Основная экспозиция Азовского музея-заповедника
Основная экспозиция Азовского музея-заповедника располагается в красивом старинном здании бывшей Городской Управы и включает в себя 15 уютных залов, где представлены уникальные музейные коллекции и редкие экспонаты, некоторые из них – единственные в России и в мире. Азовский музей-заповедник имеет ярко выраженную индивидуальность. Он историко-археологический и палеонтологический. Это определяет содержание и строение его экспозиции.
Своё путешествие по Азовскому музею посетители начинают с экспозиции «Следы Земной памяти», которая рассказывает о происхождении жизни на Земле. Музей обладает самой богатой палеонтологической коллекцией на юге России. Немногие музеи мира могут гордиться такими экспонатами, как в Азове – скелеты динотерия (7,5-8 млн. лет), двух трогонтериевых мамонтов (600-700 тыс. лет), кита эоцета (30-40 млн. лет) и др. Экспозиция выполнена с применением новых мультимедийных технологий и помимо костей ископаемых животных демонстрирует их внешний облик и среду обитания.
Основная экспозиция Азовского музея-заповедника
Основная экспозиция Азовского музея-заповедника располагается в красивом старинном здании бывшей Городской Управы и включает в себя 15 уютных залов, где представлены уникальные музейные коллекции и редкие экспонаты, некоторые из них – единственные в России и в мире. Азовский музей-заповедник имеет ярко выраженную индивидуальность. Он историко-археологический и палеонтологический. Это определяет содержание и строение его экспозиции.
Своё путешествие по Азовскому музею посетители начинают с экспозиции «Следы Земной памяти», которая рассказывает о происхождении жизни на Земле. Музей обладает самой богатой палеонтологической коллекцией на юге России. Немногие музеи мира могут гордиться такими экспонатами, как в Азове – скелеты динотерия (7,5-8 млн. лет), двух трогонтериевых мамонтов (600-700 тыс. лет), кита эоцета (30-40 млн. лет) и др. Экспозиция выполнена с применением новых мультимедийных технологий и помимо костей ископаемых животных демонстрирует их внешний облик и среду обитания.
Переход от палеонтологии к археологической коллекции Азовского музея-заповедника происходит в экспозиции «Сафари по-неандертальски», знакомящей посетителей с одним из главных занятий древнего человека — охотой. Самыми яркими экспонатами данной экспозиции являются единственный в мире скелет Кавказского эласмотерия (1,5 млн. лет) и скелет первобытного степного зубра (46,5 тыс. лет). Экспозиция включает в себя уникальное лазерное шоу, которое демонстрирует охоту и верования древнего человека.
Начало исторического раздела экспозиции представляет зал «Азов и Приазовье в эпоху энеолита-бронзы (кон.IV тыс. до н.э. – I тыс. до н. э.)». Здесь можно увидеть изделия, выполненные из камня и бронзы руками древних людей тысячи лет назад, сосуды, изготовленные на гончарном круге, многочисленные культовые предметы: курильницы, молоточковидные булавки, различные амулеты.
Кочевые племена скифов, сарматов, аланов, а также жизнь оседлых народов Приазовья – греков и меотов — представлена в экспозиции «Азов и Приазовье в эпоху раннего железа». Здесь размещены уникальные археологические находки: оружие и доспехи, украшения и предметы быта, изящные амфоры и чернолаковая керамика, египетские амулеты и фигурки греческих богов, изделия, выполненные в «зверином стиле».
Бурная эпоха Великого переселения народов представлена в экспозиции «Восточное Приазовье в сер. III — сер. XIII вв.». Готы и хазары, половцы и печенеги оставили на нашей земле немного памятников, но каждый из них уникален: единственное в России иудейское надгробие с надписью на иврите и семисвечником, накладка на лук с руническими знаками, кубок Святой Ядвиги, огромное количество вооружения. Большая часть предметов найдена на территории Ростовской области и характеризует эту эпоху, как время постоянных военных конфликтов.
Наиболее многочисленное и яркое собрание подлинных предметов из раскопок золотоордынского Азака представлено в экспозиции «Азак(Тана), XIII-XV вв.»: изящная кашинная керамика, сосуды из Средней Азии, Ирана, Сирии с затейливым штампованным орнаментом, тонкие византийские флаконы, изысканные итальянские и испанские чаши с цветной эмалью и позолотой, фрагменты каменных зданий, предметы быта и культа населения средневекового Азака и итальянкой колонии Таны.
Функции торгового центра средневекового Азака раскрыты в зале «Торговля Азака (Таны) в XIII-XV вв.», где витрины заполнены монетами, весовыми гирьками, чашечками для весов, товарными пломбами, копилками, весами для взвешивания монет, предметами вооружения и быта, керамическими сосудами и их фрагментами, отражающими размах торговых связей.
Более двух веков Азов был пограничной крепостью Османской империи. Экспозиция «Азов и Приазовье в кон. XV-XVII вв.» рассказывает о турецком периоде в истории города и о борьбе Донского казачества с османами за обладание крепостью Азак. Мундир янычара, ятаганы, кремнёвые ружья, кольчуги, щиты, бунчуки, кинжалы воссоздают облик восточного воина. О жизни и быте турецкого Азова рассказывают фрагменты построек и мраморные надгробия, посуда, курительные трубки, инструменты цирюльника и мн. др. Донские казаки представлены целым комплексом подлинников: пики, сабли, ядра, иконы, предметы быта. Экспозиция снабжена мультимедийными средствами, позволяющими углубить свои знания дополнительными источниками и материалами по истории Азовской крепости XV-XVII веков.
Драматическая борьба донских казаков за Азовскую крепость стала прологом борьбы Российского государства за Азов и выход в море. Большая и торжественная экспозиция «Азовская крепость от Петра I до Барклая де Толли» поведает посетителям об Азовских походах Петра I, первом военном флоте России, многолетнем противостоянии России и Турции за право обладать Азовом, политических и военных победах Российского государства. Экспозиция насыщена военными атрибутами XVII-VXIII вв., портретами знаменитых военачальников, макетами кораблей первого Российского флота, археологическими находками этого периода.
Одной из постоянных в Азовском музее-заповеднике является экспозиция «Азов и Приазовье в годы Великой Отечественной войны». Она включает в себя несколько разделов, посвящённых началу войны, оккупации и освобождению Восточного Приазовья от немецко-фашистских захватчиков, восстановлению народного хозяйства после 1943 г., окончанию Второй мировой войны, а также азовчанам – участникам боевых операций 1941-1945 гг. Экспозиция наполнена подлинными фотографиями и документами, вооружением и обмундированием бойцов Красной армии и немецких солдат.
Особенной популярностью среди посетителей Азовского музея пользуются залы экспозиции «Природа Нижнего Дона», где представлены подлинные экспонаты, представляющие экологическую систему Атаманского лесничества (Александровский лес), а также дельты реки Дон и Азовского моря. В залах созданы целые биогруппы, животные выглядят естественно в привычной среде обитания, среди растительности. Все экспонаты выполнены таксидермистами Азовского музея-заповедника.
Золото кочевников Евразии
Гордостью музейного собрания является экспозиция «Золото кочевников Евразии». На ней представлено около 14 тысяч экспонатов с III тыс. до н.э. по IV век н. э. Уникальные ценности были обнаружены в ходе археологических исследований на территории Ростовской области. Здесь представлены образцы ювелирного искусства далёкого прошлого: изысканные скифские и сарматские вещи, оружие и украшение, золотые пластины и ритуальные чаши воинов. Ценностями мирового уровня являются находки из клада в сарматском погребении I в. н. э., исследованного под Азовом в 1986 году.
Экспозиция «Сокровища кочевников Евразии» представляет уникальные произведения древнего искусства из фондов Азовского музея-заповедника. Предметы из богатейшей археологической коллекции экспонировались в Японии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Австрии, Германии, в музеях г.Москвы (Государственный исторический музей, музей искусств народов Востока), в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург), в городах Ростове-на-Дону и Краснодаре.
В экспозиции представлены предметы из золота, серебра, полудрагоценных камней, а также археологические находки из бронзы, стекла, глины.
Первый раздел посвящён памятникам материальной культуры бронзового века. Наиболее древние золотые и серебряные изделия из коллекции Азовского музея-заповедника датируются вторым тысячелетием до нашей эры. Это височные подвески, крепившиеся в древности к головному убору и являющиеся прообразами серёг.
Погребения скифского периода отличаются необычайным обилием золотых и серебряных вещей. Золотом обшивались головные уборы, одежда, пологи, покрывавшие погребённых. Золотые шейные гривны, браслеты и кольца украшают мужчин и женщин. Масса ювелирных, часто очень тонких вещей сопровождают в гробницу женщин – ожерелья, серьги, браслеты, височные подвески, кольца. Помимо украшений, среди женских савроматских и раннесарматских погребений (IV в. до н.э.) встречалось оружие и предметы жреческого культа. Археологические раскопки подтверждают сведения античных авторов о том, что женщины того периода были воинственны, наряду с мужчинами принимали участие в войнах и совершали жертвоприношения.
Богатейшую коллекцию фонда музея составляют находки из погребений кочевников-сарматов. Материал по культуре и искусству сарматского периода — основа музейного собрания.
Сменив в III в. до н.э. на исторической арене скифов, сарматы господствовали в Евразийской степи на протяжении семи веков. Они создали тяжёлую конницу – прообраз рыцарства. Военная история и воинская слава сарматов получила всемирную известность. Для экспозиции выполнена реконструкция сарматского костюма I – III вв. н.э. В коллекции преобладают комплекты женского костюма, причём наиболее яркие образцы относятся к середине II – середине III вв. н.э.
Восстановлен удивительный комплекс сарматского воина – прекрасный кинжал в золотых ножнах, золотые фалары, браслет и нарядная конская сбруя. Меч из этого комплекса является произведением высокого искусства. В комплексе обнаружены уникальные детали конской упряжи, дающие представление об эволюции конского снаряжения в сарматскую эпоху. Весь набор – редкие, необычайно красивые произведения искусства. В тайнике найдены золотые пластины восьми типов, общее количество которых в комплексе составляет более пятнадцати тысяч. В древности пластины были нашиты на основу, истлевшую за два тысячелетия, и составляли узор, фрагменты которого удалось зафиксировать. Вероятно, это была попона – накидка на лошадь. Специалисты Азовского музея-заповедника С.И. Лукьяшко, М.Е. Филимонова реконструировали накидку жертвенного коня, которая демонстрировалась в музеях Франции, Австрии, Германии, в городах России (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар). Реконструкция, представленная в экспозиции, выполнена из 10860 мелких золотых пластин и является наиболее полной.
В центральном экспозиционном модуле установлена сенсорная вертикальная панель с мультимедийной интерактивной презентацией (исполняемая компьютерная программа). Главное место в структуре интерактивной презентации занимает непосредственно «Тайник» и сам экспонат – жертвенная накидка на коня.
В погребениях сарматской знати встречаются иноземные изделия, в том числе металлическая посуда римского и средиземноморского происхождения, которая нередко составляет целые сервизы. Два таких сервиза представлены в экспозиции. Серебряный кувшин, украшенный мифологическими сценами, не имеет даже отдаленных аналогов в сарматских погребениях и памятниках Северного Причерноморья.
Материал из богатых погребений кочевнической знати позднесарматского периода (II-IV вв. н.э.) — золотые изделия, выполненные в традициях греко-римского ювелирного искусства. Это подвески, серьги, ожерелья, флаконы для ароматических веществ, украшенные сердоликом, гранатом или цветным стеклом в напаянных гнёздах.
Ювелирные украшения, оружие, детали конской упряжи, золотая и серебряная посуда были обнаружены в результате археологических раскопок на территории Ростовской области.
Выставочный зал «Меценат»
В тихом центре, вдали от шумных, центральных автомагистралей уютно разместился выставочный зал «Меценат», функционирующий вот уже 30 лет и специализирующийся на художественных выставках различных направлений и жанров. Персональные и коллективные, авторские и из фондового собрания музея, современные и классические выставки дают возможность всем желающим прикоснуться к миру прекрасного, открыть в себе таланты к творчеству.
Ежегодно в выставочном зале «Меценат» проходит около 10-12 выставок, более 80 тематических занятий, нацеленных на дошкольную и школьную аудиторию с использованием элементов игры и уроков творчества. Долгие годы сотрудничества с детской художественной школой, школой искусств, творческими коллективами города и района, теплые дружественные отношения с художниками, дизайнерами, флористами и просто талантливыми и неравнодушными людьми, позволили превратить «Меценат» в детский методический центр, который ежегодно посещает более двух тысяч человек.
Валы Азовской крепости
Памятником Федерального значения являются сохранившиеся до настоящего времени фортификационные земляные сооружения XVIII века – валы Азовской крепости. Сегодня это любимое место прогулок азовчан, роскошная смотровая площадка, открывающая живописный вид на дельту Дона. Каждый вал имеет свое название: Смоленский, Алексеевский, Гордона и другие, уходящие корнями в далекое, овеянное славой Петровских побед историческое прошлое.
Ежегодно на территории музейного объекта «Валы Азовской крепости» проводится Всероссийский фестиваль военно-исторических клубов, посвященный знаменательному событию – Азовскому осадному сидению донских казаков 1641 г. Под грохот канонады, под голубым небом Азовской крепости начинается грандиозный костюмированный спектакль, ежегодно собирающий более 10 тысяч зрителей: участников, знатоков и просто любителей Отечественной истории.
Пороховой погреб
В самом сердце Азовской крепости в бывшем бастионе Святой Анны расположен единственный сохранившийся на Юге России памятник военно-инженерного искусства XVIII в. – Пороховой погреб. Уникальный фортификационный объект ежегодно посещают более 80 тысяч человек. Впервые взору посетителя он был представлен в 1967 году – в год празднования 900-летия с момента основания древнего Азова, и стал первым музеем города. Почти полвека он знакомит посетителей с знаменательными событиями Отечественной истории XVII-XVIII веков. Выставки, экспозиции, фондовые коллекции всегда выглядят в Пороховом погребе особенно достоверно. Подлинные экспонаты и исторические реконструкции впечатляюще представляют роль Азова в военной истории России.
Главным экспонатом музейного объекта выступает само историческое здание Порохового погреба, в настоящий момент являющееся памятником Федерального значения. Более 40 лет неизменной популярностью пользуется авторская диорама художника А.Чернышева «Штурм Азова 18 июля 1696 года». Экспозиция музея знакомит с историей огнестрельного оружия и сооружений для хранения артиллерийского арсенала, представляет чертежи фортификационных объектов Азовской крепости XVII-XVIII веков. Атмосферу времени поддерживает имитация старинного освещения и мультимедийные инсталляции. Только в пороховом погребе можно увидеть, чем и как заряжали старинные пушки и мортиры, где хранили порох, пройти с пороховым фонарем под старинными сводами настоящего крепостного сооружения.
Интерактивная площадка «Крепость» расположена на территории музейного объекта «Пороховой погреб». Представляет собой игровую зону для проведения разноплановых и многочисленных тематических мероприятий, фотосессий, мастер-классов и творческих занятий. Доступна как для организованных, так и индивидуальных посетителей. Условно объект разделен на 7 зон: солдатская кухня, баня, лазарет, карцер, канцелярия, тир, строевой плац, знакомящих с бытом петровской армии XVII-XVIII вв. Отдельная площадка отведена для фотосессий, есть возможность примерить стилизованные исторические костюмы, поиграть на духовых и ударных музыкальных инструментах. На память о посещении Азова можно собственноручно отчеканить памятную монету (стоимость заготовки — 50 рублей, приобретается в кассе «Порохового погреба»).
Гошпитальный сад
«Гошпитальный сад» – экспозиция лекарственных и пряно-ароматических растений. Весной 2016 года на территории Азовской крепости, в палисаде Алексеевского горнверка, Азовский музей-заповедник «разбил» аптекарский огород. Пять лет шло формирование коллекции.
Площадь новой экспозиции под открытым небом 0,09 га. На весну 2021 года на аптекарском огороде произрастает 291 вид растений, относящихся к 60 семействам растительного мира.
Планировка сада восходит к средневековым монастырским садам Европы: на классических прямоугольных грядках собраны лекарственные растения по таксономическим группам: сложноцветные растения, губоцветные, розоцветные, зонтичные и другие.
Сочетание многовековых традиций и технологий ландшафтного дизайна помогло создать красивый и целебный мир, где можно не только непосредственно познакомиться с лекарственными травами, но и услышать интересные, интригующие, волшебные, сказочные истории об этих растениях, узнать, откуда пришли те или иные растения, насладиться ароматами пряных трав.
Знакомство с мифами и легендами, связанными с названиями лекарственных растений, преподнесет массу сюрпризов. Для посетителей экспозиции подготовлены разнообразные тематические экскурсии: «Герои весны», «История пряностей», «Заокеанские гости», «Аромосеанс и ароматические травы», «Купальские травы» и многие другие.
Мемориальный комплекс Р.Л.Самойловича
Музейный объект – мемориальный комплекс Р.Л.Самойловича – в настоящее время является единственным в России музеем, посвященным талантливому полярному исследователю Арктики-Антарктики. К 130-летию со дня рождения ученого сотрудниками Азовского музея-заповедника была подготовлена и открыта новая экспозиция, оснащенная современным мультимедийным оборудованием.
Имя Р.Л.Самойловича стоит в одном ряду с известными именами полярных исследователей – Амундсена, Скотта, Нансена, Русанова и др. Он внес весомый вклад в изучение и освоение неизведанной Арктики.
Доктор географических наук, профессор, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, один из руководителей Географического общества СССР, Международного общества «Аэро-Арктика», почетный член географических обществ США, Швеции, Австрии. На его счету более 20 масштабных научно-исследовательских экспедиций, результаты которых значимы и сегодня.
Азов – город, в котором родился и вырос Р.Л.Самойлович. Сегодня музей занимает часть дома, в котором когда-то жила его семья. Здесь юный Рудольф окончил четырехклассную мужскую прогимназию, затем учился в Мариупольской Александровской гимназии, поступил и закончил знаменитую Горную академию в городе Фрейбурге (Германия).
Экспозиция состоит из мемориальной комнаты ученика Азовской прогимназии. Здесь воссоздан уютный интерьер кон. XIX – нач. XX вв. с подлинными фотографиями и предметами, личными вещами и редкими архивными находками. Результаты выдающейся научно-исследовательской деятельности отражены в художественных композициях, изобразительных материалах.
Мероприятие подготовила библиотекарь Любимова Ю.Н.
Размещение на блоге библиотекарь Любимова Ю.Н.