Встреча с театром к Международному дню театра и к 120-летию С.В. Образцова
Советский театральный режиссёр и актёр, главный кукольник нашей страны, которого любят во всём мире, Сергей Образцов родился в июле 1901 года в Москве, в семье инженера-путейца и учительницы. Родители Сергея Образцова мечтали, чтобы у сына была серьезная профессия. Но папе и маме пришлось смириться — сын решил стать художником. После Реального училища К.П. Воскресенского он поступил на живописный (а потом и графический) факультет ВХУТЕМАС.
А потом он стал актером. Первым местом работы Образцова стала музыкальная студия МХТ (сейчас это Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Там он проработал восемь лет. Потом шесть лет — во МХАТ-II. Роли в основном исполнял комические, острохарактерные.
Работать с куклами он начал еще во время учебы во ВХУТЕМАС в 1920 году. Началось все не совсем творчески — просто катастрофически не хватало денег.
Образцов и несколько его друзей решили заняться изготовлением кукол, чтобы продавать их по небольшой цене. Затея провалилась: игрушки не пользовались спросом. Зато Образцов смастерил тряпичную перчаточную куклу Негритенка, которая осталась с ним на долгое время. Он стал придумывать про нее разные истории и смешить небольшими представлениями окружающих.
Сначала это были домашние постановки, для которых он пробовал делать разных кукол, а потом начал выступать на творческих вечерах, концертах. Со временем у публики появились любимцы — зрители неизменно требовали выхода своего любимого Негритенка.
В 1928 году он смастерил из папье-маше своего Тяпу — любимую куклу с лицом удивленного малыша. «Самый старый живой ребенок в мире», — говорил он о Тяпе спустя десятилетия. С ним Образцов не расставался до конца жизни: Тяпа ездил с ним на все гастроли.
В мае 1930 года в Москве прошла Всероссийская конференция работников кукольных театров. Именно на ней было принято решение о создании Главного центрального театра кукол. Предполагалось, что он станет базой для организации сети подобных театров в СССР. Возглавить театр предложили Сергею Образцову, который уже успел стать известным актером-кукольником. Поначалу Образцов смутился: он не знал ничего о том, как управлять театром, сколько нужно актеров, как правильно их набирать. Что делать с финансовой стороной вопроса, тоже не представлял.
Театр был создан в 1931-м. Однако целых четыре года у него не было своего дома: репетировали в Доме художественного воспитания детей, играли на разных площадках, используя переносную ширму. В 1936-м театру выделили здание на площади Маяковского (сейчас Триумфальная). Первым спектаклем на новой сцене стал «Кот в сапогах». Через год здесь открыли свою библиотеку и первый в стране Музей театральных кукол. Туда попадали куклы, отыгравшие свое.
Постепенно Образцов находил талантливых драматургов, которые писали пьесы специально для нового театра. К пьесам были свои требования: например, нельзя писать длинные монологи — сыграть такое с куклами очень сложно. Образцов очень любил шутливые пародии, высмеивающие мещанство и пошлость: «Мы только знакомы, как странно», «Налей бокал», «Хабанера».
Одним из самых частых гостей театра был Иосиф Сталин. Он настолько любил юмор и находчивость Образцова, его мастерство, что не раз приглашал его в Кремль. Однажды Сталин опоздал на представление, и его любимая «Хабанера» уже прошла. Тогда он попросил Образцова вернуться на сцену и показать номер еще раз. Похвалы и аплодисментов не жалел.
В 1941-м в здание театра в Москве попала бомба. Потребовалась срочная эвакуация. Большинство актеров уехали в Новосибирск. Там создали базу, где солдат учили изготавливать кукол и управляться с ними. Кроме того, в этом городе состоялась премьера спектакля «Король-олень» по сказке Карло Гоцци.
В годы Великой Отечественной войны Сергей Образцов создал 16 концертных бригад, которые выступали на фронте. Солдатам показывали «Сон Гитлера», «Над крышей Берлина» и другие постановки. Сам Образцов в костюме Пьеро выступал с куклой «Муссолини». Представления устраивали и для мирных жителей в Поволжье, Сибири, Казахстане. В 1946 году Сергея Образцова наградили Сталинской премией и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Послевоенное время ознаменовалось для театра появлением еще одного спектакля-легенды, задуманного Образцовым до войны, речь идет о пародийном ревю «Необыкновенный концерт» (1946).
Этот спектакль стал самым знаменитым у Образцова. Недаром Сергей Владимирович сам начинал когда-то с участия в концертах. Он отлично знал всех этих чечеточников, малолетних вундеркиндов, фокусников, певцов, дрессированных собак и хамоватых конферансье. Сценарий придумывал он сам с тремя своими актерами-кукольниками, одним из которых был Зиновий Гердт.
Главный персонаж — бесподобный конферансье Эдуард Апломбов. Не поднимая томных век на публику, он заставляет ее плакать от смеха. Первым исполнителем этой роли стал Зиновий Гердт — именно его голос сделал Апломбова незабываемым.
Получился этот персонаж почти случайно. Работая над «Необыкновенным концертом», Образцов в шутку подумал: «А почему бы нам не сделать куклу-конферансье?» Его поддержали. Прототипом героя стал известнейший конферансье тех лет Михаил Гаркави.
Когда «Необыкновенный концерт» был сыгран больше шести тысяч раз и побывал в тридцати девяти странах мира, его внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый. Гердт, исполнявший роль конферансье, наловчился конферировать по-английски, по-немецки, по-фински, по-венгерски, по-словенски, по-хорватски, по-японски, на хинди и на фарси.
Как в случае с любой пародией, не обошлось и без обид: многие артисты стали узнавать в героях себя. Министерство культуры СССР вообще не хотело, чтобы спектакль показывали, — якобы он принижает советскую эстраду. Делать было нечего, Образцов переделал несколько номеров. Название, кстати, тоже менялось: было и «Обыкновенный концерт», и «Концерт кукол».
В 1968-м спектакль вышел в новой редакции. «Необыкновенный концерт» — до сих пор визитная карточка и один из самых популярных спектаклей Театра кукол имени Сергея Образцова.
Чуть меньшей популярностью пользовалась постановка 1961 года «Божественная комедия», которая никакого отношения к Данте не имела, зато действительно была комедией. Смелой, даже наглой, атеистической комедией о сотворении мира.
Шло время, театр рос, и Образцову стало тесно в старых стенах. Стал бродить по Москве, подыскивать новое здание. Подходящее нашлось на Садовой-Самотечной. Его строили для театра-студии Станиславского, но Константин Сергеевич умер, и строительство замерло — на крыше даже выросла березка. Образцов велел залатать крышу, разгородить сцену на две части, ко второй пристроить отдельный зрительный зал на двести тридцать мест. Он все здесь придумывал сам. И даже таблички на мужском и женском туалетах — петушка и курочку — нарисовал лично.
Что же касается часов на фасаде, пока они не были закончены, Сергей Владимирович отказывался открывать уже совершенно готовый театр. Никто в Москве не мог похвастаться таким чудом. Каждый час из домика выходит кукла: медведь, козел, сова, ворона, заяц, лиса, обезьяна, кот, баран, поросенок, коза или волк (в полдень они появляются все вместе и танцуют). А сверху золоченый петушок хлопает крыльями и кукарекает на всю Садовую. Кстати, голос, записанный на пленку, принадлежал карликовому декоративному петушку, жившему у Образцова на даче.
Поговаривали, между прочим, что у Образцова крутой нрав, что с ним трудно работать. Возможно, так и было, но тут уместен такой вопрос, чисто риторический, — что предпочтительней в человеке: «крутой нрав», строгость и требовательность в работе или — равнодушная снисходительность, мягкотелость, приспособленчество. А Образцов был, может быть, и крут, но тверд и принципиален в своих нравственных позициях. Когда кукольнику предложили уволить оркестр театра «потому, что там много еврейских фамилий», в списке на увольнение, который он подал в Министерство культуры, первой стояла фамилия Образцов. И никого не уволили.
До старости лет Сергей Владимирович щедро отдавал созданному им великолепному театру свой неугасимый талант режиссера, художника, выдумщика, организатора. Все новые постановки, зрители — и дети, и взрослые — принимали с огромным удовольствием, с неизменным успехом шли и прежние спектакли. Театр процветал.
Великого кукловода не стало в 1992 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Три счастливых брака Сергея Образцова
Ему было всего 17 лет, когда он впервые влюбился. Он был студентом и только поступил на работу в детский дом учителем рисования. В этом же детском доме трудилась очень милая преподавательница Софья Семеновна. Почему-то у юного Сергея всегда замирало сердце, если она оказывалась вблизи.
Когда же он увидел ее с руководителем драматического кружка, то не нашел ничего лучшего, как спросить Софью Семеновну о романе с ним.
Они в то время были вместе с детским домом в лагере в Рузе. Софья с удовольствием прогуливалась с ним вечерами, но вопрос о сопернике не давал покоя молодому учителю рисования. Он был столь застенчив, что вопрос задал не он сам, а его кукла, смешной арапчонок. Он сделал его когда-то собственноручно из папье-маше, надеясь что-нибудь заработать, продав. Но куклой никто не заинтересовался, и негритёнок стал его постоянным спутником. С его помощью он осваивал пение. Когда на занятии нужно было спеть романс, разыграв его сюжет, сам студент спрятался за стул, а кукла артистично и очень живо упирала руки в бока и отдавала команды аккомпаниатору.
Вот и теперь вопрос о романе Сонечки задал смешной негритенок. Соня от вопроса слегка опешила, но ответила, глядя прямо в глаза-бусинки куколки, что ее ничего не связывает с руководителем драмкружка.
Когда они вернулись в Москву, то на балу он решился впервые поцеловать Соню. А вечером рассказал об этом отцу. Отец, человек старой закалки, сказал, что Сергей должен теперь сделать предложение Софье Семеновне. Осенью они стали мужем и женой. Через три года у Образцовых родился сын Алешка. Сергей Владимирович нежно любил своего первенца, готов был на все ради жены и сына.
Но их счастью суждено было быстро закончиться. Софья скончалась сразу же после вторых родов. А Сергей Владимирович остался один, с новорожденной Наташей и четырехлетним Алешкой.
Он долгое время не мог выбраться из депрессии. Казалось, его жизнь закончена. От былого счастья осталась только шаль Сони на спинке кресла в опустевшей квартире. Он не верил в то, что когда-нибудь сможет снова стать счастливым.
Но прощло три года после смерти Сонечки, и на гастролях Сергей Владимирович вдруг заметил хрупкую, по-цыгански красивую Ольгу Шабанову. Они сблизились на почве любви к собакам. В одной из постановок МХАТа участвовала собака Сергея Образцова – сеттер Май, а в другом спектакле – серый дог Муза Ольги Шагановой. Когда МХАТ был на гастролях в Донбассе, они вместе выгуливали собак, и на ночлег их разместили в одном помещении – парикмахерской, потому что ни в одну гостиницу или общежитие на постой с собаками не пускали. С гастролей они вернулись уже мужем и женой.
Ольга Шаганова-Образцова старалась заменить Алешке и Наташеньке маму, у нее всегда хватало для этого времени, тепла и заботы. Сергей Владимирович Ольгу, несомненно, любил, но о Соне забыть у него не получалось, и с его грустью по неугасшей любви второй жене пришлось смириться.
Сам Образцов считал, что по-настоящему, он женат на своих куклах. Они действительно жили в его руках, а потом в и руках других актеров. Они любили, страдали, грустили. Может быть, потому что кукольник вдохнул в них жизнь, кукольные спектакли Образцова имели огромный успех во всем мире.
Сергей Образцов, начавший свою трудовую биографию со скромной должности учителя рисования, стал Великим кукольником, которого слушались куклы, любила вся страна и уважали все советские правители. Он такой был единственный в стране, его талант невозможно было не почитать, равных ему мастеров кукольного жанра нет и поныне.
Мероприятие подготовила: зав. сектором Е.Н. Гудкова
Размещение на блоге: зав. сектором Е.Н. Гудкова