Дорогая гостья Масленица

Праздник

     После новогодних Святок, Масленицу можно смело назвать самым продолжительным праздником с разнообразными традициями, обычаями, с маскарадными шествиями и катанием с горок.

     Празднуя Масленицу на Руси, народ устраивал балаганы и карусели, конкурсы ледяных скульптур, хождение по гостям, чествование молодоженов и ритуальные костры.

     В России всегда зимы были долгими и студеными, поэтому люди радовались приходу тепла и смене долгих скучных ночей на яркие рассветы и теплые солнечные дни. Тризну по уходящей Зиме – стуже отмечали весело, некоторые даже с чарками доброго вина и угощениями из горячих блинов, как символа Солнца.

     Масленица — один из самых древних праздников, знаменующий приход весны и солнца, сопровождающийся ритуалами в честь проводов зимы, позже способствующий духовному очищению перед Великим Постом.

     Празднование Масленицы уходит корнями глубоко в язычество. Изначально праздник был связан с днём Весеннего Равноденствия.

     Масленичные традиции бережно передавались из века в век, поэтому теперь праздник представляет из себя горячую смесь языческих и христианских обрядов.      Это тот редкий случай, когда христианская церковь после Крещения Руси не попыталась искоренить языческую традицию, а максимально приспособила ее под религиозные устои христианства. 

     Зима всегда была для людей нелегким испытанием – долгие темные вечера, холод, необходимость постоянной заботы о пропитании семьи и скота. Поэтому весну ждали с нетерпением и радостью, это время года в древнеславянских традициях знаменовало новое рождение всего сущего. Бог Ярило, который считался одним из верховных божеств, весной представал молодым и сильным юношей, только что воскресшим после смерти – зимы. Изначально значение проведение праздника Масленицы было привязано к дате весеннего солнцеворота. 

     При прощании с Зимой, наши предки славили языческого бога Ярилу, умирающего и воскресающего каждый год. Воскресая, Ярило дарил людям солнце, тепло и, как следствие, урожай.

     Также Весна представала в образе молодой озорной девушки, а Зима – дряхлой злой старухи. Считалось, что Весне необходимо победить Зиму, чтобы полноценно войти в свои права, а люди считали своим долгом Зиму достойно проводить, чтобы она уже точно не вернулась раньше положенного срока. Зиму нужно было уговорить, «умаслить», чтобы она освободила место новой жизни. Отсюда название значения – Масленица. Другая версия в истории, связанная с христианскими традициями – поскольку Масленая неделя является последней перед Великим Постом, христианам запрещено есть мясо, а молочные продукты, в том числе масло, разрешены.    

    Одновременно с этим блины были поминальным блюдом, которое готовили, чтобы почтить память ушедших родственников. Поэтому в Масленицу их наделяли дополнительным смыслом — погребение Зимы. 

    Считалось, что чем больше блинов будет съедено, тем быстрее наступит весна и созреет урожай. Поэтому славяне считали, что блинов много не бывает, поэтому их пекли много и с самыми разными начинками: от сметаны до рыбы.

      Это необычное время – с одной стороны, гуляния, песни, пляски, хождение по гостям, поездки «к теще на блины» приветствуются и гуляния длятся всю неделю, с другой – седмица перед постом является духовной подготовкой к нему, необходимо попросить прощения у своих близких, и простить своих обидчиков и врагов, чтобы приступить к постному воздержанию с чистыми помыслами и без груза обид на душе. 

     Отдельным мероприятием были обряды поклонения солнцу, связанные с магией круга. Один из излюбленных — запрячь лошадей и на санях объехать село по кругу несколько раз.

     Но это далеко не всё, молодёжь любила украшать деревянные колёса ленточками, закреплять их на шесте и устраивать гуляния. А где гуляния, там недалеко и до хороводов — очередного ритуала, связанного с магией солнечного круга.

     А чтобы зрелищно завершить ритуал с украшенными колёсами, парни поджигали их и скатывали с холма или пригорка.

    Это действо имело значение не только как ритуал, но и как гадание: чем дальше прокатится колесо, там счастливее будет год.

     Масленичные гуляния невозможны без медведя. Обосновано это тем, что бодрствующий медведь означает приближение весны. В медвежью шкуру наряжали самого крепкого мужчину, а позднее в городах появилась традиция показывает живого медведя.

    Но олицетворяло праздник всё же соломенное и ярко наряженное чучело Масленицы. Сжечь Масленицу означало сжечь зиму.

     В славянской традиции Сырная седмица делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — это понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье.

    Обычно все бытовые и хозяйственные дела старались решить во время Узкой Масленицы, чтобы потом только развлекаться и лакомиться блинами, как и положено в Широкую Масленицу. 

     Церковь не сделала Масленицу своим праздником, но переосмыслила этот период года — дни, предшествущие Великому посту. Именно под влиянием христианства этот языческий праздник стал Масленицей в том виде, которой мы ее знаем уже многие века. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего языческого значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

     Каждый день Масленицы по традиции имеет свое название. Обрядовыми песнями и обычаями народ в название каждого дня Масленицы вкладывал определенный смысл. У каждого дня Масленицы есть свое особенное название, традиции и правила: церковные и народные. Почти все обычаи существовали задолго до того, как Русь стала православной страной и часто имеют исключительно языческие или просто народные, бытовые корни.

Встреча. 1 день Масленицы

«Встреча» — такое название первого дня Масленицы.

    В этот день в основном занимались организационными вопросами и заканчивали подготовку к празднованию: достраивали горки, готовили развлечения, делали чучело Масленицы и начинали печь блины.

    Как и в любой праздник на Руси, в этот день звучали обрядовые песни:

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

    К началу праздника готовились заранее. На площадях сооружали горки, устраивали качели, балаганы для скоморохов и готовили столы для сладостей и угощений. Также было принято в первый день Масленицы ходить в гости к родственникам. Молодые девушки пели обрядовые песни, парни мастерили соломенное чучело Масленицы и ходили с ним по улицам.

     Дети катались с горок, а также ходили по дворам ватагою и просили хозяев вынести им старое тряпье, при этом они говорили такие слова: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».

     Когда детвора насобирает нужное количество «добра», выносят его на высокое место и поджигают костер – масленку. Вокруг костра они пляшут и приговаривают: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

     Первый блин было принято отдавать нуждающимся, чтобы те помолились за усопших.

     Утром свёкры и свекрови отправляли своих невесток в родительский дом, а вечером и сами наведывались к сватам в гости, угощаясь блинами.

Заигрыши. 2 день Масленицы

«Заигрыши» — так называется второй день Масленицы.

     Во вторник Масленицы было принято кататься на санках с горок или на лошадях. Молодые парни приглашали девиц прокатиться с ними, а в это время присматривались. Ведь после поста наступит и традиционное время свадеб.

     А кататься в народе любили на Масленицу на самых разнообразных средствах, и названия у них были замысловатые.

     Например, корежки – это обычные доски. Они заменяли санки. Для этого применялись доски замороженные на лютом морозе. А для катания на корежках на берегах рек выстраивали «катушки» из толстых бревен и жердей. По ним-то и скатывались с разбегом до трехсот метров и с такой скоростью, что дух захватывало.

     Также катались взрослые и дети на саночках со стульчиком, которые назывались чунки. С удовольствием катались на трублях, это санки с перильцами и рулем. А самые маленькие дети катались на ледянках, на небольших дощечках, выдолбленных впереди в виде копытца.

    Любимым занятием детей было катание с гор большими группами на снопах соломы и на телячьих шкурах.

     В народе существовала примета, у того, кто дальше всех скатится с горки, уродится длинный лен и масло будет хорошо взбиваться. Вот и старались и дети и взрослые одержать победу в соревнованиях по катанию с горок.

Лакомка. 3 день Масленицы

«Лакомка» — название среды, третьего дня Масленицы.

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

    В этот день в семьях пекли блины с разнообразными начинками. А также из муки ячневой, гречневой, овсяной и пшеничной, из пресного и кислого теста можно было испробовать блинков. В этот день существовала традиция приглашать в дом зятьев. Для веселья и забавы зятя теща обычно приглашала в свой дом родственников и угощала блинами.

Разгул. 4 день Масленицы

     «Разгул» или «Разгуляй» — так называется четвертый день Масленицы. Еще его называли «Перелом» или «Широкий четверг» Масленицы.

     Середина недели, уже прошли три дня веселья, но впереди еще три дня праздников. День для хороводов, игр и гуляний.

    В этот день катали с гор молодоженов, после чего их заставляли прилюдно целоваться. А тех, кто сопротивлялся, засыпали снегом по самую шею.

     Но самым необычным развлечением был штурм ледяной крепости. Парни строили ледяной городок, непременно с воротами, которые будет охранять стража. Когда толпа парней шла в атаку, осаждённые бедолаги отбивались от них мётлами и снежками.

     Смысл разгульного четверга очень хорошо выполнял важную функцию Масленицы — способствовал выплеску накопившегося за зиму негатива и разрешению различных конфликтов между людьми.

     На масленичный Разгуляй устраивались кулацкие бои. Выходили биться «сам на сам» или «стенка на стенку». При этом обязательно соблюдались правила: бить ниже пояса и по затылку было запрещено. Также запрещалось в рукавицы прятать тяжелые предметы.

Тещины вечерки. 5 день Масленицы

    «Гостевой день» или «Тещины вечерки» — так называется пятый день Масленицы.

    Обычно в этот день зятья угощают тещ блинами. В народе говорили: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

    Тещины вечерки на Масленицу устраивали зятья, приглашая на ужин тещ одних или почетно со всеми родными. Существовал обычай с вечера приглашать тещу на блины, а утром во двор к тещам приходили от зятя нарядные «званые». И чем больше «званых», тем больше почета теще.

    А девушки в этот день пекли блины и шли с ними к горке. При этом держали блины в миске на голове. А парни, кому эта девушка нравилась, старались отведать блинов и узнать, хороша ли будет хозяйка. Умеет ли она готовить.

Золовкины посиделки. 6 день Масленицы

     Далее идет шестой день масленичной недели, который называется «Золовкины посиделки»

     Начало проводов Масленицы. Масленица уже постарела. В субботу на «Золовкины посиделки» молодая невестка приглашала к себе в гости своих родных. Если золовки у невестки были еще в девушках, то гостями в доме были молодые незамужние подруги.

     А если были замужем золовки, то молодая жена своих гостей возила на санях ко всем золовкам, при этом она обязана была одаривать каждую подарком.

     Вечером этого дня по обычаю сжигали чучело Маслениц ы, но перед этим разумеется выносили его на околицу с почетом.

Прощеное воскресенье. 7 день масленицы

    Последний день Масленицы – «Прощеное воскресенье».  Еще седьмой день Масленицы называется «Целовник» или «Проводы».

    С раннего утра на Руси все, с мала до велика, просили прощения друг у друга в воскресенье Масленицы. При этом говорили такие слова: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло». Таким образом наши предки с открытой душой старались позабыть обиды, «утворить лад между собой и не держать на памяти зло».

    Дети просили прощения у родителей, при этом прощение всех обид завершалось поклоном и целованием. Принято было в этот день ездить в гости к кумовьям и одаривать их подарками.

    Эта традиция идеально вписалась в христианскую культуру и крепко с ней срослась. Теперь принято на просьбу о прощении отвечать «Бог простит».

    Таким образом Масленица сочетает в себе как христианские, так и абсолютно несвязанные с христианством традиции. Выбор остается за человеком. Однако важно, что и Церковь не запрещает веселье на Масленицу, предостерегая лишь от суеверий и излишнего обжорства. Поэтому съесть блинчик на Масленицу – это пустить в себя кусочек солнца и получить частичку силы славянского божества.

Широкая Масленица,

Мы тобой хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

     Главным символом Масленицы, конечно, являются круглые солнечные блины, обильно политые маслом. Поскольку блины символизируют солнце, их пекли, чтобы задобрить бога Ярилу и привлечь Солнце, а значит, плодородие и благополучие, в свои дома.

     Приглашаем Вас в небольшое кулинарное путешествие «Блин, как символ солнца»

Мероприятие подготовила ведущий библиотекарь Любимова Ю.Н.

Размещение на блоге ведущий библиотекарь Любимова Ю.Н.