Музыкальный салон к 90-летию композитора
О его жизни известно многое. Его наследие настолько огромно, что близкие до сих пор открывают для мира его сочинения. Его музыка узнаваема с первых аккордов. Его киномузыка – невидимое электричество, создающее атмосферу фильма, наполняющее его светом, неповторимым обаянием, харизмой, сквозь которую образ рассказанной истории обретает плоть.
Сегодня ему бы исполнилось 90. В день рождения маэстро давайте вспомним самые интересные факты и самые известные композиции из удивительной жизни и творчества Таривердиева.
«Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А всё плохое – это то, чему я не смог у нее научиться», — говорит композитор. Мама Микаэла, Сатеник, или просто Сато Григорьевна, обожала сына. Однажды, когда она увидела, что Микаэл с мальчишками во дворе поджаривает жука, она засунула его палец в огонь, сказав, что жуку так же больно, как и ему. Юный Таривердиев навсегда запомнил тот урок.
В возрасте шести лет родители отдали Микаэла в музыкальную школу при Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили. А к восьми годам мальчик уже был автором нескольких фортепианных пьес, к десяти же — целой симфонии. Примечательно, что свой первый гонорар Таривердиев получил в 1949 году, когда состоялся его дебют как композитора. Юный музыкант создал две балетные сцены. И ему ужасно посчастливилось: их поставили в Театре оперы и балета имени Закария Палиашвили. Несмотря на то, что времена были тяжелые, а отец Микаэла сидел в лагере, свой первый гонорар Микаэл потратил на шляпу.
Не секрет, что Таривердиев был влюбчив. И однажды в Ереване восемнадцатилетний Микаэл чуть было не женился на племяннице мэтра серьезной музыки Арама Хачатуряна. Но невеста оказалась ветреной и в отсутствие жениха завела роман на стороне. Узнав об измене, Таривердиев моментально расстался с девушкой. А поступая в Гнесинку, попал в класс Хачатуряна. На счастье, маэстро оказался выше любовно-житейских неурядиц и сделал Микаэла своим любимым учеником, открыв ему путь на музыкальный Олимп. Кстати, о своем поступлении Микаэл с радостью сообщил в письме отцу: «Из всех поступающих я единственный получил 5, причем не просто, а с плюсом. Отношение ко мне совершенно изумительное, буквально на руках носят».
Во время учебы в Гнесинке Таривердиеву нужна была подработка. Микаэлу предлагали зарабатывать игрой на пианино в ресторане. Но композитор решил, что это для него неприемлемо. Взамен этого предпочел разгружать вагоны на Рижском вокзале. Гордость и интуиция не подвели композитора. Именно на ночной разгрузке вагонов Микаэл познакомился со студентами ВГИКа, от которых впервые получил заказ на музыку к кинофильму. Так началась карьера кинокомпозитора Таривердиева, принесшая ему любовь миллионов слушателей, славу и достаток.
Впервые и серьезно телезрители заметили музыку Таривердиева в фильме «Человек идет за солнцем» (1961). В фильме практически без слов, где маленький мальчик решил обойти Землю, идя за Солнцем, музыка стала главным действующим лицом. А с ним и ее создатель. После этой картины мелодии Таривердиева стали узнавать на слух. А музыкант начал не только писать песни, но иногда их и исполнять.
Кто не знает Микаэла Таривердиева, тот, безусловно, знает его легендарную музыку из кинофильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы». Интересно, что песню «На Тихорецкую состав отправится…» Таривердиев написал задолго до съемок фильма, еще когда Ролан Быков ставил свой первый спектакль в театре МГУ и нужна была песня. Рязанову так понравилась песня, что он предложил Таривердиеву прочитать сценарий «Иронии судьбы» и написать еще пару песен. Изначально режиссер планировал пригласить в фильм разных композиторов. Но ему так понравилось все написанные песни Таривердиева, что больше в картину он никого приглашать не стал.
Очередная удача Таривердиева — участие в дипломной работе выпускника ВГИКа Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Огромную роль в комедии сыграла музыка. Ее Микаэл Леонович написал в соавторстве с таким же молодым композитором и пианистом Игорем Якушенко.
Еще один шедевр Микаэла Таривердиева – музыка к фильму «Любить» Михаила Калика. Картину составляют четыре новеллы о любви по мотивам рассказов Иона Друце, Авенира Зака, Исая Кузнецова, Юрия Казакова и В. Сапожникова. И все это под восхитительную музыку Микаэла Таривердиева.
В этой «шпионской» картине Таривердиев сразу разглядел шедевр, глубокий, честный, и согласился стать его соавтором. И не зря. Музыка из «Семнадцати мгновений весны» никого не оставляет равнодушным. Кстати, слава после «Семнадцати мгновений» принесла Таривердиеву приятные моменты. Так Юрий Андропов выдал Таривердиеву автомобильный пропуск, который позволял ему останавливать и парковать машину где угодно. Микаэл Леонович с удовольствием как-то воспользовался подарком — остановил машину на Красной площади и был в восторге, что это ему удалось.
Близкие композитора в шутку или всерьез говорили, что мечтой Таривердиева в юности было приехать в родной любимый Тбилиси на «Мерседесе», в котором сидела бы Лолита Торрес, популярная в 60-х годах аргентинская певица. Судьба была благосклонна к желаниям Таривердиев. Почти благосклонна. Микаэл Леонович со временем все же приобрел «Мерседес», да и с Лолитой Торрес тоже познакомился. Но вот привезти в грузинскую столицу звезду на своем «Мерседесе» ему, увы, не удалось.
Таривердиев был женат несколько раз, но каждый раз недолго. Музыкант искал в личной жизни «тихую пристань», а находил вулкан. Кстати, одна из любовных историй Таривердиева стала сюжетом культового Рязановского «Вокзала для двоих». Он был молодым человеком, ехал на автомобиле с любимой женщиной, актрисой Людмилой Максаковой. Она была за рулем. Было темно, и их машина насмерть сбила человека. Когда прибыла милиция, Таривердиев взял вину на себя, сказав, что за рулем сидел он. Он получил срок в два года, но, к счастью, попал под амнистию. Говорят, Рязанов, экранизировав эту историю в своем фильме «Вокзал для двоих», сильно задел Таривердиева.
В творческом наследии композитора Микаэла Таривердиева есть песня на стихи Михаила Светлова «Выйди замуж за старика». Пронзительность исполнения автором демонстрировала связь композиции с личной жизнью музыканта. С третьей, последней, женой Верой композитор познакомился, когда ему было 52 года, а ей — начинающему музыковеду — ровно в 2 раза меньше. С ней он и прожил все оставшиеся ему годы жизни. Узнать об истории их любви Вы можете, посмотрев электронную презентацию «Зорко одно лишь сердце…Микаэл и Вера Таривердиевы».
За 64 года жизни Микаэл Леонович написал музыку к 132 кинофильмам, ряду спектаклей, более 100 песен и романсов, 4 балета, 4 оперы, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа, 2 концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. Ушел из жизни Микаэл Таривердиев 25 июля 1996 года и похоронен на Армянском кладбище Москвы. В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу». Так Таривердиев и жил – просто и гениально.
Мероприятие подготовила: зав. сектором Е.Н. Гудкова
Размещение на блоге: зав. сектором Е.Н. Гудкова