Литературный портрет к 255 — летию со дня рождения Н. М. Карамзина
12 декабря исполняется 255 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина – крупнейшего литератора эпохи сентиментализма, поэта, реформатора русского литературного языка, создателя «Истории государства Российского» — одного из первых фундаментальных трудов по истории России.
«Роль Карамзина в русской культуре столь велика и многообразна, что можно даже говорить не об одном Карамзине, а о нескольких Карамзиных, значение которых в равной степени высоко».
(Д. С. Лихачев)
Имя Карамзина знакомо нам со школьных лет – «Бедная Лиза», «Марфа посадница», «Письма русского путешественника», «История государства Российского». Предлагаю подробнее узнать о жизни и творчестве величайшего литератора второй половины 18 века – главным «событием» в биографии которого были книги, мысли, встречи с интересными людьми.
«Чистая высокая слава Карамзина принадлежит России, <…> ни один истинно учёный человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему в дани уважения глубокого и благодарности». (А. С. Пушкин)
Карамзину было дано много разнообразных дарований. Но, драм, трагедий, конфликтов в его жизни было в избытке. Рискованное путешествие по Европе в разгар Великой французской революции. Ранние смерти (первой жены Елизаветы Ивановны, детей Андрея и Наташи). Война 1812 года, а еще — грубая критика, яростное противодействие влиятельных сановников, скудость средств, нескончаемая работа, грозящая слепотой, и бесконечные болезни родных…
Детство и юность
Родился Николай Михайлович Карамзин в 1766 году. Детство его прошло под Симбирском, в имении отца – небогатого помещика, капитана в отставке. Род Карамзиных происходил от татарского военачальника Кара-Мурзы.
Николаю было около трех лет, когда умерла его мать – Екатерина Петровна. Мальчик рос под надзором нянюшки и дядьки.
Большое влияние на формирование характера Карамзина оказали отец и его друзья – провинциальные дворяне, – простые и честные люди.
Николай получил домашнее образование, затем был отправлен в Москву, где учился в частном пансионате Шадена, профессора Московского университета. Там он получил отличное образование и светские навыки, посещал лекции в Московском университете.
Молодой человек мечтал продолжить образование в Лейпцигском университете, но, по настоянию отца, должен был переехать в Петербург и поступить на военную службу в Преображенский полк, так как все Карамзины были военнослужащими.
Военная служба была в тягость Николаю, гораздо больше его привлекала литература. Карамзин владел многими иностранными языками: немецким, французским, английским, итальянским. Увлекался Шекспиром.
В начале 1783 года умирает отец Карамзина и Николай, получив отпуск, едет в Симбирск. Подает прошение об отставке и в 1784 году выходит в отставку в чине подпоручика.
В 1784 году Карамзин приезжает в Москву, входит в литературное общество. Знакомится с Новиковым, вместе с которым создает первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума». Карамзин занимается переводом статей для журнала.
Литературная деятельность Карамзина
Весной 1789 года Карамзин отправляется в заграничное путешествие по Европе. Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Англии. Встречался с Иммануилом Кантом, знакомился с культурной жизнью Европы, стал свидетелем французской революции в Париже. Результатом этой поездки стали «Письма русского путешественника».
Никто до Карамзина не рассказывал русскому читателю о чужих краях так занимательно и просто.
Предлагаю к просмотру материал «Жанр путешествия в новой литературе. Н. М. Карамзин».
Письма русского путешественника одно из крупнейших и популярнейших произведений русской литературы конца XVIII века. Николай Карамзин.
Предлагаю послушать отрывок из книги Карамзина «Письма русского путешественника». (читает актер Юрий Яковлев).
Осенью 1790 года Карамзин возвращается в Россию и становится редактором «Московского журнала» – первого литературного издания.
С этого времени Карамзин активно занимается литературой. Карамзин стремился писать «как говорят» и добился в этом больших успехов.
Я спросил еще его: откуда взяли вы, Николай Михайлович, такой чудесный слог? Он отвечал: «Из камина!» — Как из камина?! — «А так: я переводил одно и то же раз, два и три раза и, прочитав и обдумав, бросал в камин, пока, наконец доходил до того, что мог издать в свет». (Ф. Н. Глинка)
Одно за другим публикуются произведения, принесшие ему славу.
Повесть «Бедная Лиза» принесла Карамзину, которому было тогда двадцать пять лет, настоящую славу и он неожиданно стал знаменитостью. Повесть явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью. Язык его повести – простой и ясный литературный язык.
Карамзин стремился поднять рядового читателя до уровня современной мировой культуры, чтобы крестьянин был грамотным, а светская дама говорила по-русски и читала русские книги.
В августовском номере «Московского журнала» за 1792 год вышла повесть Карамзина – «Наталья, боярская дочь». В новой повести Карамзин описывает «приключения древности», изображает старую Русь, не ставя задачей достоверно изобразить историческое время, а (эту задачу он поставит позже: в повести «Марфа-посадница», в исторических очерках, в «Истории государства Российского»).
Особое место в творчестве Карамзина занимают произведения «Остров Борнгольм» и «Сиерра Морена» , посвященные Франции. Они написаны автором в конце 18 века в жанре новеллы.
Новелла появилась намного раньше рассказа. Прообразом новеллы являются многочисленные фольклорные произведения: сказки, басни, средневековые анекдоты. Как самостоятельный жанр литературная новелла сформировалась в Италии. Самым ярким примером одной из самых первых новелл эпохи ренессанса является «Декамерон» Дж. Боккаччо.
Предлагаю послушать отрывок из новеллы Карамзина — Сиерра-Морена (Аудиокнига).
«Карамзиным, — утверждал В. Г. Белинский, — началась новая эпоха русской литературы».
Карамзин вошел в историю, как реформатор русского языка – обогатил русский язык такими словами: «впечатление», «утончённость», «занимательный», «трогательный». Именно он ввёл в обиход слова: «эпоха», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «моральный», «эстетический», «эпоха». «гармония», «благотворительность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «первоклассный» и др.
В 1803 году Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России, над которым будет работать более двадцати лет – до конца своей жизни.
«Я по уши влез в русскую историю, сплю и вижу Никона с Нестором…»
«Занимаюсь только русской историей, — пишет он брату весной 1803 года, а в декабре этого же года сообщает: «Император пожаловал мне пансион в год по две тысячи рублей и сделал меня историографом».
Первый том «Истории…» был закончен в 1805 году, а к 1811 году вышли пять томов этого уникального произведения. Одиннадцать томов вышли при жизни писателя, а последний, двенадцатый том вышел уже после смерти автора. «История…» Карамзина написана для широкого круга читателя. Это не только историческое, но и литературное произведение.
«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». (А. С. Пушкин)
Карамзин был инициатором установки памятника К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади и выступал с инициативой воздвижения памятников выдающимся деятелям отечественной истории. Карамзин открыл и опубликовал в 1821 г. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей. Именно Карамзин приохотил русских читателей к чтению.
«Карамзина читали все грамотные люди, претендовавшие на образованность», писал Белинский.
Карамзин работал до последнего дня. Скончался Николай Михайлович 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. По преданию, смерть его стала следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда Карамзин воочию наблюдал за событиями на Сенатской площади. Похоронен Николай Михайлович Карамзин на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Белинский называет литературную деятельность Карамзина подвигом. «Везде и во всем, писал он, – Карамзин является не только преобразователем, но и начинателем, творцом».
Предлагаю к просмотру познавательный материал о творчестве Карамзина, изложенный в понятной и простой форме.
«Карамзин создавал себя — создавал писателя, создавал человека <…> Он создавал еще две важнейших фигуры в истории культуры: русского Читателя и русскую Читательницу». ( Из книги «Сотворение Карамзина» Ю. М. Лотмана)
Мероприятие подготовила вед. библиотекарь И. Г. Новикова
Размещение на блоге библиотекарь А. В. Мокина