Краеведческий час
4 декабря — большой христианский праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он совпадает с ещё одним праздником — Днем матери-казачки. Совпадение этих дат не случайно, так как образ матери-казачки олицетворяется с Пресвятой Богородицей, матерью Божией, а также мать-казачка живёт по постулатам православия. Каковы же исторические события послужили установлению этого праздника? Его корни уходят в русско-турецкую войну.
В 1774 году девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию Государства Российского. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы Наурской (Чечня) легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети.
Полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место несколько оставленных в станице пушек, встречая атаки картечью. Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем.
В честь нелегкой победы казачек станицы Наурской (Чечня) возведен памятник, а также установлен День матери-казачки. И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным — Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат, ибо главное предназначение казачки — стать матерью, хранительницей очага.
Приглашаю к просмотру видео-презентации «В веках прославились казачки»
М. Ю. Лермонтов увековечил задушевно- прекрасный образ матери-казачки в стихотворении «Казачья колыбельная песня, написанное в 1838 году.
Существует мнение, что, когда Лермонтов был на Кавказе, то услышал, как казачка укачивает своего ребёнка. Так и родилось это произведение. Колыбельная – это монолог матери, которая укачивая ещё несмышленого ребенка, повествует ему о его будущем.
Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Казачка была неутомимой труженицей, защитницей своей семьи. В казачьей семье женщина испокон веков и по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу жизненного уклада казачьей семьи.
О славных прародительницах — донских казачках- послушаем рассказы наших участниц – читателей БИЦ имени И. С. Тургенева, посетителей ЦСОН Пролетарского района
Скороходовой Аллы Александровны
Шаповаловой Елены Сергеевны
Казачий род выстоял и приумножился именно благодаря силе, любви и крепости духа казачек. И не зря писатели и поэты славят казачек, а скульпторы создавали и создают памятники казачкам, как – символ любви к матерям, почтения к женщинам.
Мероприятие подготовила зав. сектором О. А. Юрченко
Размещение на блоге зав. сектором О. А. Юрченко