Необыкновенные путешествия с Виталием Губаревым

Литературный час к 110-летию Виталия Георгиевича Губарева

Виталий Георгиевич Губарев

Многие из нас в детстве любили сказку о девочках из Королевства кривых зеркал, Олю и её близнеца из Зазеркалья Яло. У этой сказки есть автор, и его зовут Виталий Губарев. А у Губарева, конечно, были ещё сказки, которые можно сейчас назвать незаслуженно забытыми. И которые, может быть, стоит перечитать (и пересмотреть) со своими детьми. Хотя бы потому, что старые сказки всегда немного завораживают — а советские сказки стали теперь совсем другой эпохой, и даже не каждое слово из них дети понимают.

Писатель и журналист Виталий Губарев родился  30 августа 1912 года в городе Ростов-на-Дону в учительской семье, детство провел на хуторе Большая Козинка близ Ростова. Бабушка будущего писателя — Мария Григорьевна Губарева (1867–1946) — была дочерью морского офицера, дальней родственницей художника Айвазовского и писательницы Веры Пановой. В Козинках Мария Григорьевна заведовала школой.

У бабушки Марии Григорьевны было трое сыновей. Старший — отец Виталия — погиб в Первую мировую войну. Так что мальчик рос с мамой, младшим братом Игорем и отчимом Кузьмой Куприяновичем Дегтяревым, по неподтвержденным данным, впоследствии деканом одного из факультетов Ростовского педагогического института.

По другим сведениям, отец Виталия Губарева был из дворян, в Гражданскую воевал за белых и пропал где-то в Польше. Может, и так. Недоброжелатели Губарева (прежде всего мать второй жены) отмечали в нем дворянские замашки.

Когда закончилась гражданская война, мама Виталика — Антонина Павловна — устроилась преподавательницей в так называемую «Единую трудовую школу I и II ступени». Именно такую школу в Ростове и окончил Виталий.

Писать Губарев начал рано. Первый рассказ Виталия, о дружбе в пионерском лагере городских и деревенских ребят, был опубликован в ростовском журнале «Горн», когда мальчику было всего четырнадцать.

Но ничто ещё не предвещало, что писательство станет его профессией, Виталий вёл обычную подростковую жизнь, закончил девятилетку, пошёл работать в газету для деревенских школьников «Дружные ребята», потом перешёл в «Пионерскую правду» и даже некоторое время был её главным редактором. В Москве увидел свою бывшую одноклассницу, влюбился, женился.

Не у всех детских писателей насыщенная событиями биография. Не каждый, как Зоя Воскресенская, работал на советскую разведку в годы Второй Мировой, или, как Агния Барто, искал (и находил) семьи сотням потерявшихся во время войны детей. Губарев был рядовым журналистом, писал детские рассказы. Ничто даже не предвещало, что он войдёт в историю детской литературы.

В 1951 Губарев опубликовал сказочную повесть «Королевство кривых зеркал».

Хотя ещё в двадцатых годах в СССР был провозглашён курс на равенство возможностей для мальчиков и девочек, представить себе девочку активной героиней книги или фильма, с приключениями сложнее выяснения отношений на дворовой улице, было практически невозможно. Губарев взялся за героиню — девочку, которая может не только глядеть и удивляться, но и противостоять злодеям, и спасать от смерти людей. Прообразом для персонажа стала его дочка Валерия.

Сюжет о девочке, попавшей в Зазеркалье, был бы вторичен, если бы не одна деталь. Пионерка Оля попадает в мир по ту сторону зеркала для того, чтобы, прежде всего, встретиться с самой собой. Неизвестно, знал ли Губарев что-то о психоанализе и что именно, но сказка его вышла о классическом познании своей «тёмной» стороны и признании её своей частью. И о том, что не такая уж она тёмная и можно с ней сотрудничать. И о том, что в конечно итоге познание и принятие себя приводит к развитию личности, к обретению своей силы.

Само собой, дети видели совсем другое. Оля, оказавшись по ту сторону зеркального стекла, знакомится с Яло, своим отражением, и словно со стороны смотрит на все свои недостатки. Вместе они отправляются навстречу приключениям в мир внутри картины, мир, где правят глупый король и его жадные приближённые, где правит ложь, а за правду может ждать смертная казнь. В этом мире девочки вовсе не всесильны, им всё ещё по девять лет, и все их недостатки — с ними. Но им хватает смелости и смекалки, чтобы среди могущественных интриганов спасти приговорённого к смерти мальчика, да и самим много раз спастись. Ну и, конечно, приключения закаляют характер пионерки, а возможность взглянуть на себя со стороны даёт многое понять.

Перу Виталия Губарева принадлежат и другие прекрасные повести-сказки — «Трое на острове», «Путешествие на Утреннюю Звезду», «В Тридевятом царстве» и другие.

Трое на острове

Как и в «Королевстве кривых зеркал», взрослому человеку в этой повести видна назидательность. Советские же дети видели необыкновенные приключения, в которые ввязался главный герой со своими друзьями из-за того, что получил волшебную силу, которой не хватило ума распорядиться.

Школьник Боря — мечтательный лентяй. Про пиратов ему читать интереснее, чем выполнять свои обязанности по дому (которые в ином случае лягут на плечи работающей матери). Однажды он находит в шкафу платок своей бабушки, который оказывается волшебным. Развлекая себя и друзей, Юру и Милу, он превращает Юру в чернокожего, а потом переносит всех на необитаемый остров с, конечно же, пиратами.

 Но платок оказывается утерян из-за беспечности Бори, и трём детям приходится выживать и разыскивать платок, полагаясь только на свои руки, головы, умение работать сообща и личную отвагу. В восьмидесятых по сказке о мальчике с волшебным платком сняли мультфильм.

Повесть выдержана вполне в духе современного нам фэнтези. Читатель сначала вместе с главным героем восхищается полученной им силой и досадует на назидательность его товарищей, а потом сопереживает своему ровеснику, у которого только что были все возможности, а теперь остались только вызванные этими возможностями проблемы. Есть в сказке и то, что сейчас бы мы назвали социальной тематикой. Юра на своей шкуре узнаёт, что то, что в одной ситуации — развлечение (побыть чернокожим, чтобы всех удивить), в другой может стоить свободы и даже жизни. Обычная, даже стереотипная на первый взгляд девочка Мила оказывается способна бесстрашно кидаться на защиту друга.

Путешествие на Утреннюю Звезду

Повесть начинается как волшебная сказка, но волшебство по факту нужно только для того, чтобы забросить трёх мальчиков, девочку и её дедушку на далёкую планету в созвездии Волосы Вероники. Там они встречают представителей сразу двух вышедших в космос гуманоидных цивилизаций, и фэнтези плавно превращается в фантастику.

Мальчиков зовут в точности, как трёх богатырей – Илья, Никита и Алеша, девочку — Вероникой, но дедушка дал ей прозвище «Забава» в честь героини богатырских былин, племянницы князя Владимира. Автор делает инопланетян гуманоидами, которых можно понять земному человеку, но ни в коем случае не людьми. У них иная биология и, например, равенство достигло таких высот, что вопрос «какого ты пола?» не имеет значения.

Гуманоиды, обнаруженные землянами, жестоко воюют друг с другом. Те, что положительные (и исповедуют равенство) живут на погибающей старой планете и пытаются колонизировать молодую, новую, без признаков разумной жизни. Отрицательные (или, точнее, их армия и элита) стремятся этому помешать и полностью уничтожают первую экспедицию из сорока тысяч учёных. А наши герои, конечно, пытаются чем-то помочь хорошим — в меру своих обычных, очень человеческих сил.

В Тридевятом царстве

Возможно, кто-то из читателей помнит эту сказку, где спортсменка Оксана и юная королева Изабелла меняются местами.

Оказавшись на месте девочки-королевы, Оксана узнаёт обратную сторону политики и кое-что об основах экономики. Среди приключений с посещением привидений, погонями, поджогом самолёта и бесконечными интригами придворных заходит речь о прожиточном минимуме, экономике колониализма, лоббировании интересов крупного бизнеса и о том, как мало может сделать порой даже самый добрый и прогрессивный государь — ведь настоящая власть заключается не в титуле. Оксане приходится покинуть королевство Изабеллы, так и не сумев устроить настоящих реформ и чужом избежав заточения в психиатрической клинике. Не очень обычная концовка для советской сказки.

 Виталий Георгиевич прожил большую, насыщенную жизнь, был человеком в высшей степени совестливым, сострадательным и считал это в людях признаком истинной интеллигентности. А его творчество — одна из лучших страниц детской литературы XX века.

Предлагаем ответить на вопросы викторины «Королевство кривых зеркал» и узнать, хорошо ли вы помните эту веселую и поучительную сказку:

Мероприятие подготовила: ведущий библиотекарь И.О. Армашова

Размещение на блоге: заведующий сектором Е.Н. Гудкова