И вот опять Лицея день священный

Литературно-исторический час

     Всероссийский день лицеиста отмечается в нашей стране ежегодно 19 октября. На протяжении долгих лет своей жизни человек узнает что-то новое и познает окружающий мир. Совершенствование знаний необходимо ему не только для саморазвития, но и для всестороннего понимания происходящих в обществе процессов.

     Немалую роль в становлении личности играют учебные заведения, которые помогут выбрать будущую профессию — техникумы, колледжи, университеты. Существуют и организации, дающие общую подготовку, не углубляясь в деление на факультеты — лицеи.    

     Упоминания о первых лицеях историки находят в документах, связанных с жизнью Аристотеля – знаменитого философа Древней Греции.
     Первый лицей (Ликей) был основан в Афинах и назван так в честь бога Аполлона Ликейского. Преподавали в этом учебном заведении известные древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель.

До революции 1917 г. в России функционировали 7 привилегированных лицеев. Каждый из них осуществлял образовательную деятельность по собственной программе.

     Единого определения и понятия, что такое лицей, в России не существовало. Наиболее точно о лицеях выразился этнограф В.И. Даль: «Лицей – это высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище».

     Им и посвящен отдельный тематический праздник — всероссийский день лицеиста.

     Именно в этот день, 19 октября (по старому стилю) 1811 г., открылся Императорский Царскосельский лицей – привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе (ныне г. Пушкин в Ленинградской области) с 1811 по 1843 год.


Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А.С. Пушкин

     Лицеем назвал новую школу автор её проекта М.М. Сперанский, советник императора Александра I в первую половину его царствования. По мысли Сперанского, работавшего в ту пору над планами преобразования Российского государства, новой школе надлежало подготовить молодых людей к осуществлению этих планов и работе в преобразованной реформами России.
     Указ об открытии Царскосельского лицея был подписан императором Александром Первым 12 августа 1810 года.  Разрабатывали идею  Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.

      Воспитанники принимались в лицей в возрасте 10-11 лет, первоначально программа была рассчитана на 6 лет обучения, с 1836 года сокращена до четырех.
     Программа обучения, разработанная М.М. Сперанским позволяла мальчикам, поступившим в Лицей, за шесть лет получить образование, приравненное к университетскому. Воспитанники лицея изучали нравственные, исторические, физические и математические дисциплины, а также занимались изящными искусствами и практиковались в гимнастических упражнениях.


     Это учебное заведение было сорганизовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем..

     Воспитанникам предстояло освоить множество дисциплин: Закон Божий, правоведение, русский и иностранные  языки, историю, географию, математику, физику, а также танцы, верховую езду, плавание и фехтование. Кроме того, лицеисты, решившие избрать в дальнейшем военную карьеру, дополнительно изучали стратегию, тактику, военную топографию. С 1829 года лицей перешел на подготовку воспитанников лишь для статской службы.

     Для лицея был отведён один из флигелей дворца. Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1811 года, на церемонии присутствовал сам император Александр Первый с семьей.

     Был учрежден герб лицея. Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости. В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».

     Лицей первоначально, как понятно из самого названия был размещен на территории Царского Села, в четырехэтажном флигеле при Екатерининском дворце. Специально для учебного учреждения здание было перестроено и адаптировано для учащихся.

     Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.

     На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.

      Каждому лицеисту полагалась отдельная комната, которую юный Пушкин называл «келья». Обстановка, действительно, была скромной: железная кровать, комод, стул, столик для умывания, конторка, зеркало. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.

      В письмах к своим бывшим однокурсникам Пушкин подписывался просто — №14. Все прекрасно понимали о чем идет речь, юный Пушкин жил в комнате с таким номером.

     В лицее действовали строгие правила. Лицеисты находились на полном пансионе, покидать лицей во время учебного года строго запрещалось.

     Лишь один месяц в году отводился на каникулы. Впрочем, по воспоминаниям самих воспитанников, они нередко убегали в «самоволку».

     Воспитанники вставали в 6 часов утра и шли на утреннюю молитву. Весь день был строго расписан: прием пищи, занятия, прогулки, игры. В 22 часа, после вечерней молитвы, лицеисты отправлялись спать. Несмотря на такие спартанские условия, большинство воспитанников Царскосельского лицея с теплотой вспоминали эти годы. В этом образовательном учреждении неукоснительно соблюдался распорядок дня. Согласно ему, уроки длились в течение семи часов. После их окончания были игровые занятия, прогулки, гимнастика.

   При таком строгом распорядке дня, лицеисты не ощущали давления. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые они посылали родным. Обязательными занятиями были: музыка; иностранные языки; рисование.

    Устав лицея строго запрещал телесные наказания воспитанников. Даже преподаватели обращались к своим ученикам на «Вы».

     Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.

    Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.

    За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.

     У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы». При воспитании детей не принялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе.

     Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.

     Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности. За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.

В состав программы обучения входили:

— русская словесность;

— гимнастика; иностранные языки;

— исторические дисциплины;

— математика;

— изящные искусства;

— нравственные дисциплины.

Образование воспитанникам давалось разностороннее. Это было одной из основных идей, применяемых в воспитании лицеистов. После окончания учебного заведения выпускник мог работать и в гражданской и в военной сферах.

     В лицее была собрана библиотека, в которой имелось более 800 томов, относящихся к философии, литературе, политической экономии, собрано множество стихов. Это было значительным богатством, так как в это время в России ещё не было общественных библиотек. Первая из них (Императорская Публичная библиотека) была учреждена только через три года после открытия лицея.  Одной из особенностей этой школы было то, что для физических упражнений, игр и прогулок им отводилось гораздо больше времени по сравнению с остальными учебными заведениями.

      Первый выпуск Царскосельского лицей был богат на талантливых, выдающихся людей. Пушкина называют самым известным из воспитанников за всю историю Царскосельского лицея. Хотя учился здесь Александр Сергеевич далеко не блестяще, к моменту выпуска он был двадцать шестым по успеваемости из двадцати девяти учеников. Замечательные успехи он показал лишь в русской и французской словесности, а также в фехтовании. Именно в лицее он ощутил себя поэтом, написав за годы учебы около 120 стихов. Талант лицеиста Пушкина отмечал Гавриил Романович Державин.

     Память о Пушкине хранили многие поколения лицеистов. Здесь отмечался не только День открытия лицея, но также дни рождения и смерти великого поэта. В 1900 году в Царском Селе, где раньше располагался лицей, установили бронзовый бюст знаменитого воспитанника.

Но кроме самого известного лицеиста выпускниками Царскосельского лицея были многие выдающиеся личности:

     Первым директором этого учебного заведения был Василий Фёдорович Малиновский, известный в то время дипломат и публицист. Он занимал эту должность с 1811 по 1814 гг. Малиновский начал собой список директоров Царскосельского лицея.

     После него на протяжении 9 лет эту должность занимал Егор Антонович Энгельгарт (1814-1823). Впоследствии на эту должность был назначен Фёдор Григорьевич Гольгоер. Он руководил Царскосельским лицеем до 1840 года.

    О лицеистах хорошо заботились — прекрасно кормили, для них шил мундиры придворный портной Мальгин. Во время Отечественной войны 1812 г. казна была разорена. Это отразилось на содержании питомцев лицея. Они стали ходить в сером, а вместо портера теперь им был положен квас. Лицеисты были недовольны тем, что теперь их форма стала такой же, как у штатских.

    В конце 1811 г. в этом учебном заведении уже выпускалось два журнала. Они выходили на газетной бумаге, и издавались Кюхельбекером и Илличевским. На следующий год количество авторов расширилось. Теперь издавались:

— «Неопытное перо», которым занимались Пушкин, Дельвиг и Корсаков;

— «Для удовольствия и пользы», где авторами были Яковлев, Кюхельбекер и Вольховский.

     В следующем, 1813 г., оба коллектива объединились. Они издавали журнал «Юные пловцы». Затем в течение трёх лет выпускался «Лицейский мудрец».

     Система оценки знаний в Царскосельском лицее современным школьникам может показаться необычной, «единица» считалась самым высоким баллом, а вот «пятерку» ставили далеко не лучшим воспитанникам. Был еще и «ноль», который указывал на абсолютное отсутствие знаний у лицеиста.

     По итогам обучения по каждому предмету ставились не одна, а три оценки. Две из них можно было улучшить на экзамене, а одна оставалась постоянной — её ставили за талант.

     Во время выпуска Пушкина лицеистам были подарены чугунные кольца, которые символизировало крепкую дружбу. Поэтому весь первый выпуск называл себя «чугунным».

     В наши дни 19 октября стал Всероссийским днем лицеиста. В календарь праздничных дат он вошёл в 1990-х годах, когда в систему российского образования вновь вернулось понятие «лицей».

     Современный лицей – это общедоступное учебное учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность по особой, отличной от общеобразовательной, программе. На базе некоторых школ открываются лицеистские классы определённой профессиональной направленности. 

     Сегодня этот День во многих российских лицеях отмечается различными торжественными и праздничными мероприятиями — творческими вечерами, открытыми уроками, тематическими выставками, концертами.

     Поздравляем всех лицеистов с праздником, желаем отличной учебы, новых знаний, хороших друзей!

Мероприятие подготовила библиотекарь Любимова Ю.Н.

Размещение на блоге библиотекарь Любимова Ю.Н.