(85 лет со дня рождения русского писателя, художника, переводчика Юрия Иосифовича Коваля)
«Коваль — это детский Солженицын»
В. Белов
Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 г. в Москве, в семье работника милиции. В годы Великой Отечественной войны его отец был начальником уголовного розыска города Москвы. Этот героический человек, по словам Юрия Коваля, «всю войну прошел в Москве, тем не менее, был многократно ранен и прострелен». Мать в годы войны, в эвакуации была главврачом в госпитале. Поэтому военное детство будущего писателя прошло среди врачей и людей военных. Впоследствии Ю. Коваль вспоминал: «Тогда в этой больнице стояло много костылей, и я эти костыли принимал за винтовки».
В школе будущий писатель особого рвения к учебе не проявил, но всегда с благодарностью вспоминал своего учителя литературы В.Н. Протопопова – «величайшего из учителей, умевшего находить совершенно неординарные подходы к делу, к любой теме», верившего в своего ученика. Писать он начал еще в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи.
В 1955 году после окончания школы поступил в Московский пединститут. Среди его институтских друзей были Ю. Визбор, Ю. Ким, П. Фоменко. Юрий Коваль серьезно увлекся авторской песней и стал даже виртуозным гитаристом. Он очень любил рисовать. И после окончания института получил сразу два диплома, один из которых был «учитель рисования».
По распределению был послан в село Емельяново в Татарии, и первыми его «литературными произведениями» были тексты школьных диктантов.
Вернувшись в Москву, Юрий Коваль печатается в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Смена», «Огонек». «Я никогда не писал для детей, но всегда получалось для детей» – говорил Коваль.
Начав печататься, Коваль был уверен, что его призвание – стихи, но после первой же командировки с заданием редакции написать стихи о пограничниках привез рассказ.
Драматическую историю о пограничной собаке и ее хозяине «Алый» сам автор считал началом своей писательской жизни. Это история преданности, любви, мужества, нежности, история противостояния злу. Диссонанс – вот особенность поэтики рассказа. Жизнь и смерть, тишина и тревога, ирония и печаль, суета и вечность – противоположности, помогающие читателю понять природу человека, его тайны. Читатель подвластен обаянию героев рассказа с первой встречи, он радуется подмене, забавной метаморфозе: думает, размышляет пес Алый, действует – человек, солдат Кошкин.
1969 год был для Ю. Коваля урожайным: выходит сборник его стихов «Слоны на Луне», отдельными изданиями – рассказы «Особое задание» и «Путешествие за границу». Потом были его сборники рассказов «Чистый дор», «Кепка с карасями», «Листобой», «Картофельная собака», написанные на деревенском материале (целый год писатель жил в глухой деревне на Севере), сразу сделали его известным.
Герои Ю. Коваля – и взрослые, и дети, но дети рассудительны и ответственны, а взрослые доверчивы и непосредственны. Повседневная жизнь жителей северной деревни для писателя интереснее всякой сказки. Жизнь там нетороплива и полна важных событий, будь это приход «лесовика» в магазин за сахаром или участие всей деревни в проводах семилетней Нюрки в первый класс.
Коваль дружил со многими художниками. Результатом многолетней творческой дружбы с художником Т. Мавриной стала книга «Стеклянный пруд», в которой художник и писатель исполнили книгу дуэтом.
Удивительно симпатичен герой повести Ю. Коваля «Приключения Васи Куролесова» (1971 г.), «материалом» для которой стали «детективные» истории, когда-то рассказанные отцом.
Главный герой повести, Вася Куролесов отправляется в районный центр на базар за поросятами, а привозит домой в мешке облезлого пса, которого ему подсовывают жулики. Тогда Вася отправляется на поиски жуликов, нацепив для маскировки усы — клочок от полушубка, но по неопытности сам попадает в милицию. Повесть развивается в эксцентрическом ключе, вплоть до кульминационной сцены в станционном зале ожидания, когда Вася помогает милиционеру поймать преступника, надев ему на голову мусорную урну.
Ю. Коваль неистощим на выдумки: кто бы, например, догадался вместо скучных постраничных примечаний дать в конце книги уморительный «Краткий словарик, на всякий случай составленный автором»?!
Не следует и удивляться книге, вышедшей в 1974 году «Избушка на Вишере». Жанр ее — фотокнижка. Опять Ю. Коваль неподражаемый мастер не только слова, но и замечательный фотохудожник. Руки у него, как у настоящего художника, были мастеровые, «умелые» руки.
Еще более изобретателен Ю. Коваль в повести «Недопесок» — вершине своего творчества, вышедшей впервые в 1975 году с иллюстрациями Г. Калиновского, которые писатель сам ценил очень высоко. В основу повести был положен собственный учительский опыт Ю. Коваля и посещение зверофермы, на которой работал его друг. Как и в других произведениях Коваля, главная сюжетная линия — приключенческая, почти детективная: побег — преследование — поимка (по времени — всего несколько дней жизни между зверофермой и деревней Ковылкино).
Но судьба маленького «перспективного» песца вписана в жизнь деревеньки, в жизнь планеты Земля (песец, по мнению дошкольника Серпокрылова, идет на Северный полюс), вписана в мироздание: всем событиям невольный свидетель — созвездие Орион. Простодушные деревенские жители со всеми их добрыми и дурными поступками — земляне. В повествовании, кажется, нет ничего фантастического, разве что писательская способность читать мысли на расстоянии, и не только у взрослых и детей, но и у зверей.
По существу, два героя главные: недопесок и дошкольник, они выписаны Ю. Ковалем как «двойники», лирически и юмористически «зарифмованные» друг с другом, — свидетельство тому их звучные имена — недопесок Наполеон Третий и дошкольник Серпокрылов. Им далеко еще до взрослой жизни, но их мечты совсем взрослые. Недопесок бежит от привычной невольничьей жизни на свободу северных снегов, но свобода – лишь половина его мечтаний, она нужна ему для того, чтобы там, на воле, обзавестись семьей. Мечта о любви, а значит о взаимопонимании, сердечном общении, об узах – лирический стержень произведения. А урок живописи-словесности, когда второклассники создают «иллюстрацию» к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Сосна», – почти самостоятельная лирическая новелла о прекрасном детском неведении о том, что такое горькое чувство одиночества; в их наивных рисунках мир «густо заселен», в них нет ни «пустыни одиночества», ни «вершины одиночества».
Еще не праздником, но предощущением праздника дышат последние главы «Недопеска». Конец четверти — тоже свобода впереди, но настроение создается описанием предпраздничных приготовлений: все стряпают пельмени, каждый у себя дома, но все вместе думают друг о друге и о Наполеоне Третьем и самозабвенны в этом почти ритуальном действе. Лирический эпилог — микросюжет повести, где все мечты должны сбыться. Эта высокая повесть о смысле постижения ребенком той истины, что детство и свобода неразделимы.
В последующие годы Коваль продолжает работать в жанре сказки и рассказа. Все герои Ю. Коваля – мечтатели и открыватели неведомого. «Пять похищенных монахов» (1977), «Самая легкая лодка в мире», «Полынные сказки» (1988) — это произведения, в которых все герои стремятся найти самый верный путь к своей мечте и к себе.
Посмотрите добрый мультфильм «Тигренок на подсолнухе» 1981 г., снятый по одноименной сказке автора.
Источник: YouTube.com
Последние годы жизни Ю. Коваль много работал, встречался с читателями, был наставником литературной молодежи в объединении при журнале «Мурзилка».
Он ушел из жизни 2 августа 1995 года полный творческих планов. В том же году Ю. Коваль был удостоен премии им. Г. Х. Андерсена.
Ю. Коваль — писатель для всех возрастов. Им зачитываются и малыши, и подростки, и взрослые. В опубликованном посмертно интервью с писателем приводятся такие его рассуждения:
«Я писал, быть может, о взрослых проблемах, но языком, понятным для детей. Вот почему у меня нет банальных детских героев…».
Предлагаем вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Певец доброты и фантазии». Творчество Юрия Коваля
Материал подготовила: ведущий библиотекарь Олейник Е.Н.
Размещение на блоге: ведущий библиотекарь Олейник Е.Н.