрами по съёмочной площадке стали Нина Иванова, Геннадий Юхтин, Валентин Брылеев и другие.

            Саша Савченко — рабочий парень: по должности он бригадир, по профессии  — сталевар. В 50-х годах Саша стал символом того времени — зрители и кинокритики увидели в нем искреннего и обаятельного персонажа. Марлен Хуциев писал:«Рыбников способен все время думать о роли и приносить новые решения каждый день. Он носит в себе образ, над которым упорно трудится».

            После «Весны на Заречной улице» в творческой биографии артиста начался подъем. Благодаря последующим работам Рыбников стал для публики любимейшим актером советского кино.

            Эндшпилем его актерской карьеры  стоит считать  фильм «Девчата». Замечательный тандем  с Надеждой Румянцевой подарил миру одну из лучших комедий за всю его историю советского кинематографа.

            Работал Николай Николаевич всегда самоотверженно, не жалея  себя.

            Так, во время съёмок фильма «Высота» актёр сам взялся выполнять трюк со спуском по железному канату, и  не остановил съемку в тот момент, когда выяснил ,что него не оказалось перчаток. Никто ничего не заподозрил, и только когда понадобилось снять дубль, выяснялось, что у актера страшно разодраны ладони.

            Для  роли в комедии «Девчата» актер похудел на 20 килограмм, чтобы выглядеть моложе, а потом опять пострадал на съёмках. Работали на Северном Урале, где было -40 градусов, и суп, который Надежда Румянцева привозила «лесорубам», тут же покрывался ледяной коркой. Николай Рыбников по команде режиссёра поднёс ложку ко рту, отхлебнул и… примёрз. Виду не подал, оторвал с вместе с кожей, сплюнул кровь и продолжил работу.

            Не менее знаковыми для актера стали киноленты «Кочубей», «Две жизни», «Чужая родня», «Война и мир», «Им покоряется небо».

            Каждая его работа надолго запоминалась зрителями, а критики высоко оценивали профессионализм артиста, умеющего воплощать на экране разнохарактерные роли.

            Ещё во ВГИКе Рыбников влюбился в первую красавицу курса Аллу Ларионову. Популярная девушка его ухаживания принимала прохладно и предпочитала более эффектных поклонников. Актёр не отступал — признавался в любви, слал телеграммы, но каждый раз натыкался на равнодушие и так переживал, что решил повеситься. За подготовкой его застал Сергей Герасимов, кричал на весь институт, что «это додуматься надо — вешаться из-за жабы!» и увёл к себе на мужской разговор. О попытках самоубийства Рыбников больше не думал, но успокоиться по поводу Ларионовой не мог. Так прошло около восьми лет…

            По сути, их судьбу решил третий человек. Алла Ларионова была влюблена в Ивана Переверзева и ждала от него ребёнка, когда он повторно женился на своей первой жене — актрисе Надежде Чередниченко. Ларионова порвала отношения с любвеобильным актёром и попросила подружку невзначай сообщить Рыбникову о том, что она свободна… Уже через несколько дней они подали заявление в ЗАГС.

            Дочь Переверзева актёр любил не меньше, чем свою собственную, которая родилась через четыре года. Брак получился крепким и счастливым — они прожили более 30 лет, до самой смерти Рыбникова.

            История этой любви изложена в фильме телеканала «Культура» «Николай Рыбников и Алла Ларионова. Больше, чем любовь».

https://youtu.be/IYLzf_iLf6M

            В жизни актёр отличался от своих экранных обаятельных героев. Он был сдержанным закрытым человеком, не давал интервью, любил побыть один и всё свободное время проводил на даче с семьей и  друзьями. Он дружил с Сергеем Бондарчуком, Леонидом Гайдаем и известными шахматистами Ефимом Геллером и Михаилом Талем.

            Друзья пары вспоминают, каким хлебосольным был дом Рыбникова и Ларионовой. Николай Николаевич мастерски делал засолки, а Алла готовила отменный борщ и грибную икру. Артист любил хоккей и шахматы и часто устраивал на даче турниры с приятелями-шахматистами. Среди его близких знакомых были спортсмены, космонавты, певцы и поэты.

            Уже в конце 70-х и 80-х годов Николая Рыбникова приглашали сниматься в кино все реже и реже, в основном в эпизодических ролях. Самой известной работой актера того периода стала роль в ленте «Выйти замуж за капитана».

            Тем не менее он сумел переключиться на комедийное амплуа. Его репертуар пополнился острохарактерными ролями в фильмах «Мраморный дом», «Есть идея!», «Развлечение для старичков», «Бабушки надвое сказали…», «Частный детектив, или Операция «Кооперация».

            оследней работой актера в кино стал образ трактирщика Никифора в  драме Дмитрия Астрахана «Изыди!», который вышел на экраны в 1991 году.

            Николая Рыбникова не стало 22 октября 1990 года, причиной стал сердечный приступ. Он похоронен на московском Троекуровском кладбище.Рядом с Николаем Николаевичем лежит прах его жены Аллы Ларионовой, с которой он прожил 33 счастливых года. Вместе они воспитывали двух дочерей – Алёну и Арину. Алла ушла из жизни через десять лет после любимого мужа.

            Прошло уже очень много лет с тех пор, когда были сняты фильмы, в которых блистал Николай Рыбников, настоящая «глыба» советского кинематографа, актер, олицетворяющий целое поколения.  Эти фильмы служит источником вдохновения не только для кинематографистов, но и, например, для такого, казалось бы, далекого от кино фигурного катания.

 Изменились времена, нравы, вкусы. Но герои простого парня с открытой искренней улыбкой живут не только на кинопленке, но и в наших сердцах. Недаром все мы пересматриваем фильмы, которые видели не один десяток раз, цитируем фразы из них, поем те самые песни.

Мероприятие подготовила: зав. сектором Гудкова Е.Н.

Размешение на блоге: зав. сектором Гудкова Е.Н.