«Яблочный спас»

Православный час

Яблочный спас – самый известный из череды больших праздников, во время которых верующие освящают плоды нового урожая. Всего их три. Они посвящены Иисусу Христу.

Всего в августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется медовым, второй – 19 августа, яблочный, и третий – 29 августа – хлебный (ореховый). Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня.

Почему Второй Спас называется Яблочным?

Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу.

Существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас».

У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия – например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени, Преображение.

Смотрите ролик «Яблочный Спас 19 августа: традиции и главные запреты праздника»

YouTube Канал  Просвещение

Русской православной церковью 19 августа почитается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

О Преображении Господнем подробно рассказывает Евангелие. Согласно Писанию, однажды Спаситель взял помолиться троих ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и взошел с ними на гору Фавор.

«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были (пророки – прим.ред.) Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним», — свидетельствует евангелист Лука.

Когда явившиеся чудесным образом пророки стали исчезать, Петр воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил».

Под кущами имеются в виду шалаши. Дело в том, что это событие пришлось на дни иудейского праздника Суккот. Евреи, в память о странствиях своего народа после исхода из Египта, строят за пределами своих домов специальные шатры. В них они едят и ночуют. Именно такой навес и предложил установить апостол Петр.

«Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели», — пишет Лука.

В память об этом событии и был установлен праздник. Согласно богословскому толкованию, тогда были явлены два естества Иисуса Христа – человеческое и божественное. Как писал в IV веке святитель Иоанн Златоуст, Господь преобразился «чтобы показать нам будущее преображение естества нашего» и будущее второе пришествие Спасителя на Землю «на облаках во славе с ангелами».

Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения. На Востоке упоминания о празднике относятся к V веку.
Евангельские тексты говорят, что это событие случилось в феврале, за 40 дней до Пасхи, однако Православной церковью празднование было перенесено на 6 (19) августа – чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. А на 40-й день после Преображения всегда проходит праздник Воздвижения Креста Господня.
Во Франции и Испании праздник совершался с VII века, но в католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1456 году.
В Православной церкви праздник принадлежит к двунадесятым великим праздникам, совершается литургия, читаются паримии, поется канон. Цвет богослужебных одежд – белый. Праздник приходится на Успенский пост, который ранее был почти равен Великому.

Подробнее о празднике сотрите ролик «Яблочный Спас. Фольклорный праздник»

YouTube Канал  Женская копилочка

Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» – встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас – ушло лето от нас». Также считается, что он напоминает о том, как необходимо духовное преображение. В этот день сначала угощали яблоками родных, близких, сирот, неимущих, поминали уснувших вечным сном предков – и только потом ели сами.
С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих – чтобы на следующий год собрать отменный урожай.
Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь – то зима будет снежной.

Читайте о православных праздниках в библиотеках Ростова:

Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского. — Москва : Худож. лит., 1990. — 237,[2] с. ; 20 см. — (Забытая книга). — ISBN 5-280-01877-5. – Текст : непосредственный.

Православные посты и праздники. — Москва : Эксмо, 2013. — 511 с. ; 15 см. — (Вкусные блюда для дома, для семьи). — ISBN 978-5-699-63162-9. – Текст : непосредственный.

Православные праздники / [авт.-сост. В. А. Измайлов]. — Москва : Эксмо, 2015. — 63 с. : ил. ; 20 см. — (Религия. Православная вера для начинающих). — ISBN 978-5-699-82103-7. – Текст : непосредственный.

Православные праздники / [сост. Т. Упирвицкая]. — Нижний Новгород : Доброе слово, 2014. — 63 с. : цв. ил. ; 29 см. — (Полезное чтение). — ISBN 978-5-905777-88-2. – Текст : непосредственный.

Православные праздники в рассказах любимых писателей. Круглый год : для семейного чтения / [Владимир Зоберн]. —  Москва : Рипол классик : Твердо, 2019.  — 654, [1] с. : ил. ; 21 см. — ISBN 978-5-386-12370-3. – Текст : непосредственный.

Русская семья : праздники и традиции / [ред.-сост. Т. Г. Кислицына]. — Москва : Белый город, 2013. — 295 с. : цв. ил., портр. ; 27 см. — ISBN 978-5-7793-1612-5. – Текст : непосредственный.

Три Спаса : медовый, яблочный, ореховый : традиции, кулинария, лечебник / [авт.-сост. Т. В. Левкина, И. С. Румянцева]. — Москва : Белый город, 2011. — 383 с. ; 21 см. — ISBN 978-5-7793-2063-4. – Текст : непосредственный.

Мероприятие подготовила зав. филиалом Волчкова В.Г.

Размещение на блоге вед. библиотекарь Криничная И.Н.