Лариса Рубальская – женщина, которая поэт

Литературно-музыкальный час к 75-летию Ларисы Рубальской

Лариса Рубальская — советская и российская поэтесса, автор стихотворных текстов к песням, переводчица, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и член Союза писателей Москвы. Рубальская в шутку называет себя «человеком позднего развития», потому что поздно вышла замуж, поздно начала поэтическую биографию. Но поздний старт не помешал удачной карьере и счастливой личной жизни.

Здесь будущей поэтессе всего 4 года
rutlib4.com

Лариса Рубальская — коренная москвичка. Она появилась на свет 24 сентября 1945 года. Ее детство пришлось на тяжелые послевоенные годы. Отец Ларисы, еврей по национальности, работал учителем труда в школе, мама заведовала хозчастью в том же учебном заведении. Время было тяжелое, поэтому родителям Ларисы было не до образования — нужно было работать, чтобы кормить семью. В 1949 году у девочки появился младший брат Валерий.


          Лариса Рубальская не любила уроки в школе, они казались ей скучными. Девочке хотелось играть на свежем воздухе, дышать, смеяться. Характеристику после школы ей дали соответствующую: умственные способности средние, занимается нерегулярно, поступать в институт не рекомендуется. Правда, с припиской, что Лариса — хороший товарищ и активный участник самодеятельности.
         Девушка устроилась машинисткой в Литературный институт и вскоре получила новую характеристику, где говорилось, что на работу она не опаздывает и печатает без ошибок.

Следующим этапом стало обучение в пединституте, на факультете русской филологии. После его окончания Лариса Рубальская устроилась в школу, но задержалась там на 2 недели. Причиной увольнения стал урок в 5-м классе, когда Лариса Алексеевна сказала ученикам, что в сказке «Морозко» видит лишь одного положительного героя — собаку, которая лаяла правду.

Поэтесса шутит, что ее трудовая книжка напоминает трехтомник — в молодости она работала библиотекарем, корректором, учителем. В 1973 году Рубальская записалась на курсы японского языка и успешно окончила их. Она долгое время работала переводчиком, пока стихи не вытеснили японцев из ее жизни.

Рубальская долгое время работала переводчиком с японского rulibs.com

           Лариса Алексеевна стала поэтом-песенником после 40 лет. Первым ее дар рассмотрел супруг, он же дал старт ее карьере, когда показал стихи композитору Владимиру Мигуле. А вскоре Валентина Толкунова исполнила песню «Воспоминание», стихи к которой написала Лариса Рубальская, а музыку — Владимир Мигуля. С этого момента началась карьера поэта-песенника Рубальской. Ее песни звучат в каждой «Песне года».

Лариса Рубальская пишет обо всем — о смысле жизни, о любви, об одиночестве, но главной темой стихов поэтессы стали размышления о женщине, носящие автобиографический характер, о том, каково быть женщиной, о женской доле, возрасте и мироощущении. Частый образ в поэзии Рубальской — осень, которую поэтесса также метафорически связывает с собственной жизнью и возрастом.

Сегодня осень в дверь мне позвонила,

Стояла на ступеньках и ждала.

Я обомлела, когда Ей открыла,

Такой она волшебною была!

Копна волос красивых, ярко-рыжих,

Точёный нос, румяность алых губ,

И взгляд такой шальной от глаз бесстыжих,

Сплошная ласка, кто здесь будет груб?

Я ошарашено в дверях посторонилась,

Она прошла и прямо вслед за ней,

Такая красота вдруг ветром взвилась,

Что не было её милей, родней…

Мы пили чай вприкуску с листопадом,

Всплакнули вместе проливным дождём.

О, Осень — ты души моей отрада!

Богат душой, кто осенью рождён…

Когда она ушла, я очень долго

Смотрела в дверь, не смея дверь закрыть!

А с неба падал снег… На память только,

Рябины грусть и образ, что нельзя забыть.


         В 90-е годы Лариса Алексеевна была на пике популярности. Она написала «Доченьку мою» и «Живи спокойно, страна» для Аллы Пугачевой, «Угонщицу» и «Транзитного пассажира» для Ирины Аллегровой, «Напрасные слова» для Александра Малинина, «Странную женщину» для Михаила Муромова, «Виноват я, виноват» для Филиппа Киркорова. Поэтесса не работает напрямую с артистами, она сотрудничает с композиторами. И таких композиторов у неё хватает, на творческих вечерах или юбилеях у некоторых она выступает.

https://youtu.be/93aKNnoFH6w

Лариса Рубальская — автор почти 600 стихотворений, из которых получились хиты и любимые многими композиции. Ее часто приглашают в жюри песенных конкурсов. Женщина с удовольствием дает концерты и выпускает сборники своей поэтической лирики. Книги поэтессы издаются и переиздаются практически каждый год.

Сегодня кто-то продавал на перекрестке счастье.
Оно лежало средь крючков и старых ярких платьев,
среди усталых пыльных книг, средь кисточек и мела.
Оно лежало и на всех неверяще смотрело.
Народ шел мимо, редко кто вдруг подходил к прилавку
Купить брошюрку, календарь, иголку, нить, булавку.
И равнодушный взгляд скользил по глупой мелочовке,
А счастье так просилось в дом, так робко и неловко.
Моляще поднимало взгляд, едва-едва пищало,
Но «кто-то» мимо проходил и счастье замирало.
Темнело, я брела домой. В карманах грея руки.
Торговец собирал товар, чуть напевал со скуки.
Я бы прошла, но вдруг задел молящий и печальный
Беспомощный несчастный взгляд, как будто вздох прощальный.
Я подошла, а за стеклом пластмассовой витрины
комочек маленький дрожал от горя и обиды.
Комок устал, хотел в тепло, замерз на этой стуже,
но к сожалению комок был никому не нужен.
— И сколько стоит? — голос мой дрожал от напряжения.
— Что? Это? — Это! — Да бери, оно — одни мученья!
Я бережно взяла комок, к груди его прижала,
Закутав в складочки пальто домой почти бежала.
Бежала греть. Скорей, скорей! В тепло с морозных улиц,
И даже блики фонарей как-будто улыбнулись…
И улыбался белый снег, и небо. Мир смеялся.
Нашелся все же человек, что счастьем не кидался.
Я принесла комочек в дом и стало вдруг понятно,
Что никому его не дам, и не верну обратно.

           Ларисе Рубальской не чужды юмор и самоирония. Поэтесса пишет смешные зарисовки о том, как стареет, о глупых привычках и собственных ошибках и слабостях. Ее излюбленная тема произведений — размышления о женщине. Это стихи «Охотница Диана», «Любаня», «Ах, мадам! Вам идет быть счастливой», «Женщина в плаще» и другие. Часто стихи автора используются в качестве поздравительных строк открыток «С днем рождения», «С 8 марта» и других праздников.

Я бываю такая разная –

То капризная, то прекрасная,

То страшилище опупенное,

То красавица – мисс Вселенная,

То покладиста, то с характером,

то молчу, то ругаюсь матерно,

то в горящие избы на лошади,

то отчаянно требую помощи,

дверью хлопну – расставлю все точки,

то ласкаюсь пушистым комочком,

то люблю и тотчас ненавижу,

то боюсь высоты, но на крышу

выхожу погулять тёмной ночкой,

то жена, то примерная дочка,

то смеюсь, то рыдаю белугой,

то мирюсь, то ругаюсь с подругой.

Не больна я, не в психике трещина…

Просто Я – стопроцентная ЖЕНЩИНА!!

Личная  жизнь

Лариса Рубальская придерживается мнения, что мужчину надо упорно искать. «Я у всех спрашивала: «Нет ли жениха?» И старания увенчались успехом — 33 года прожила в счастливом браке с Давидом Розенблатом.

Бывают у человека врождённые кокетство или скромность. А бывает врождённое «клейкое вещество», которое действует на противоположный пол магнетически. Если женщина рождается без него, то все её ухищрения практически бесполезны. Так вот, я родилась без этого «клейкого вещества»… Если романы и случались, то рушились с большими муками для меня…

Я всё в своих стихотворениях зарифмовала: «Никогда я не была симпатичной, стройной тоже никогда не была, оттого-то и в моей жизни личной невесёлые творились дела». Я какой-то отброс была, неликвид… Все говорили мне: «У тебя характер золотой. Мужики своего счастья не понимают. Подожди, будет, будет». Но ничего хорошего не случалось в моей личной жизни…

Я легко влюблялась. Мне оказывалось достаточно, чтобы очередной избранник был блондин, не очень высокий, пел под гитару. Такие вот дворовые приоритеты! Честно говоря, не очень разбиралась в социальных слоях. У меня даже есть стихотворение на эту тему: «Он был сантехник и пришёл чинить трубу, и ключик гаечный он долго подбирал. Но вместо гайки повернул мою судьбу».

Я влюблялась в таких, влюблялась… Все эти мужчины потихонечку моё сердце рвали на кусочки. А ведь у каждого человека есть запас любви и неж­ности. Если, предположим, в 20 лет ты обретаешь счастливую любовь на всю жизнь, то все твои чувства достаются этому человеку. А меня вечно переполняли страсти и страдания, именно страдания. И весь запас любви потихонечку пираньями был расхватан…

К 30 годам я была уже в полной безнадёжности: уже у всех дети подрастают, а у меня ничего нет… И тогда я стала думать: если очень сильно не постараюсь, не предприму каких-то активнейших действий, то ничего у меня так и не будет. У всех друзей и знакомых спрашивала: «Нет ли жениха? Дайте жениха!» Желания выйти замуж не нужно стесняться.

И метод сработал! У моей близкой подруги, худрука театра «Современник» Галины Волчек, была приятельница, у её мужа на работе оказался свободный стоматолог… Вообще-то я хотела писателя, поэта, а вовсе не зубного врача. Но мне сказали: «Он театр любит, вообще такой умный!» 9 мая у Давида с коллегами была назначена вечеринка в ресторане «Узбекистан». Подруга сказала: «Иди знакомиться». Надела миллион всяких цепочек и бус. Так хотела понравиться! Давид потом 30 с лишним лет вспоминал со смехом: «Всё на себя надела, что только могла!»

Я пришла, увидела его и подумала: этот мне тоже не годится. Высокий, с крупным лицом, похож на Мейерхольда, Пастернака. А мне нравились мужчины с мелкими, изящными чертами лица. Давид темноволосый, а я любила блондинов. Довольно медленно говорил, а мне импонируют люди с беглой речью. В общем, он мне совсем не понравился, да и Давид тоже очень быстро ушёл с вечера. Но еда была вкусная. Ну, думаю, ладно, зато поела.

Прошло некоторое время, наша посредница говорит: «Он не возражает ещё раз с тобой увидеться». — «Да ну, мы друг другу не понравились». Отказалась, в общем. Но подруга почему-то верила в успех своего предприятия. Был фестиваль кукольных театров, где я работала переводчиком. Наша с Давидом посредница приехала за мной: «Он в ресторане с моим мужем, они нас ждут». Эта семейная пара довольно быстро с ужина уехала. Мы с Давидом остались вдвоём.

Потом мы с ним вышли на улицу прогуляться, где он мне все цветы, которые были по дороге, купил. Я подумала: вроде ничего так мужчина, можно ещё увидеться.

Но как-то всё очень медленно развивалось. А потом наступило лето, я уехала отдыхать с друзьями — три пары и я. И мне там стало очень грустно. Решила по­слать Давиду письмо. Нарисовала картинку: шесть человечков идут тремя парами, а сзади седьмой, одинокий — я. Написала: «Приезжай». И он приехал.

Предложение Давид сделал мне очень смешно. Я начала беспокоиться, что он на мне не женится, хотя после знакомства уже прошло несколько месяцев. Всё думала: как же мне его привадить? Мне показалось, что Давид плохо одет. И купила ему дублёнку — я работала с японцами, и у меня были сертификаты на покупку «фирмы». У Давида этот подарок вызвал ужас. Но понял: я к нему уже более чем расположена. Когда подарила лыжи, он засмеялся и сказал: «Давай, вместо того чтобы кататься по холодному лесу, поженимся». Я отреагировала мгновенно: «Пойдём быстрей!» Тем более все вокруг мне говорили: «Ты что, дура? Не упусти, такой хороший мужчина!» В общем, в мае познакомились, а в ноябре уже подали заявление в загс. Мне тогда 30 лет было, Давиду — 36.

Давид искал мне композиторов, музыкантов. Всех приглашал к нам. Заставлял меня печь, жарить, варить, чтобы наш дом был притягательным. В общем, занимался моей карьерой. Мы с Давидом настолько увлеклись нашим общим творческим делом, что я перестала горевать по поводу своей бездетности. А поначалу очень страдала. Как только не лечилась… Меня охватывало отчаяние, когда очередная подруга беременела, а у меня это снова и снова не получалось… В 36 лет мне врачи сказали: «У вас уже такой возраст, что не имеет смысла лечение продолжать».

Я лила слёзы ночами… Но комплекса неполноценности у меня не было — благодаря Давиду. Он не винил меня, что не могу забеременеть. Во-первых, говорят, у Близнецов от природы нет такого уж сильного родительского чувства. Во-вторых, мне кажется, он во мне видел не только жену, но и дочку. Был очень авторитарным. Главная фраза у него: «Я сказал!» Он был завотделением и привык командовать. Даже когда Давид стал парализованным, всегда говорил: «Я сказал!»

Не могу сказать, что у меня с Давидом был такой уж рай. Всё случалось, он же не ангел. Иногда мне, конечно, хотелось взбрыкнуть. Но я 30 лет проработала референтом-переводчиком в японской газете «Асахи». Общение с японцами сформировало мой характер. Голову всё время вниз и только один ответ: «Да, как скажете». Мне всегда говорили: «В вашем словаре не должно быть слова «невозможно». Всё, что скажут, нужно выполнять». 

После инсульта у Давида были две аневризмы. Потом сердце стало сдавать. Я день и ночь сидела возле него в больнице. Вообще не уходила. Врачи говорили: «Сегодня всё равно ничего не произойдёт. Идите домой, отдохните. Никто так не сидит». Я очень удивлялась! «Как я могу уйти? Это моё место на земле», — отвечала.

У Давида был недуг физический, но он по-прежнему оставался главой семьи, я спрашивала у него совета и разрешения по любому поводу. Давид уже был парализован, но мы ездили на «Кинотавр», два раза в Карловы Вары, в Баден-Баден, на мои гастроли в Израиль… Я таскала кресло. Мне все говорили: «Лариса, вам тяжело». Давид ведь весил 100 кг, громадина такая двухметровая. Ничего мне не было тяжело! Я знала, что должна это делать, чтобы мужу было хорошо. Мы с Давидом ходили в театр, в гости…

Мужу исполнилось 70 лет, а на другой день его не стало. В очень короткий отрезок времени ушли из жизни мои самые близкие люди. Это страшно… Первое время у меня случилась какая-то амнезия: не помню, как жила… Сейчас я уже не ощущаю того одиночества и сиротства. Работаю, стараюсь. Хочу ли снова замуж? Нет. Я так устала от потерь, что теперь боюсь и приобретений.

Сейчас у меня бесконечное количество концертов. Одна работаю почти два часа, и у меня полный зал. Каждый раз удивляюсь: почему они приходят? А ещё ко мне вернулась возможность писать…

Библиография вышедших из-под её пера книг:
2003 — «Такая карта мне легла»
2002 — «Переведи часы назад»
2002 — «Плесните колдовства…»
2004 — «Кольцо горячих рук»
2005 — «Кулинарная стихия, или Стихийная кулинария»
2007 — «Напрасные слова»
2007 — «Его величество Салат»
2008 — «Ранняя ночь»
2007 — «Кулинарные рецепты на бис»
2012 — «Очередь за счастьем»
2012 — «По дороге любви»
2014 — «Странная женщина»
2017 — «Танго утраченных грез»
2017 — «Новое. Любимое»

Мероприятие подготовила: зав. сект. Гудкова Е.Н.

Размещение на блоге: зав. сект. Гудкова Е.Н.