Краеведческий час
Дон является одной из самых старых рек России. Древние греки называли эту реку Танаис. По их представлениям она разделяла Европу и Азию. Затем река была местом обитания легендарных амазонок. Упоминания о сражениях воинственных женщин можно встретить в русском эпосе.
Название Дону дали в глубокой древности скифо-сарматские племена, на чьем языке это слово означало просто «река». В раннем средневековье Дон стал для наших южных соседей «рекой славян», или «Русской рекой». Уже во второй половине IX века русские купцы вели здесь оживленную торговлю с арабским Востоком. С тех пор ласковое имя «Дона-батюшки» неразрывно связано с историей России.
В XI–XII веках на Дону появились многочисленные русские поселения. С XV века Дон сделался для Руси основным торговым путем в Крым. Чуть позже в его низовьях обосновались казаки, состоявшие большей частью из беглых крестьян и холопов. Петр I мечтал о выходе России к Черному морю, для чего построил на Дону, в Воронеже, первую русскую флотилию, взял (и упустил) Азов. Окончательно все течение Дона было утверждено за Россией в царствование Анны Иоанновны (1736).
Если сесть в лодку и проплыть вдоль берега Дона, то можно узнать и увидеть много интересного. Но путешествие будет долгим: река растянулась аж на 1870 метров.
Ах ты, степь широкая…
Донская земля богата чудесами. И первое чудо, которое стоит увидеть — Донские степи.
Именно здесь можно понять, что такое невообразимый простор, который нельзя от края до края объять взглядом, насладиться напевом ветра, вдохнуть запах разнотравья. А сколько здесь цветов и растений: вот среди травы розовеет клевер, рядом с подорожником притаилась скромница ромашка. Яркие степные ирисы, тюльпаны, одуванчики создают неповторимый узор степи. Из цветов можно сплести красивый венок или собрать букет для мамы. Есть здесь и лекарственные растения: шалфей, мать-и-мачеха, чистотел, цикорий, тысячелистник и еще много других.
Но что это возвышается над степью?
Курган «Караул»или Караул-гора. Здесь располагался военный пост, откуда высматривали врага. Теперь на вершине кургана стоит черный камень с надписью «Воинам Игоревой рати — храбрым русичам, 1185». Ученые считают, что именно здесь произошло неудачное сражение князя Игоря с половцами, эта страница истории описана в древнерусском произведении «Слово о полку Игореве».
Среди шелковых степей растянулось на 150 километров еще одно чудо Донского края — озеро Маныч-Гудило. За невероятную красоту его еще называют Южный Байкал. Оно считается остатком древнего океана Тетис, соединявшего Азовское, Черное и Каспийское моря. В соленой воде озера обитают редкие виды рыб. Своим необычным названием «Гудило» водоем обязан гуляющим тут ветрам, которые поднимают высокие волны, хотя само по себе озеро очень мелкое. Волны, порой, достигающие 15 метров, разбиваются о берега, и кажется, будто озеро гудит. На озере есть остров Водный. Здесь обитают мустанги. О появлении на острове таких прекрасных животных есть несколько легенд. По одной из них здесь происходили съемки фильма «Седьмая пуля», где были задействованы лошади. И пара из них сбежала. Вторая легенда гласит о существовании в этих краях некогда животноводческой фермы, из которой также некогда сбежали лошади, которые со временем дали потомство и одичали. Так или иначе, теперь табун живет на острове. Говорят, что дикие донские мустанги на воле — незабываемое зрелище. Неподалеку от Водного есть островок поменьше. Он носит название Птичий и имеет важность мирового значения в орнитологии, это такая наука о птицах, потому что здесь обитают многие редкие и охраняемые виды пернатых: малая белая цапля, колпица, лебеди-шипуны, чайка-хохотунья, кудрявый пеликан.
Но мы поплывем дальше.
На обрывистых Донских берегах уютно примостились древние казачьи станицы. Их очень много: Пухляковская, Мелеховская, Багаевская, Раздорская. Последняя, кстати, является первой казачьей станицей.
«По
Дону гуляет казак молодой», — всем известны слова старой народной песни.
Так кто же такие казаки и как
они появились в этих краях?
В летописях казаки начали упоминаться с 1444 года, правда, речь там шла о рязанских казаках, заселявших Рязанское княжество. А Дон в то время был его границей. Основную часть рязанского казачество составляли воины, называвшие себя ушкуйниками. Потом к ним стали примыкать вольнолюбивые крестьяне и те, кто был обделен землей. Станичники — так они сначала себя окрестили. Но тюркоязычные ногайцы стали называть их казаки. А само слово «казак» означает и «беглец», и «вольный человек». Когда татары прекратили постоянные набеги, население Рязанского княжества сильно увеличилось. Места стало просто не хватать, поэтому решили осваивать еще не заселенные Донские земли, которые оказались весьма плодородными. Вот так поселились казаки на донских просторах и с 16 века стали называться донскими казаками.
С тех пор к реке у казаков с раннего детства воспитывалось особое отношение. Дон для них всегда был и домом, и кормильцем, именно поэтому называют они его не иначе как «Дон-батюшка». И по сей день славится река рыбалкой. Щука, ерш, окунь, сом, налим, лещ, плотва, красноперка, жерех, пескарь, голавль, сазан, рыбец, сельдь, шемая, судак, тарань — какая только рыба не водится в Дону. Когда-то реку даже считали святой за несметные рыбные богатства.
Нетрудно догадаться, что главным занятием казаков была военная служба, поэтому и история казачества связана с непрерывной борьбой на южных рубежах нашей страны.
Донское казачье войско — самое древнее и крупное из всех казацких воинств России (существует со второй половины 16 века). С самого начала казачество жило привольно и управлялось казачьим Кругом, а служба царю обеспечивала привилегированное положение казаков в России, делала их воинским сословием. Казацкое благополучие обеспечивала и главная река их землицы — Дон. Он же занимал одно из центральных мест в фольклоре и образе мира в восприятии казаков. К родным местам казаки относились с большим трепетом, а Тихий Дон стал объектом своеобразного казацкого культа. Любимый Дон они называли «батюшкой» и «родимым кормильцем». Как писал больше ста лет назад исследователь истории казачества Евграф Савельев, Дон олицетворяли и даже обращались к нему мысленно, величая реку «Доном Ивановичем». По легенде, души погибших на чужбине донцев восстают во время бурь и, пылая огнем, просят Бога перенести их останки на родимую землю Тихого Дона. Река была символом родины для казака. В песнях, грамотах и письмах казаков также отражается их любовь к Дону. В старинной казачьей песне были такие слова: «Как ты, батюшка, славен тихий Дон, ты кормилец наш, Дон Иванович, про тебя лежит слава добрая, слава добрая, речь хорошая…».
Сказка о Доне Ивановиче
У старика Ивана было два сына:
Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше,
а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Отец показал каждому дорогу и
велел им слушаться. Шат Иваныч не послушался отца и не пошел по показанной
дороге, сбился с пути и пропал. А Дон Иваныч слушал отца и шел туда, куда отец
приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен.
В Тульской губернии, в Епифанском уезде, есть деревня «Иван-озеро», и в самой деревне есть озеро. Из озера вытекают в разные стороны два ручья. Один ручей так узок, что через него перешагнуть можно. Этот ручей называют Дон. Другой ручеек широкий, и его называют Шат.
Дон идет все прямо, и чем дальше он идет, тем шире становится.
Шат вертится с одной стороны на другую. Дон прошел через всю Россию и впал в Азовское море. В нем много рыбы, и понем ходят барки и пароходы.
Шат зашатался, не вышел из Тульской губернии и впал в реку Упу.
1570 год является годом основания донского казачества. Именно тогда Иван Грозный послал казакам грамоту, которая является первым официальным документом, где царь признает донских казаков и доверяет им охрану рубежей Российского государства.
Поэтому 3 января 1570 года — это еще и дата
создания Всевеликого войска Донского.
«Всколыхнулся,
взволновался, Православный тихий Дон», — так начинается гимн Войска Донского,
а теперь это и гимн Ростовской области. Православный Дон прозвали тоже не
просто так. Дело в том, что все казаки были православными, а вдоль всего берега
реки блестели купола церквей, которые бравые донцы строили на собственные
средства.
Казаки бережно хранят и
почитают свою историю.
Одна
из древнейших станиц — Старочеркасская, местные жители гордо называют ее
Старочеркасском. А несколькими веками ранее это был город Черкасск — столица
Войска Донского, культурный и духовный центр края. Здесь находится
музей-заповедник старины, уникальный в своем роде. Там можно увидеть
дома-курени, войсковую площадь. Но жемчужина станицы — необыкновенной красоты
древний Воскресенский Собор. Этот белокаменный храм с зелеными куполами без
позолоты был построен в 1719 году. За восемьдесят лет до этого казаки
собирались в поход на Азов, бывший тогда турецкой крепостью. Они дали обет, что
в случае успеха построят храм во имя Воскресения Христова, однако охваченные
радостью победы позабыли свое обещание. Вспомнили о нем только во время
эпидемии чумы. После этого был построен сначала деревянный храм, который был
разрушен пожаром. Огнем был разрушен и второй деревянный храм построенный на
этом месте. Но упорные казаки выстроили собор в третий раз. Так появился первый
каменный храм на Дону. Много тайн и легенд хранит этот Воскресенский Собор,
свидетель прошлых эпох, и задумчиво смотрят в небо его купола.
А
наша лодка поплывет дальше и возьмет курс на Азов. Когда-то Азов был крепостью,
принадлежавшая туркам. Но в 1637 году доблестные казаки захватили его. Азов
стал христианским, казаки восстанавливали некогда разрушенные бывшими хозяевами
крепости древние православные храмы особенно чтимых ими св. Иоанна Предтечи,
считавшегося покровителем города, и святителя Николая. Через Азов стали ходить
торговые караваны. Однако турки просто так не сдались. Еще бы! Азов же не
простая крепость, а стратегически важный город, дующий выход к Азовскому, а
потом и Черному морям. И в 1641 году османы предприняли попытку вернуть свои
бывшие владения. Всего пять тысяч донских и запорожских воинов целый год
обороняли крепость от огромного турецкого войска. Эта героическая оборона
получила название Азовское сидение. Казаки ждали поддержки царственной Москвы,
но так ее и не получив, ушли из Азова. Турки праздновали победу.
В Азове каждый год воссоздается картина давних событий взятия казаками Азова. На историческом валу разыгрывается костюмированная битва казаков с османами. Многочисленные туристы приезжают ради этого представления в древний город.
Впервые нашим город стал только после Азовских походов Петра Первого в 1696 году. И казаки сыграли в этой победе чуть ли не главную роль. Исторические страницы этого времени отмечают доблесть и отвагу Донского войска. Старая мечта казаков о доступе к морю исполнилась. Однако, кроме высочайшей похвалы Петра и позволения и дальше нести верную службу по охране границ, прочей награды за героизм в боях за Азов казаки не получили. А впереди их ждут кровопролитные битвы за Азов с османами, которые закончатся только в 1775 году, когда эти территории окончательно будут признаны Российскими. Успех Азовских походов связан еще с одним важным событием — рождением первого Российского флота на Азовском море, корабли сыграли важную роль в победе русских.
Петр
хотел построить морской флот, но гавань Азова оказалась не слишком удобной для
этих целей, поэтому было выбрано более удачное место на Таганьем мысу или
Таганьем роге, как его еще называют. К нему сейчас и направляется наша лодка.
Здесь
в 1698 году и была построена крепость Троицкая, на месте которой и вырос
Таганрог.
В
стародавние времена это была земля киммерийцев, скифов, сарматов, которых
сменили древние славяне. Во второй половине XV века, как и в Азове, здесь
господствовали турки. С этого времени история Азова и Таганрога очень схожи. За
города постоянно шли сражения. Таганрог несколько раз разрушался, когда
переходил к туркам, и снова восстанавливался, присоединяясь к Российской
империи.
Сейчас это, с одной стороны, большой порт, с другой, город задумчивых аллей и тихих парков. Его маленькие улочки словно дышат поэтическими строками и навевают вдохновение. И это не случайно. Таганрог долгое время оставался важным культурным центром, единственным провинциальным городом, имевшим итальянскую оперу. Таганрогский театр славился великолепными постановками произведений Островского и Шекспира. Ставили здесь и пьесы Антона Павловича Чехова, чьим родным городом был именно Таганрог. Как ни странно, но не Петр Первый, подарил городу славу, а именно Чехов. Здесь свято хранят память о великом писателе. До сих пор стоит флигель, где родился Антон Павлович, а в гимназии, в которой писатель учился, организован литературный музей.
Не забывает город и своего основателя, Петра Первого. И сейчас на набережной стоит бронзовый памятник царя и смотрит, конечно, на залив, на приходящие в гавань корабли, которые Петр так любил при жизни.
Неподалеку от Таганрога находится еще одно чудо земли Донской — музей-заповедник Танаис, один из крупнейших археологических музеев России, памятник культуры, истории и природы разных времен от эпохи верхнего палеолита, то есть древнекаменного века, и античности до начала двадцатого столетия.
В IIIв. дон.э.- Vв. н.э. Танаис был греческим городом в устье Дона, в те времена являлся центром земледелия и ремесленного производства, крупным культурным и экономическим центром.
В заповеднике можно увидеть не только памятники раскопки древности, но и познакомиться с традиционной казачьей культурой. Музею принадлежат и руины крепости Лютик — стратегически важного пункта, который Петр Первый захватил, когда завоевывал Азов.
Славься, Дон, и в наши годы…
Много страниц истории знает край Донской. Древняя река видела дни тяжких испытаний, с ней делились радостью, ей доверяли свои мысли цари и полководцы.
Донская земля — край чудес и загадок. И если прислушаться к водам тихого Дона, то, может быть, он откроет нам еще не одну тайну и расскажет не одну легенду.
Еще много нового и интересного о тихом Доне Вы можете узнать из презентации: