Многоликий Карамзин

Литературный портрет к 255 — летию со дня рождения Н. М. Карамзина

12 декабря исполняется 255 лет со дня рождения Николая Михайловича  Карамзина –­ крупнейшего  литератора эпохи сентиментализма, поэта, реформатора русского литературного языка, создателя «Истории государства Российского» — одного из первых фундаментальных трудов по истории России.

«Роль Карамзина в русской культуре столь велика и многообразна, что можно даже говорить не об одном Карамзине, а о нескольких Карамзиных, значение которых в равной степени высоко».

  (Д. С. Лихачев)

         Имя Карамзина знакомо нам со школьных лет  –  «Бедная Лиза», «Марфа посадница», «Письма русского путешественника», «История государства Российского».  Предлагаю подробнее узнать о жизни и творчестве   величайшего литератора второй половины 18 века –­   главным «событием» в биографии которого были книги, мысли, встречи с интересными людьми.

«Чистая высокая слава Карамзина принадлежит России,   <…>  ни один истинно учёный человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему в дани уважения глубокого и благодарности». (А. С. Пушкин)

Карамзину было дано много разнообразных дарований. Но, драм, трагедий, конфликтов в его жизни было в избытке. Рискованное путешествие по Европе в разгар Великой французской революции. Ранние смерти (первой жены Елизаветы Ивановны, детей Андрея и Наташи). Война 1812 года,  а еще — грубая критика, яростное противодействие влиятельных сановников, скудость средств, нескончаемая работа, грозящая слепотой, и бесконечные болезни родных…

Детство и юность

Родился Николай Михайлович Карамзин в 1766 году. Детство его прошло под Симбирском, в имении  отца – небогатого помещика, капитана в отставке.  Род  Карамзиных происходил  от татарского военачальника Кара-Мурзы.

Николаю было около трех лет, когда умерла его мать – Екатерина Петровна. Мальчик  рос под надзором нянюшки и дядьки.

Большое влияние на формирование характера Карамзина оказали отец и его друзья – провинциальные дворяне, –­ простые  и честные люди.

Николай получил домашнее образование, затем был отправлен в Москву, где  учился в частном пансионате Шадена, профессора Московского университета. Там он получил отличное образование и светские навыки, посещал лекции в Московском университете.

Молодой человек мечтал продолжить образование в Лейпцигском университете, но, по настоянию отца, должен был переехать в Петербург и поступить на военную службу в Преображенский полк, так как все Карамзины были военнослужащими.

Военная служба была в тягость Николаю, гораздо больше его привлекала литература. Карамзин    владел многими иностранными языками: немецким, французским, английским,  итальянским.  Увлекался Шекспиром.

В начале 1783 года умирает отец Карамзина и  Николай, получив отпуск, едет  в Симбирск.  Подает  прошение об отставке и в 1784 году выходит  в отставку в чине подпоручика.

В 1784 году Карамзин приезжает в Москву, входит в литературное общество. Знакомится с Новиковым, вместе с которым создает первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума». Карамзин занимается переводом статей для журнала.

Литературная деятельность Карамзина

Весной  1789 года Карамзин отправляется в  заграничное путешествие по Европе. Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Англии. Встречался с Иммануилом Кантом, знакомился с культурной жизнью Европы,  стал свидетелем французской революции в Париже.     Результатом этой поездки стали «Письма русского путешественника».

Никто до Карамзина не рассказывал русскому читателю о чужих краях так занимательно и просто.

      Предлагаю к просмотру материал «Жанр путешествия в новой литературе. Н. М. Карамзин».

Письма русского путешественника   одно из крупнейших и популярнейших произведений русской литературы конца XVIII века. Николай Карамзин.

Предлагаю послушать отрывок из книги Карамзина  «Письма русского путешественника». (читает актер Юрий Яковлев).

Осенью 1790 года Карамзин возвращается в Россию и становится редактором «Московского журнала»  –­  первого литературного издания.

С этого времени Карамзин активно занимается литературой. Карамзин стремился писать «как говорят» и добился в этом больших успехов.

Я спросил еще его: откуда взяли вы, Николай Михайлович, такой чудесный слог? Он отвечал: «Из камина!» — Как из камина?! — «А так: я переводил одно и то же раз, два и три раза и, прочитав и обдумав, бросал в камин, пока,  наконец доходил до того, что мог издать в свет».   (Ф. Н. Глинка)

Одно за другим публикуются произведения, принесшие ему славу.

Повесть  «Бедная Лиза» принесла Карамзину, которому было тогда двадцать пять лет, настоящую славу и он неожиданно стал знаменитостью. Повесть явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью. Язык его повести – простой и ясный литературный язык.

Карамзин стремился поднять рядового читателя до уровня современной мировой культуры, чтобы крестьянин был грамотным, а светская дама говорила по-русски и читала русские книги.

В августовском номере «Московского журнала» за 1792 год вышла  повесть Карамзина – «Наталья, боярская дочь». В новой повести Карамзин описывает «приключения древности», изображает старую Русь, не ставя задачей достоверно изобразить историческое время, а  (эту задачу он поставит позже: в повести «Марфа-посадница», в исторических очерках, в  «Истории государства Российского»).

Особое место в творчестве Карамзина занимают произведения «Остров Борнгольм» и «Сиерра Морена» , посвященные Франции. Они написаны автором в конце 18 века в жанре новеллы.

Новелла появилась намного раньше рассказа. Прообразом новеллы являются многочисленные фольклорные произведения: сказки, басни, средневековые анекдоты. Как самостоятельный жанр литературная новелла сформировалась в Италии. Самым ярким примером одной из самых первых новелл эпохи ренессанса является «Декамерон» Дж. Боккаччо.

Предлагаю послушать отрывок из новеллы Карамзина — Сиерра-Морена (Аудиокнига).

«Карамзиным, — утверждал В. Г. Белинский, — началась новая эпоха русской литературы».

Карамзин вошел в историю, как реформатор русского языка –   обогатил русский язык такими словами: «впечатление», «утончённость», «занимательный», «трогательный». Именно он ввёл в обиход  слова: «эпоха», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «моральный», «эстетический», «эпоха». «гармония», «благотворительность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «первоклассный» и др.

В 1803 году Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России, над которым будет работать более двадцати лет – до конца своей жизни.

«Я по уши влез в русскую историю, сплю и вижу Никона с Нестором…»

«Занимаюсь только русской историей, — пишет он брату весной 1803 года, а в декабре этого же года сообщает: «Император пожаловал мне пансион в год по две тысячи рублей и сделал меня историографом».

Первый том «Истории…» был закончен в 1805 году, а к 1811 году вышли пять томов этого уникального произведения. Одиннадцать томов вышли при жизни писателя, а последний, двенадцатый том вышел уже после смерти автора. «История…» Карамзина написана  для широкого круга  читателя. Это не только историческое, но и литературное  произведение.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом».  (А. С.  Пушкин)

Карамзин был инициатором установки памятника  К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади и выступал с инициативой воздвижения памятников выдающимся деятелям отечественной истории.  Карамзин открыл и опубликовал в 1821 г. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей. Именно Карамзин приохотил русских читателей к чтению.

 «Карамзина читали все грамотные люди, претендовавшие на образованность», писал Белинский.

Карамзин работал до последнего дня. Скончался Николай Михайлович 22  мая (3  июня) 1826 г.  в  Санкт-Петербурге.  По преданию, смерть его стала следствием простуды, полученной 14 декабря 1825  года,  когда  Карамзин  воочию  наблюдал  за событиями   на  Сенатской площади.  Похоронен  Николай Михайлович Карамзин на  Тихвинском  кладбище Александро-Невской лавры.  

Белинский называет литературную деятельность Карамзина подвигом. «Везде и во всем, писал он, –  Карамзин является не только преобразователем, но и начинателем, творцом».

Предлагаю к просмотру познавательный материал о творчестве Карамзина, изложенный в понятной и простой форме.

Источник You Tube

«Карамзин создавал себя — создавал писателя, создавал человека <…>  Он создавал еще две важнейших фигуры в истории культуры: русского Читателя и русскую Читательницу». ( Из книги «Сотворение Карамзина» Ю. М. Лотмана)

Мероприятие подготовила вед. библиотекарь И. Г. Новикова

Размещение на блоге библиотекарь А. В. Мокина