Литературный час «А.П. Чехов: любовь и творчество»

Антон Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».

Все знают искусного рассказчика, автора как емких и смешных историй, так и серьезных философских романов – Антона Павловича Чехова. Но далеко не все интересовались его личной жизнью. А о ней есть что рассказать! В Чехова влюблялись, им восхищались, о нем мечтали, а он… Да, писатель тоже вдохновлялся женщинами. Почти каждая его влюбленность нашла отражение в творчестве, не говоря уж об увлекательной личной переписке. Некоторые возлюбленные Чехова стали прототипами героинь его рассказов и пьес. Женскую психологию писатель исследовал, в каждой избраннице подмечал определённую «изюминку».

Но прежде вспомним основные вехи в жизни и творчестве великого драматурга, просмотрев электронную презентацию «Чехов Антон Павлович. Биография»:

О Чехове любят сейчас говорить как о слабом здоровьем, тихом и незаметном человеке в пенсне. А между тем, несмотря на предрасположенность к легочным заболеваниям, он был крепок, высок ростом (выше 1 м 90 см), обладал чарующим раскатистым басом, и пенсне вовсе не мешало ему замечать столько подробностей окружающей жизни, которым находило определения его природное остроумие, что среди друзей Антон Павлович получил шутливое прозвище Вельзевул.

Он никогда не читал мораль, но это не значит, что он не злился, не обижался, не страдал. Всё это было, да ещё в увеличенном размере, как для любого человека, тонко чувствующего и много видевшего и понимающего. Но он достаточно уважал своих собеседников, чтобы не давить их собственными проблемами и болью, хотя и не скрывал их.

С одной стороны, он был очень деликатен и всегда боялся причинить другим какие-либо неудобства или беспокойства, с другой — достаточно смел, чтобы просить чего-то со спокойным достоинством, и никогда не унижал тех, кто обращался к нему с просьбой. Когда однажды он, почувствовав себя плохо , стал терять сознание, ему пришла в голову такая мысль: «Как-то неловко падать и умирать при чужих».

Чехов считал, что писатель должен писать, а не судить. «Вы хотите , чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло… Пусть судят их присяжные заседатели, моё дело показать только , какие они есть». По письмам видно, как постепенно развивается и зреет в нем это свойство — правдивость без осуждения.

На двери его квартиры висела дощечка «Доктор Чехов», а в газетах и журналах  один за другим появлялись его рассказы, подписанные смешными именами:  «Человек без селезёнки», «Брат моего брата», «Врач без пациентов», «Антоша Чехонте». Всего в своем творчестве он использовал 45 псевдонимов. Уже этими подписями настраивая своих читателей на весёлый лад, Чехов приглашал их посмеяться над происшествиями, описанными в его рассказах.

Внешне очень привлекательный, талантливый и остроумный, Чехов всегда пользовался у женщин большим успехом, друзья писателя в шутку называли его многочисленных поклонниц «антоновками». И хотя Чехов старался не заводить серьезных романом и всячески избегал разговоров о женитьбе, многие из его любовных историй оставили значимый след в жизни писателя. В этом нашем литературном уроке мы поговорим о некоторых из них…

Задумав как-то написать роман «О любви», Чехов добросовестно трудился над ним несколько месяцев — писал, вычеркивал, стараясь сделать его покороче. И в результате от всего написанного осталась лишь одна фраза: «Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…». Собственно, такими и были его представления о браке. Больше всего Чехов ценил свободу и независимость.

Многие дамы любили Чехова, всячески добивались его внимания, были готовы бежать к нему по первому зову. Он же, не обещая им ничего серьезного, тем не менее, не давал угаснуть их надеждам. Сам же тем временем мог легко завязать новый роман. И влюбленные в него женщины, смирившись, соглашались поддерживать с ним романтические отношения, не требуя взамен никаких обещаний. Такая у него была игра.
«Жениться я не хочу, да и не на ком. Мне было бы скучно возиться с женой. А влюбиться весьма не мешало бы. Скучно без сильной любви. Извольте, я женюсь. Но дайте мне такую жену, которая, как луна, являлась бы на моем небе не каждый день. Счастья же, которое продолжается от утра до утра, я не выдержу».

И искал Чехов любовь, которая, озаряя его жизнь, давала бы ему вдохновение, но не мешала творческому процессу.

Первое серьезное увлечение

Им стала Дуня Эфрос, которая обучалась на педагогических курсах с сестрой Чехова, Марией. Антону Павловичу было 26 лет, когда он задумал жениться на девушке.

В январе 1886 года Чехов писал художнику Билибину, своему близкому другу: «Вчера, провожая домой одну барышню, сделал ей предложение. Хочу из огня да в полымя… Благословите жениться». Причем об этом решении знал только Билибин. Ни сестре Маше, ни самой Дуне Антон Павлович ничего не сообщил. Видимо, сам был не особо-то уверен в том, что сделал правильный выбор. Вот, например, в 19 января 1886 года – уже после того самого письма Билибину – Чехов пишет своему товарищу Лейкину о шумной свадьбе соседей сверху: «Над моей головой идет пляс. Играет оркестр. Свадьба. <…> Кто-то, стуча ногами, как лошадь, пробежал сейчас как раз над моей головой… Должно быть, шафер. Оркестр гремит… <…> Жениху, который собирается тараканить свою невесту, такая музыка должна быть приятна, мне же, немощному, она мешает спать».Недовольство шумом понятно. Но не означает ли оно неудовольствие от матримониальных планов в целом? Кто знает…

Помолвка Антона Павловича была тайной и краткой. Дуня Эфрос была еврейкой, после вполне оформленного предложения будущего писателя и самой помолвки она все же не захотела принимать православие. Так что свадьба не состоялась. Да и сам Чехов очень быстро охладел к невесте. Впоследствии Дуня вышла замуж за адвоката и издателя Коновицера – приятеля Чехова. После революции эмигрировала с мужем во Францию. В 1943 году умерла в концлагере Треблинка.

Считается, что эта девушка была прототипом Сусанны Моисеевны из рассказа «Тина». Причем Сусанна вовсе не положительная героиня – это циничная, наглая и коварная женщина пользуется простодушием кавалеров и обирает их до нитки. Видимо, таким образом Антон Павлович выразил накопившееся раздражение.

Лидия Яворская. Актриса и драматург

Следующей возлюбленной Антона Павловича стала Лидия Яворская, актриса театра. Эта трудолюбивая девушка умела добиваться своего: хоть ее и не взяли в Александрийский театр, она не оставила попытки играть. Антон Чехов встречался с актрисой с большими перерывами и недолго – она надеялась, что писатель будет создавать для нее пьесы. В одном из писем она даже назначила четкую дату, к которой он должен хоть что-нибудь да сотворить, чтобы уже на следующий день развешать афиши.

Актриса сама распространяла слухи о своих отношениях с Антоном Павловичем, со временем они стали правдой. В январе 1895 года между ними явно была связь: об этом говорят записки Яворской, в которых она упоминает о «неземном блаженстве» в гостиничном номере.

Отношения Яворской и Чехова были сложными и запутанными, начиная со знакомства в 1893 году и заканчивая поздними годами, когда актриса вышла замуж за другого.

Лика Мизинова. Не возлюбленная, но муза

В жизни Чехова была еще одна женщина, тесно связанная с его творчеством – Лика Мизинова. Девушка вдохновляла писателя на новые произведения.

Когда Чехову было 29, а Лике 18, они виделись почти каждый день, а когда не удавалось встретиться, обменивались милыми и ироничными записками. В начале знакомства они часто проводили время вместе – ходили в гости, на выставки, на концерты. Чувствуя, что и он тоже нравится Лике, Чехов фонтанировал остротами, шутками. В письмах Чехов называл ее «Прекрасная Лика», «адская красавица».

Вокруг Лики вились мужчины, а она сама обладала взбалмошным характером. Однажды она чуть не увезла Чехова на Кавказ, обманув своих родителей, будто едет с подругой, но в последний момент писатель отказался.

Антон Павлович, руководствуясь здравым смыслом, так и не признался ей в любви, хотя в его письмах чувствуется нежность по отношению к Лике. Мизинова флиртовала у него на глазах и признавалась в романах с другими, пытаясь заставить Чехова ревновать: сначала она сошлась с женатым писателем Потапенко, затем вышла замуж за режиссера Санина.
В отличие от Яворской, Мизинова стала прототипом для известного произведения Чехова: с ее образа списана Нина Заречная из пьесы «Чайка».

Ольга Кундасова. Дружба вместо любви

С другой женщиной Чехова вновь познакомила его сестра, Мария. Ольга Кундасова была очень умной, увлеченной дамой. Но полноватой (что не нравилось Антону Павловичу). Девушка влюбилась в писателя и часто наведывалась в их дом под разными предлогами. Чехов с удовольствием общался с эрудированной Ольгой, но… не более. Он называл ее то астрономкой, то бестурнюрной – так как она не носила турюры и корсеты. Были у нее и другие своеобразные привычки: громкий хохот, широкие махи руками при ходьбе, загрязненная неблагородными словами речь. Её ужасные манеры и хамство оттолкнули писателя.

Многие считают, что Рассудина из повести «Три года» – это воплощение образа Кундасовой, хотя сам писатель это отрицал.

Нина Корш. Чувства с самого детства

Была еще и девушка, которая полюбила Чехова еще в детстве. Нина Корш – дочь владельца частного российского театра. Когда в театре ее отца ставили пьесу Чехова «Иванов», маленькая Ника впервые увидела писателя и влюбилась. На тот момент ей было всего 12 лет. Сам Антон Павлович заинтересовался ею лишь спустя одиннадцать лет, во время первого мхатовского показа «Чайки».

Они встречались два года, за это время Нина Корш успела забеременеть от талантливого автора. Однако с ребенком он так ни разу и не встретился – как раз в это время Чехов начал отношения с Ольгой Книппер, остальные представительницы прекрасного пола отошли на второй план. Нина навсегда уехала во Францию.

Лидия Авилова

Лидия, сама будучи литератором, очень любила рассказы Чехова, многие из них знала почти наизусть. И при встрече она, конечно же, влюбилась в него, хотя в то время была замужем, да и Чехов обратил на нее внимание.

Следующая их встреча состоялась через три года, у Лидии к тому времени было уже трое детей. Они старались скрывать свою любовь не только от посторонних глаз, даже друг другу они открыто не говорили о своих чувствах.

Лишь в рассказе «Забытые письма» Лидия призналась: «Жизнь без тебя, даже без вести о тебе, больше, чем подвиг, — это мученичество. Я счастлива, когда мне удается вызвать в памяти звук твоего голоса, впечатление твоего поцелуя на моих губах… Я думаю только о тебе».

Чехов, прочитав этот рассказ, понял, кому адресованы эти строки, и тоже написал рассказ-признание «О любви»: «Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может привести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома».

По заказу Лидии Авиловой в ювелирном магазине был изготовлен брелок в виде книги с выгравированной надписью: «Повести и рассказы. Соч. Ан.Чехова, стран.207, строки 6 и 7». А на указанной странице этой книги написано: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её». Этот брелок она отправила Чехову.
Видно, не зря Бунин назвал Лидию Авилову «самой большой любовью Чехова». Их роман, который они были вынуждены скрывать, длился более десяти лет.

Елена Шаврова

Елена познакомилась с Чеховым, когда принесла ему на рецензию написанный ею рассказ, и сразу же влюбилась в него. Было ей тогда всего 15 лет, Чехов же в то время был увлечен Ликой Мизиновой. Прекрасно понимая, что рассчитывать на взаимность ей не стоит, Елена попыталась забыть о Чехове, и спустя пять лет вышла замуж. Но через три года после свадьбы, приехав к родственникам в Москву, они снова встретились, и на этот раз у них случился роман.

Они сбежали в Ялту, где провели вместе некоторое время. После этого Елена вернулась к семье, а их роман продолжился в письмах. Чехов написал их Елене около семидесяти. Итогом же этого романа стал прекрасный рассказ «Дама с собачкой».

Ольга Книппер – единственная и любимая жена

Первая и единственная жена Антона Чехова. Свадьба состоялась, когда писателю исполнился 41 год. Многие сомневались в искренности чувств актрисы, но Чехов был счастлив. Их брак просуществовал до самой смерти великого писателя.

Об этой женщине вспоминают в первую очередь, когда говорят о большой любви Чехова. Сколько бы ни было девушек в его жизни, каждую из них он держал на расстоянии. Он не признавался в любви – по крайней мере, напрямую, не предлагал руку и сердце. Однако с появлением Ольги Книппер все изменилось.

Она была актрисой, в том числе исполняла одну из ролей в пьесе «Чайка», на репетиции которой и познакомилась с писателем. Антон Павлович, как и зрители спектакля, высоко оценили роль актрисы. На тот момент ей было 30 лет, а Чехову – на восемь лет больше. С 1899 года они вели активную переписку (оставив после себя более 800 писем). Кстати, привычка писать любимому осталась у Ольги и после смерти писателя.

В 1900 году актриса вместе с труппой московского театра посетила Крым. Женщина поселилась у Чехова, и теперь они уже не скрывали отношений. Но никто и подумать не мог, что роман актрисы и писателя зайдет так далеко: через год они обвенчались, скрывшись от всех.

Они были счастливы, хотя бед в семье тоже хватало: Чехов безуспешно пытался вылечить туберкулез, а Ольга перенесла неудачную беременность. Женщина вдохновляла писателя, а он во всем поддерживал ее творческие амбиции. Это был идеальный союз для Чехова: он всегда говорил, что женщины могут отвлекать от любимого дела. Здесь же сильные увлечения были у обоих супругов.

В 1904 году Антон Павлович скончался от болезни на руках у своей единственной жены.

Прежде чем поговорить на тему любви в творчестве А.П. Чехова, предлагаем Вам, дорогие друзья, вспомнить имена героев чеховских пьес и рассказов, ответив на вопросы литературного теста:

Тема любви в творчестве Антона Павловича Чехова

Антон Павлович Чехов был удивительно светлым, образованным и умным человеком. Читателей привлекают не только его рассказы, наполненные добротой, теплом, иногда юмором, очень правдивые и гуманистические, но, прежде всего личность самого писателя.

Чехов в своём творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви. Безусловно, любовь – самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни.

В России во время Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и браке. Считалось вполне нормальным жениться и выходить замуж не по любви, а либо по «разумному расчёту», либо по договорённости родителей, либо из каких-то других соображений житейского здравого смысла. Однако прожить без любви или же загнать в тесные рамки живое свободное чувство далеко не просто. Если человека, обделённого любовью, не поглощали целиком интересы практического или духовного свойства, то в какой-то момент он с мучительной остротой и болью ощущал бессмысленность и бесцельность жизни. Ему становилось страшно и скучно жить лишь для того, чтобы, – по словам Пушкина – благополучно «скончаться посреди детей, плаксивых баб, да лекарей».

Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в иную реальность. Полюбив, человек неизбежно прерывает привычное течение жизни, останавливается. Это время самоосознания. Так, даже забаррикадировавшийся от жизни Беликов пусть на минуту задумывается о собственной душе и личности. Познав любовь, чеховский герой перестаёт быть человеком из толпы, одним из многих. Он внезапно обнаруживает собственную индивидуальность. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность. Вместе с тем само течение жизни в чеховском мире противостоит любви: эта жизнь не предполагает чувства, противится ему.

В последний год жизни у Антона Павловича была мысль написать пьесу. Она была ещё неясна, но он говорил о том, что герой пьесы – учёный, любит женщину, которая или не любит его, или изменяет ему, и вот этот учёный уезжает на Дальний Север. Третий акт ему представлялся именно так: стоит пароход, затёртый льдами, северное сияние, учёный одиноко стоит на палубе, тишина, покой и величие ночи, и вот на фоне северного сияния он видит: промчится тень любимой женщины…

Чью тень хотел видеть писатель в предсмертном итоговом произведении? Или же это был собирательный образ любимых женщин великого драматурга?..

Свою излюбленную тему – трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному финалу, мы находим в рассказе «Цветы запоздалые»(1882 год).

В центре – любовь. Здесь писатель затрагивает мысль о том, что человек не может освободиться от зависимости, даже, можно сказать, жертвенной привязанности к человеку, недостойному такого отношения. И это чувство героиня принимает за любовь. Маруся – благородное, честное сердце. Своей любовью она пыталась спасти от нравственного падения близких и дорогих ей людей – доктора Топоркова и брата Егорушку. А.П.Чехов показал, как мелочная жизнь разрушила судьбы людей, которые могли бы прожить жизнь счастливо и полноценно.

В « Учителе словесности»(1889 год) развёртывается борьба любви и пошлости. Эта борьба происходит на фоне поэтического сада, образ которого проходит через всё творчество Чехова 90-х и 1900-х годов.

« Никитин и Манюся молча бродили по аллеям, смеялись, задавали изредка друг другу отрывистые вопросы, на которые не отвечали, а над садом светил полумесяц и на земле из тёмной травы, слабо освещённой этим полумесяцем. Тянулись сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви».

А как поэтична встреча человека и красоты в «Чёрном монахе» (1893), какой необыкновенный сад окружал Коврина – «царство нежных красок».

« Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, обрызганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржаное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна».

Чехов считал, что у человека должна быть высокая жизненная цель, а когда она ничтожна, то человек становится маленьким и несчастным.

Один из героев рассказа «Учитель словесности» писал в своём дневнике:

«Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость. Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины… Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда. Бежать сегодня же, иначе сойду с ума!»

М.Горький писал о Чехове, что никто не понимал трагизм мелочной жизни, как он. Всем известно, что мелочи повседневного быта способны подчинить себе человека, даже не замечающего собственной зависимости.

В чеховском мире любовь всегда права. Любовь у Чехова однозначно важнее счастья.

Но счастье, по Чехову, недостижимо. Это цель, к которой человек должен стремиться в жизни. Тот же, кто обретает мнимое счастье, теряет человеческий облик.

В рассказе «Дама с собачкой» на отдыхе в Ялте встречаются двое: москвич Дмитрий Гуров и петербурженка Анна Сергеевна. Между ними вспыхивает короткий роман, при этом оба несчастны в браке. Для женщины эта связь — прыжок в бездну. Она думает, что Гуров первым перестанет ее уважать:

«Анна Сергеевна, эта „дама с собачкой“, к тому, что произошло, отнеслась как-то особенно, очень серьезно, точно к своему падению, — так казалось, и это было странно и некстати. У нее опустились, завяли черты, и по сторонам лица печально висели длинные волосы, она задумалась в унылой позе, точно грешница на старинной картине.

— Нехорошо, — сказала она. — Вы же первый меня не уважаете теперь».

Но и для Гурова отношения становятся испытанием. Всю жизнь он относился к женщинам как к низшим существам, но знакомство с Анной Сергеевной заставляет его полностью пересмотреть свои взгляды. Узнав ее, он впервые проникается уважением к женщине, видит ее духовную глубину.

 Не все герои произведений Чехова проходят проверку любовью.

Многие не справляются со стрессом, который привносят в их жизнь отношения с возлюбленным, и они возвращаются в привычную жизнь, чтобы больше никогда не вспоминать о пережитом. А некоторые даже не могут оправиться после того, что с ними случилось.

Если герои рассказа «Дама с собачкой» решаются действовать, чтобы быть вместе, то Ионыч с трудом справляется со своим чувством. Отказ девушки стать его женой вызывает в нем не боль, а неприятие, в нем говорит задетое самолюбие:

«Ему было немножко стыдно, и самолюбие его было оскорблено — он не ожидал отказа, — и не верилось, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле. И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона».

В своих глазах он единственный образованный человек в городе — как же она может не хотеть выйти замуж за него? Эго не позволяет ему искренне переживать непростые эмоции, которые неизбежно сопутствуют любви. Когда Ионыч приезжает к Туркиным — родителям его бывшей возлюбленной, то обнаруживает, что они не так уж остроумны и развиты, как он думал раньше, да и сама девушка не так хороша. Это тоже задевает его:

«Ему не нравилась ее бледность, новое выражение, слабая улыбка, голос, а немного погодя уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела, не нравилось что-то в прошлом, когда он едва не женился на ней. Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, — и ему стало неловко».

Ионыч обесценивает собственные чувства: по его мнению, он не должен был влюбляться в поверхностную девушку. Герой даже не замечает, как сам становится таким же пошлым обывателем, какими считает остальных.

А учитель греческого языка Беликов — главный герой рассказа «Человек в футляре» — и вовсе не смог пережить влюбленность. Он привык прятаться от жизни за темным закрытым костюмом, целым рядом «благопристойных» правил и постоянным страхом. Беликов попытался выбраться из своего «футляра» один раз — когда решился жениться на хохотушке Вареньке Коваленко. Даже само принятие этого решения измотало героя: он похудел и побледнел. Он был испуган возможными сложностями:

«Нет, женитьба — шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло. Это меня так беспокоит, я теперь все ночи не сплю. И, признаться, я боюсь: у нее с братом какой-то странный образ мыслей, рассуждают они как-то, знаете ли, странно, и характер очень бойкий. Женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю».

А когда встретился с первой такой сложностью: брат Вареньки спустил его с лестницы, а та лишь посмеялась, — Беликов умер. Настоящая жизнь оказалась ему не по плечу.

Далеко не все готовы справляться с чем-то настоящим — с чувством к другому человеку. В обычной жизни каждый старается обезопасить себя, избежать стресса, выстраивает собственную реальность, в которой не надо выходить из круга собственных взглядов и привычек.

Поэтому любовь, вытаскивающая человека из подобных иллюзий, оказывается слишком тяжела.

Однако и само чувство любви в некоторых произведениях Чехова становится подобным «футляром». Так происходит, например, в рассказе «О любви», повествующем о том, как помещик Павел Константинович Алехин влюбился в жену судейского чиновника Анну Алексеевну Луганович. Она тоже испытывает к нему чувства, однако оба не признаются друг другу в любви, потому что считают, что недостаточно хороши:

«Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь…»

Взгляд Алехина на любовь романтичен: для него это возвышенное чувство, женщину он идеализирует. Ему куда больше нравится испытывать чувство влюбленности, восхищаться Анной Алексеевной, чем совершать какие-то действия:

«Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».

Обыденность брака и семейной жизни может только нарушить это идеальное чувство. Для Алехина вечное восхищение и бездействие становятся своеобразной зоной комфорта. С такими героями в произведения Чехова приходит идея любви-воспоминания. Ее испытывают те персонажи, которые не смогли перешагнуть через страхи и сделать что-то, чтобы побороться за свое чувство. Им остается только размышлять о предмете этой любви, снова и снова прокручивать в голове те редкие моменты, когда они были вместе.

Чехов часто изображал измены: «Драма на охоте», «Трифон», «Огни», «Начальник станции», «Дипломат», «Бабы», «Анна на шее», «Дуэль», «Осенью», «Рассказ неизвестного человека». Обычно подобные связи описаны с сочувствием и пониманием. Ведь часто, именно решаясь на измену, герои Чехова делают выбор в пользу настоящего чувства, перестают бояться и борются за него.

В чём же причина трагедии чеховских героев? Именно трагедии. Душа, которая не испытала высоких чувств, на самом деле пуста. Художник на первый план своих произведений выводил обыкновенных людей, обывателей. Цель существования этих героев – благоустроенный быт, размеренное течение времени, привычный порядок жизни. И всё это может разрушить одно лишь чувство – любовь. У Антона Павловича было своё представление об этом. Счастье без любви невозможно. В рассказах Чехова о любви читатель не встречает ни одного счастливого финала. Любовь у писателя не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Чехов лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что герои не хотят и не могут менять свой привычный уклад жизни. А идти против заведённых обществом порядков, даже если это преследует свои личные интересы, – это подвиг. А герои Чехова – обыватели, заурядные люди. В их жизни нет места высоким чувствам. Пошлость обыденной жизни убивает любовь.

Предлагаем посмотреть фильм-спектакль «Чайка», поставленный и снятый по одноименной пьесе А.П. Чехова.

В «Чайке», как и во всех других драматических творениях Чехова, наличествуют так называемые слова-доминанты, определяющие основные смыслы произведения. Это такие слова, как «жизнь», «любовь», «искусство». Любовь в «Чайке» являет собой один из важнейших двигателей сюжета.

Искусство (для персонажей «Чайки» это, главным образом, литература и театр) составляет громадный пласт идеалов героев, это их профессия и увлечение.

Две главные героини пьесы — Аркадина и Заречная — актрисы, Тригорин и Треплев — писатели, Сорин также мечтал когда-то связать свою жизнь с литературой, но не состоялся как писатель. Шамраев хотя и не является впрямую человеком искусства, тем не менее, близок к нему, интересуется им, в особенности литературным творчеством. Дорна также можно назвать «окололитературным персонажем».

Между героями существуют противоречия. Например, несовпадение людских привязанностей, безответная любовь: Маша любит Треплева, ее любит Медведенко, мать Маши влюблена в доктора Дорна, так же, как и дочь, безответно. Треплев любит Нину Заречную, Нина же питает глубокое чувство к Тригорину. Треплев страдает еще и от холодности к нему матери. Аркадина не любит сына — это постоянно подчеркивается на всем протяжении пьесы. Пересекаются любовные и творческие линии, создавая все новые и новые столкновения. Однако все эти противоречия не приводят к конфликту личностей. Герои пьесы по большому счету — люди безвольные, ленивые, безынициативные.

Треплев, пожалуй, наиболее цельная личность среди главных персонажей пьесы. Для него искусство и Нина Заречная превыше всего. Молодой человек постоянно стремится к созданию новых форм, его жестоко ранит равнодушное пренебрежение матери к этим попыткам.

Аркадина и в самом деле поглощена искусством, сценой, она не мыслит существования без этой области жизни. Однако, узнавая ее все больше, мы начинаем понимать, что главное для этой женщины не само искусство, а лишь то, как «ее принимали».

Образ Заречной представляет нечто недостижимое, создает ауру романтизма, мечты. Девушка, в которую давно и глубоко влюблен Треплев, всегда оставалась для него недосягаемой.

Пьеса содержит три знаковых символа: озеро, чайка, мировая душа. Озеро символизирует красоту среднерусского пейзажа — важный элемент чеховских пьес. Мы не видим описания городской среды. Пейзаж становится участником драматических событий. Закат, луна, озеро — все это проекции душевной жизни героев.

Чайка – символ мечты, чистоты, молодости. Этот образ-символ — проходит через каждого персонажа. Чайка – призвание. У каждого человека своя «чайка». Быть актрисой, писателем, женой и матерью. Люди рвутся взлететь, вырваться из обыденности. То, что из чайки делают чучело, страшно, омертвение чайки означает омертвение души, искусства, любви. Погубленная чайка – Константин Треплев, который потерял веру в себя, увидел свою «чайку».

Все персонажи анализируемой пьесы объединены одним общим качеством: каждый в одиночку переживает свою судьбу, и помочь другу никто не может. Все герои в той или иной степени неудовлетворены жизнью, сосредоточены на себе, на своих личных переживаниях и чаяниях. И на пути любви, и в искусстве от человека требуется самопожертвование и самоотдача.

Предлагаем  закрепить знания о писателе, ответив на вопросы теста «Что вы знаете о Чехове?».

Если вас заинтересовала тема любви в жизни и творчестве великого драматурга Антона Павловича Чехова, вы можете узнать больше о художнике в следующих книгах, имеющихся в библиотеках Ростовской-на-Дону ЦБС.

Список литературы:

Алферьева, А. Г. Семья Чеховых в Таганроге / А. Г. Алферьева. – Научный мир, 2010. – 29 с. — ISBN 978-5-91522-164-1. – Текст: непосредственный

Вакула, М.Г. Чехов – это Пушкин в прозе / Марина Геннадьевна Вакула. – Текст: непосредственный // «Читаем, учимся, играем». – 2014. — №4. – с. 9 –15.

Волошинова, Вера Феоктистовна. Чехов и Ростов-на-Дону / В. Ф.  Волошинова, Л. Ф. Волошинова. — Ростов- на-Дону : Фолиант, 2004. – 102 с. — ISBN 5-94593-068-7. – Текст: непосредственный.

Кузичева А. П. Чехов. Жизнь «отдельного человека»/ Алевтина Павловна Кузичева.  —  Москва.: Молодая гвардия,  2010. – 847 с.: — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып.1223). – ISBN 978-5-235-03289-7. – Текст: непосредственный

Кузичева, А.П. Чеховы: биография семьи / Алевтина Павловна Кузичева. — М. : Артист, 2004. – 469 с. – ISBN 5-87334-049-8 – Текст: непосредственный.

Лисина Т. Отличный врач, талантливый писатель / Татьяна Лисина. – Текст: непосредственный // «Читаем, учимся, играем». – 2019. — №10. – с. 6 –12.

Лобанкина , Е.А. Надо хоть раз взглянуть правде в глаза… 115 лет пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» / Елена Лобанкина. – Текст: непосредственный // «Читаем, учимся, играем». – 2019. — №5. – с. 19 – 23.

Манкевич И. А. Чехов и «окрестности»: повседневность-литература-повседневность / Ирина Манкевич. —  Санкт-Петербург : Алетейя,  2019. – 164 с. — ISBN 978-5-906980-84-7.  – Текст: непосредственный.

Роскин, А.  Антоша Чехонте / А. Роскин. — Ростов-на-Дону : б. и., 2007. — 107 с. – Текст: непосредственный.

Турков, А.М. А.П. Чехов и его время / Андрей Михайлович Турков. – М.: Сов. Россия, 1987. – 528 с. – Текст: непосредственный. 

Тюпа, В. И. Художественность чеховского рассказа / В.И. Тюпа. —  учебное пособие. М.: Флинта,  2018 – 196 с. — ISBN 978-5-9765-3490-2 (ФЛИНТА) — ISBN 978-5-02-039406-3 (Наука). – Текст: непосредственный. 

Чехов, А. П. Пьесы / Антон Павлович Чехов. М.: Дет. лит., 2011. – 314 с. – ISBN 978-5-08-004776-3. – Текст: непосредственный.

Чехов без глянца: проект Павла Фокина / Павел Фокин. — Санкт-Петербург : Амфора, 2009. — 510 с. — ISBN 978-5-367-01214-9. – Текст: непосредственный.

Четырежды Чехов: Битов, Чудаков, Рейфилд, Клех// М. : Emergency Exit, 2004. – 181 с. — ISBN 5-98726-002-7. – Текст: непосредственный.

 Яковлева, А. В. Кто Вы, доктор Чехов? : 100 лет спустя, или комментарии из будущего / Анна Яковлева. Коломна : Коломенская типография, 2006. — 195 с. – ISBN 5-903073-03-4. – Текст: непосредственный.  

Материал подготовила: библиотекарь Александра Мокина

Размещение на блоге: библиотекарь Александра Мокина