Художественный салон к 180-летию П.О. Ренуара
Пьер Огюст Ренуар — французский художник-импрессионист, который редко бывал на пленэре, игра света и солнечные пятна были интересны ему, когда падали на нежную женскую кожу или на золотистые волосы ребенка. Ренуара всегда интересовали люди – и все главные принципы импрессионизма он реализовал в портретах своих родных, друзей, состоятельных заказчиков или любимых моделей.
Радостные и чувственные работы Ренуара делают его творчество понятным и востребованным во все времена.
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 г. во французском городе Лимож. Его отец Леонард работал портным, мать швеей. Многодетная семья была небогатая, но дружная и любящая.
Огюст с детства был одарен множеством талантов. Один из которых – прекрасный голос. Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор, регентом которого был Шарль Гуно. Известный композитор был поражен красотой детского голоса, и предложил родителям Ренуара отдать сына в музыкальную школу. Но мальчик предпочел пению живопись. Чтобы помогать семье, в 13 лет, после обучения в школе христианских братьев, юный Огюст Ренуар поступил на службу на фабрику фарфора «Леви Бразерс», где расписывал тарелки, горшки и вазы. Вечером мальчик посещал школу искусств, изучая там живопись. Когда в 1858 г. предприятие разорилось, Огюст нашел другие способы заработка: расписывал жалюзи; стены кафе; навесы.
Работы он проводил, копируя манеру мастеров эпохи Рококо. По мнению искусствоведов, в будущем этот опыт существенно повлиял на творчество живописца. Считается, что именно у художников XVIII века он позаимствовал веселое, беззаботное отношение к жизни и теплые, яркие краски. Уже в зрелом возрасте Ренуар писал, что, родись он в интеллектуальной семье, годы пришлось бы потратить на то, чтобы увидеть вещи такими, какие они есть. «Да еще руки ничего не умели бы делать» – шутил художник.
Самой лучшей школой живописи для себя Ренуар считал Лувр. Туда он, будучи подростком, бегал в обед, работая на фарфоровой фабрике. Большое значение Огюст придавал насмотренности, которая, по его мнению, возникает лишь тогда, когда ты обладаешь суммарным опытом просмотра огромного числа картин. Часть заработков юноша откладывал на учебу, мечтая идти дальше простого копирования чужой манеры письма.
В 1862 году Ренуар поступает в Парижскую школу изящных искусств и в студию известного живописца Шарля Глейра, сторонника академической традиции, доминирующей тогда во Франции. Суть этой традиции в том, что картины должны быть большими, темными по тону, сюжет позаимствован из мифологии или истории. В студии Глейра Ренуар учился с Фредериком Базилем и Клодом Моне. Позже к ним присоединился Альфред Сислей. Одаренные и яркие личности, которые в своих рассуждениях они стали ниспровергателями всего прошлого. Вопреки канонам классической школы и мнению Глейра, молодые художники выходили на улицу и рисовали под открытым небом. Излюбленным их местом стал лес Фонтенбло.
В 1864 году студия Глейра прекратила работу. В этот же год закончилось обучение художника в школе изящных искусств.
Творчество мастера принято делить на периоды. Так, 60-е годы XIX века – для Огюста это время поиска своей манеры письма. Огромное влияние на него оказывает реалистичная манера Жана Гюстава Курбе. В те годы в художественной среде активно обсуждались проблемы искусства. Ренуар мало участвовал в подобных дискуссиях, считая, что основная задача художника – рисовать. Мечтая выставляться, в начале своей карьеры Огюст Ренуар стремится, чтобы его картины соответствовали формату Салона – официальной, организованной государством выставки. Но не найдя места в системе Салона, он понял, что идеи ведут его в другую сторону. И в конце 60-х годов художник оказался в лагере импрессионистов. За свою жизнь Огюст Ренуар создал свыше 6000 художественных работ. Это около 2 работ в неделю – невиданная скорость для художника. Но еще более удивительно, что качество его работ от этого не становилось хуже. Летом 1869 г. Огюст Ренуар и Клод Моне, работая вместе, стали применять фрагментарные отрывистые мазки, наполнявшие их работы ощущением жизни и движения. Художники много экспериментируют с цветом, светом и тенью на полотнах. Многие историки искусств называют 1869 год датой рождения импрессионизма. В 1870 г. почти на год Ренуар был мобилизован на фронт, где, к счастью, не получил ранений. Уже на следующий год он вернулся к живописи. В 1874 году в Париже состоялась независимая Первая выставка импрессионистов, на которой наравне с работами Моне, Писсарро, Сислея, Дега и Сезана были выставлены картины Огюста Ренуара. Работы импрессионистов вызвали негативную реакцию критиков, но мастеру все же удалось продать 3 картины. Среди них была «Ложа», сейчас одна из самых известных картин художника.
В течение нескольких лет работы импрессиониста подвергались жестокой критике. Он не отчаивается и продолжает творить. В эти годы Огюст предлагает новую импрессионистскую палитру цвета, известную как «Радуга». Прекрасно демонстрируют ее использование работы «Обнаженная в солнечном свете» и «Качели».
В 1877 г. на 3-й выставке импрессионистов Огюст Ренуар выставляет полотно «Бал в Мулен де ля Галет». Картина стала главным выражением идей импрессионизма и новым этапом в творческой жизни художника. После картины «Мадам Шарпантье со своими детьми» такие портреты вошли в моду. Художник становится самым востребованным портретистом того времени. Его особенностью была способность очень быстро писать. Именно поэтому Огюсту прекрасно удавались портреты детей.
В 1881 году Ренуар посетил Италию, впервые познакомившись с работами мастеров Возрождения. Художник понял, что его картинам не хватает технического совершенства. Это понимание повлияло на его работы, что заметно по более четким линиям и мелким мазкам на полотнах. Так как источником вдохновения для живописца тогда служили работы Жана Энгра, этот период его творчества некоторые искусствоведы называют «Энгровским». Известные картины, написанные в это время: «Зонтики»; «Большие купальщицы»; «Танец в городе».
Начало 1890-х годов было успешным для Огюста Ренуара. Состоялась его персональная выставка, музей Люксембурга приобрел его картину. В это же время художник снова несколько меняет свою живописную манеру, добавляя переливчатость цветов. Потому период его творчества с 1891 по 1903 гг. называют «перламутровым». В это время были написаны «Весна», «Сын Жан», «Спящая женщина». Последним периодом в творчестве Огюста стал «красный», который ознаменовался пристрастием мастера к теплым красным и розовым оттенкам. Были созданы: «Прогулка»; «Габриэль в красной блузе»; «Анемоны».
Всю свою жизнь, независимо от живописной манеры, Огюст Ренуар называл себя абсолютно французским художником и продолжателем традиций французской живописи.
Худощавый, с тонкими чертами лица, немного нервный и очень подвижный Огюст Ренуар всегда пользовался успехом у женщин. Молва приписывала ему романы с большинством позировавших для его картин моделей. Серьезных и длительных романов в судьбе художника было два. В 1865 г. Огюст Ренуар знакомится с 16-летней Лизой Трео. Девушка очень скоро стала любимой моделью художника и его возлюбленной. Их роман длился 7 лет. В этот период Лиза родила дочь, но Ренуар отказался признать отцовство. В итоге мадемуазель Трео оставила художника.
В 1880 г. живописец встречает Алину Шариго. Она младше Огюста на 18 лет, но в искренности чувств влюблённых ни у кого не возникало сомнений. Алина не разбиралась в живописи, но обожала наблюдать за работой любимого мужчины. Прожив вместе 10 лет, пара вступила в официальный брак. У Алины и Огюста родилось трое сыновей: Пьер, Жан и Клод. Мадам Ренуар была замечательной хозяйкой, прекрасно готовила и встречала друзей мужа. Даже в те годы, когда семья испытывала финансовые трудности, двери дома Ренуаров были открыты для многочисленных гостей. К супруге художника тепло относились все его друзья, включая даже известного женоненавистника Дега. Алина окружила мужа уютной заботой, создав идеальные условия для работы.
В 1903 г. семья переехала в имение «Колетт» в небольшом городе Кань-сюр-Мер, где Алина организовала супругу настоящий творческий оазис.
Но даже при такой замечательной жене Ренуар умудрялся заводить романы с моделями. Слишком увлекающейся он был натурой, любил жизнь и прекрасное в ней. Художник не раз признавался, что не может писать модель, если не влюблен в нее. На его отношения с женой эти мимолетные связи никак не влияли. Алина Шариго скончалась на 4 года раньше мужа, в 1915 году. На ее ранний уход повлияли переживания за участвующих в войне сыновей, двое из которых были тяжело ранены.
В 1897 г. при падении с велосипеда Огюст Ренуар сломал руку. Перелом спровоцировал ревматизм. С этого времени жизнь художника омрачилась болезнями. В 1912 г. у Ренуара случился приступ паралича. Несмотря на 2 операции, до конца дней он остался прикованным к инвалидному креслу. Но, постоянные физические страдания не отразились на настроении его картин, по-прежнему излучающих счастье и солнечный свет. Художник работал до последних дней жизни. Будучи парализованным 78-летним стариком, Ренуар писал одним пальцем, к которому прикрепляли кисти. Не стало «живописца счастья» 3 декабря 1919 г. Работа была смыслом существования художника с детства и до кончины. Последнюю картину Ренуар закончил за несколько часов до смерти. Написанные не с натуры «Вальдшнепы», пожалуй, единственная трогательно-грустная картина великого мастера кисти.
В жизни Огюста Ренуара можно выделить несколько интересных фактов. Ренуар очень долго добивался встречи с великим немецким композитором Рихардом Вагнером, желая написать портрет последнего. Однако Вагнер, на просьбу Ренуара позировать, отмахнулся, недовольно ответив, что у него всего 25 минут свободного времени. Ренуар согласился и приступил к работе. Через 25 минут композитор увидел свой живописный портрет.
Художник питал милую слабость к дамским шляпкам. Он специально заказывал их в больших количествах, чтобы украшать этим аксессуаром своих моделей. На многочисленных женских портретах Ренуара можно увидеть шляпки самых разных форм и видов. Слава героя-любовника однажды сыграла с художником злую шутку. Мать известной и любимой во Франции актрисы Жанны Самари очень боялась, как бы в процессе написания портрета (речь о картине «Портрет Жанны Самари» 1877 г.) между ее дочерью и Ренуаром не случилось романа.
Чтобы предотвратить нежелательное сближение, дама не оставляла художника и модель наедине. При этом мадам Самари закармливала не склонного к перееданию Ренуара сладостями, чем очень раздражала его, мешая работать. Однако на качество картины это не повлияло. Портрет считается лучшим среди нескольких изображений актрисы кисти Ренуара.
О женских портретах Ренуара в презентации:
Свой художественный талант Огюст Ренуар передал сыновьям: Пьер стал популярным актером, а Жан – кинорежиссером, фильмы которого входят в число лучших кинокартин всех времен и народов.
Известный, прежде всего, как один из родоначальников импрессионизма, Огюст Ренуар за свою жизнь сменил несколько художественных направлений. Но, в каком бы стиле он не писал, магия художника в невероятной солнечности его картин, излучающих свет и счастье. Ренуар считал, что картина должна быть приятной, радостной и красивой. “В жизни достаточно неприятных вещей. Почему мы должны создавать такие же?” – писал художник.
Мероприятие подготовила: зав. сектором Е.Н. Гудкова
Размещение на блоге: зав. сектором Е.Н. Гудкова