Обзор книги Владимира Дудинцева «Белые одежды»
В 2021 году, объявленном Годом науки и технология, Библиотечно-информационный центр имени И.С. Тургенева открыл цикл обзоров художественных произведений, посвященных науке и ученым. Первым был обзор романа Д. Гранина «Зубр», посвященный известному ученому-генетику Н.Н. Тимофееву-Ресовскому. Цикл продолжает обзор книги Владимира Дудинцева «Белые одежды».
Даже если Вы далеки от науки, Вы получите колоссальное удовольствие от прочтения романа «Белые одежды» и размышлений на поднятые автором «вечные» темы. Любой может заблуждаться; важно понять, где истина, и найти в себе силы ее защищать.
«Ты можешь прожить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты – подлец или герой. А все потому, что твоя жизнь так складывается – не посылает испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода – вперед или назад».
Образ железной трубы – один их основных в романе «Белые одежды». В.Д. Дудинцев поднимает ряд важнейших тем: наука, любовь, религия, чувство долга, счастье, но главная – вечный конфликт добра и зла, осложненный господствующей в описываемое время идеологией.
Действие романа происходит в провинциальном научном городке сразу после сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина 1948 года, после которой в СССР официально взят курс на развитие «мичуринской агробиологии» в ущерб классической генетике. С подачи основателя и главного пропагандиста псевдонаучного мичуринского движения — академика АН СССР Т.Д. Лысенко генетиков пренебрежительно называют «вейсманисты-морганисты» (по имени ученых-родоначальников генетики: основоположника неодарвинизма А. Вейсмана и лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине Т.Х. Моргана). Пересматриваются учебные программы, проводятся массовые увольнения или переводы генетиков на другие направления. Несогласных «перепрофилироваться» арестовывают. Ужасает сам факт, а главное масштаб влияния политики на биологию – науку, основанную, казалось бы, на неоспоримых фактах.
На этом фоне разворачивается история превращения главного героя Ф.И. Дежкина из последователя прославленного академика-мичуринца в ярого приверженца «вейсманизма-морганизма».
В связи с его превращением особенно запоминается еще один часто повторяющийся в романе образ – песочные часы. В понимании главного героя это «графическое изображение нашего сознания… Верхний конус, который уходит в бесконечность, все время расширяется – это вселенная, мир, вмещающий все», за исключением индивидуального сознания отдельно взятого человека. «Нижний конус, который тоже в бесконечность уходит, у которого нет дна» – это человек. Другой человек может стремиться проникнуть через вход внутрь бесконечности его сознания, «посмотреть, что там делается. А дырочка узка», и ему никогда внутрь этого чужого «я» не протиснуться.
Именно благодаря этой сложности прочтения истинных мыслей и стремлений другого человека Ф.И. Дежкину удается играть роль «верной собаки» академика, в то же время продолжая дело великого ученого И.И. Стригалева, сосланного в ГУЛАГ, по выведению нового сорта картофеля. Оказывается, чтобы творить добро, иногда приходится скрывать правду. Главное – при столкновении с истиной найти в себе силы ее защищать, сохранить свои «белые одежды».
Но почему добру приходится так сложно? По мнению автора, множество людей поддерживает зло, потому что «главная причина всех бед человеческих – необоснованная уверенность в стопроцентной правоте», то есть нежелание мыслить критически, постановка веры выше знания. Помимо этого, людьми движет страх. Поэтому далеко не всем удается понять истину, и лишь единицам – остаться ей верными и устоять против опасности быть отвергутыми обществом, а в 1940-50х, когда происходит действие романа – быть осужденными и подвергнуться пыткам и арестам.
Единственными недостатками произведения, на мой взгляд, являются излишняя «детективность» повествования и неправдоподобно хороший конец (хотя многие, возможно, сочтут это основными достоинствами книги).
Но главное, после прочтения романа остается ощущение неизбежной победы добра над злом, стремление к нравственному росту и вера в то, что даже один человек может бороться со злом и многое изменить. В современном мире пропаганды ценности каждого человека и необходимости любить себя со всеми своими недостатками очень важно иметь идеалы. Именно такие идеалы можно найти в романе В.Д. Дудинцева «Белые одежды».
Дудинцев, Владимир Дмитриевич(1918-1998).Белые одежды : [роман] / Владимир Дудинцев. — Москва : Вече, 2014. — 557, [2] с. — ISBN 978-5-4444-2122-2 (в пер.).- Текст: непосредственный.
Обзор подготовила: зав. сектором Е.Н. Гудкова
Размещение на блоге: зав. сектором Е.Н. Гудкова