Чтение – дело семейное

День семейного чтения в рамках программы «Планета Семья»

Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая, и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

Традиция семейного чтения всегда существовала на Руси, когда по вечерам большая семья собиралась вместе, и кто-то один или по очереди читали книги, которые, как и традиции, передавали из поколения в поколение. Об этом свидетельствуют и бесчисленные колыбельные, прибаутки, песенки, потешки, считалки, сказки, скороговорки, загадки, былины… Так происходило великое обучение не только грамоте речи, но и грамоте души. Вот как описывает атмосферу таких вечеров И. Бесстужев-Лада: «…вечер. Семья в сборе. Все сидят на своих любимых местах… Горит лишь одна лампа, под которой кто-то… читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают прочитанное».

Формирование духовной культуры личности  всегда осуществляется через чтение. Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.

Дети – благодарные слушатели, а «чтение для их ума, как тёплый дождик для всходов» (русская народная пословица). Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, тогда и в школе он будет интересоваться разносторонней информацией, которую можно почерпнуть, главным образом, из книг. Чтение совершенствует память и внимание, от которых зависит умственная работоспособность. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.

Семейное чтение в последнее время имеет тенденцию к возрождению, так как многие родители уже воспринимают его как развивающую среду для своего ребёнка. Целый ряд факторов обуславливает значимость семейных чтений:

В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».

А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи? Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

Читаем дома — читаем вместе! «Психолог о пользе чтения»

Отношение к книге и чтению  зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.

В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам, собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.

Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему просмотру телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?

Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно, чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития — в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

«Как читать с умом». Простые, но важные советы:

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:

— интеллектуальное и эмоциональное развитие;

— развитие языка;

— социальное и образовательное развитие;

— влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это — первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Мультфильм «Свинка Пеппа – Библиотека»

Имеют голос дрозд и чижик,

И дождь, и ветер, и река…

А есть ли голоса у книжек?

Конечно, есть!

Наверняка!

У этой книжки – голос папы,

Когда начнёт он мне читать.

У этой книжки – голос мамы,

Когда я спать ложусь в кровать.

Стихи учить я не ленюсь,

Я расскажу их наизусть.

Тогда не чей-то,

Не чужой –

У книжки будет голос мой!

(М. Пляцковский)

В наше время, замыкаясь на телевизорах, гаджетах, дети стали меньше общаться с взрослыми. В свою очередь, родители, занятые работой, мало уделяют времени своим детям.

В раннем возрасте детям необходимо читать сказки.

Сказки для детей: https://nukadeti.ru/skazki

Сказка — одно из первых литературных произведений в жизни малыша. Именно через сказку ребенок познает нравственные нормы, учится сопереживать, обогащает свой духовный мир, развивает мышление и фантазию. Сказка оказывает своего рода терапевтическое действие на сознание ребенка и помогает ему находить решения его маленьких проблем.

Главная задача родителей – постоянно читать малышу сказки и беседовать с ребёнком по прочитанным произведениям, задавая элементарные вопросы.

Сказка — ненавязчивое воспитательное средство, она не выступает в роли ментора, в сказках нет прямых нравоучений (сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок), чего не любят дети, она «не учит жить», зато сказка создает условия для максимальной реализации потенциала человека.

В сказках целая россыпь народной мудрости, богатство языка, множество разных героев, сюжетных линий, да и сказки бывают разными: волшебные, бытовые, сатирические, о животных и дрНа примере героев сказка передаёт нравственные ценности, правила поведения. Причем, занимательные приключения героев, образность языка делают даже самую суровую мораль интереснее, приемлемее, безопаснее. Человек может осознавать неожиданно связь сказочной истории со своим поведением.

  Кроме всего, сказка во все времена являлась любимым детским чтением, да и многие взрослые несут через всю жизнь любовь к сказке, поэтому зачастую традицию семейных вечеров рекомендуют начинать, именно, со сказки.

Во многих семьях есть отличная традиция — читать детям перед сном. Многие родители помнят еще свои детские сказки, ведь это одни из самых теплых эмоций. Несмотря на то, что сегодня существует множество сервисов и приложений с аудиосказками, родной голос и нежные прикосновения настолько важны малышам, что заменить это просто невозможно.

Аудиосказки на ночь: https://audioskazki-online.ru/na-noch

Чтение сказок на ночь, кроме чисто эмоциональной, играет еще и развивающую  роль. И вот почему.

1. Всего пятнадцать минут чтения детям вслух – и ваш малыш станет послушней и смелее, будет более открыт и внимателен к миру.

Совместное обсуждение историй и общение по поводу сказки стимулируют интерес ребенка к самостоятельному чтению, развивают воображение и словарный запас.

2. Сказки — это универсальный детский язык.

  Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Именно через мир фантазии и образов ребенок учится анализировать и понимать реальность. С одной стороны, мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха), с другой – поднимает важные для детского мироздания проблемы (жадности и щедрости, добра и зла, одиночества и дружбы, эгоизма и сотрудничества)

3. Сказки воспитывают.

В сказочных героях дети видят себя, т.е. отождествляют себя с ними. Если хотите научить сына хорошим манерам, найдите сказку о ком-нибудь, похожем на него, например, о мальчике, которому столько же лет, который не любит чистить зубы, например, «Мойдодыр». Если ребенок жадничает, почитайте ему «Сказку о рыбаке и рыбке», а если любит приврать — подойдет «Заяц-хвастун».

4. Сказки на ночь утешают и настраивают на позитивный лад.

Сказка обязательно должна заканчиваться хорошо. Это своеобразный инструмент позитивного внушения – мир порой несправедлив, в нем есть отчаяние, что-то может не получаться, но добро всегда побеждает зло, упорство поможет справиться с любыми трудностями, есть друзья и пр. Сказка дает ребенку надежду, что раз главный герой справился со своей сложностью, то и у него обязательно получится. Потому прочитанная ласковым маминым или папиным голосом знакомая история — это самое лучшее средство, для того чтобы успокоиться.

5. Сказки помогают понять себя.

Вы замечали, что дети могут часами слушать одну и ту же сказку? Зачастую это сигнал, что их что-то тревожит, интересует или радует. Если ваш ребенок требует, чтобы вы все время читали ему «Гадкого утенка», возможно, он чувствует себя одиноким и беспомощным в садике. Если вы знаете, что у него проблемы (например, поссорился с другом), а сам он не хочет об этом говорить, не настаивайте, лучше выберите подходящую сказку, и вы наверняка подскажете ему, как все исправить.

Читайте детям, ведь это уникальная возможность услышать самое сокровенное из мира вашего малыша!

Предлагаем вашему вниманию рекомендательный список книг «Читаем на ночь малышам» (нажмите на картинку):

Мероприятие подготовила: ведущий библиотекарь В.Н. Трембель

Размещение на блоге: зав. сектором Е.Н. Гудкова