Литературный час к 161 годовщине со дня рождения А.П. Чехова
Антон Павлович Чехов — русский писатель, драматург, прозаик. Он носил звание почетного академика Императорской Академии наук по разряду словесности, хотя по профессии был врачом.
Один из самых известных драматургов в мире Антон Чехов создал множество произведений, которые не утратили актуальности до настоящего времени. Примерно три сотни его работ в самых разных жанрах, в том числе и сатирическом, представляют собой уникальное явление в истории не только русской, но и мировой литературы, потому что сочетают в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.
Он внес в литературу художественные открытия – в его произведениях отсутствует финальный вывод, он воспользовался приемом «поток сознания», и благодаря этому как бы не дает ответ на вопросы, а сам ставит их читателю. Его любимым выражением было «краткость – сестра таланта», и руководствуясь им, он создавал свои произведения.
В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил.
Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия». «Вам нужна моя биография? Вот она. Родился я в Таганроге в 1860 г. … В 1891 г. совершил турне по Европе, где пил прекрасное вино и ел устриц. Писать начал в 1879 году. Грешил и по драматической части, хотя и умеренно… Из писателей предпочитаю Толстого, а из врачей — Захарьина. Однако все это вздор. Пишите что угодно. Если нет фактов, то замените их лирикою»- писал Антон Павлович своему редактору в 1892 году.
Но сегодня, в день рождения великого писателя, мы предлагаем Вам совершить экскурс в судьбу доктора Чехова.
Родился Антон Чехов 29 января 1860 года в Таганроге.
Его отец Павел Чехов был владельцем бакалейной лавки, купцом третьей гильдии. Мама Евгения Чехова, в девичестве Морозова, из купеческой семьи, была домохозяйкой. Антон стал третьим из шестерых детей этого семейства, где подрастало пять сыновей и одна дочь.
Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось. Чехов потом сказал, что детства у него и не было.
Антона отдали в греческую школу в Таганроге, в конце августа 1868 года он стал учеником приготовительного класса гимназии, которая была одной из старейших в России.
Именно во время учебы в гимназии Чехов полюбил книги и театр, у него появилось своеобразное видение окружающей действительности. В то время и произошла первая проба пера – он стал автором нескольких юмористических повествований и получил псевдоним Чехонте. Так его назвал Федор Покровский, преподаватель Закона Божьего в гимназии. В тринадцатилетнем возрасте Чехов понял, что ему нравится театр и все, что с ним связано. Он стал активным участником домашних постановок, которые устраивали его товарищи по гимназии.
«Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…»
Из письма Антона Чехова, 1898 год
В
1876 году Чехов-старший разорился, и вся семья уехала в Москву.
Шестнадцатилетний Антон, завершавший обучение в гимназии, остался один и
занимался репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь. В эти годы он много
читал, писал очерки для гимназических журналов, а журнал «Заика» с короткими
зарисовками из таганрогской жизни отправлял братьям в Москву. Тогда же Чехов
написал первую пьесу — «Безотцовщина» и
водевиль «Недаром курица пела».
В 1879 году Чехов окончил гимназию и
уехал из Таганрога в Москву. Там он начал заботиться о семье, обеспечивал
близких на скромный доход от литературных публикаций.
Творческая биография Антона Чехова началась в 1880-м, когда журнал «Стрекоза» первый раз напечатал его произведение.
После этого он сотрудничает с другими изданиями, которых было достаточно много – «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк». Периодическое издание под названием «Осколки» напечатало на своих страницах его юмористические произведения. В 1883-м на страницах этого журнала читатели смогли прочесть повесть «Толстый и тонкий», спустя год «Хамелеона», а в 1885-м рассказ «Пересолил». В этом же году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова.
Жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки, поэтому занятия в университете он совмещал с постоянной литературной работой.
В
основном он публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте, позднее появились
«Врач без пациентов», «Дяденька», «Человек без селезенки», «Балдастов»,
«Антонсон», «Брат моего брата» — всего около пятидесяти.
Чехов печатался в московских
юмористических журналах «Будильник», «Зритель», «Осколки», сотрудничал с
«Петербургской газетой», газетой «Новое время» и «Русскими ведомостями». В 1882
году писатель завершил работу над первым сборником рассказов «Шалость», но в
печать он так и не вышел из-за финансовых проблем.
Первый сборник Чехова, «Сказки Мельпомены»,
увидел свет в 1884 году.
Студент-медик жил у брата Ивана в
подмосковном Воскресенске (сегодня город Истра). Там же в 1881 году он
познакомился с заведующим Воскресенской земской больницей, доктором Павлом
Архангельским. Еще во время учебы Чехов принимал больных, здесь же прошел
практику, а после окончания университета остался работать уездным врачом. Летом
1884 года он перешел на должность заведующего звенигородской больницей.
К 1885 году Чехов был уже популярным автором малых рассказов. Но в его литературный путь вмешался писатель Дмитрий Григорович, который раскритиковал молодого человека за растрату своего таланта. С таким мнением были согласны многие ведущие авторы и критики тех лет.
«Голодайте лучше, как мы в свое время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного, обделанного, писанного не в один присест, но писанного в счастливые часы внутреннего настроения. Один такой труд будет во сто раз выше оценен сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам.» — из письма Дмитрия Григоровича Антону Чехову, 1886 год.
Благодаря одному из критиков, издателю Алексею Суворину, Чехов смог раскрыть свой потенциал. В журнале Суворина «Новое время», с которым начал сотрудничать Чехов, авторам платили приличный гонорар, не ограничивали их ни по времени создания работ, ни по количеству слов.
Именно в это благоприятное для писателя время вышли одни из его лучших работ: «Панихида», «Враги», «Агафья», «Кошмар» и другие — и появился чеховский рассказ как новое явление в русской литературе. В «Новом времени» Антон Чехов впервые начал подписывать тексты собственным именем.
С 1887 года Чехов начал пробовать себя в более серьезных жанрах и темах.
Переломным произведением в творчестве писателя стала повесть «Степь» для журнала «Северный вестник».
Вдохновение для нее Чехов нашел в путешествии по Приазовью, во время которого побывал и на родине — в Таганроге. «Степь» хорошо приняла публика. Друг Чехова, бытописатель Москвы Владимир Гиляровский, писал: «Прелесть! Ведь это же настоящая, настоящая степь! Прямо дышишь степью, когда читаешь».
В том же году в московском театре Корша поставили первое драматическое произведение Чехова — пьесу «Иванов», а через год его третий сборник, «В сумерках», отметили в Академии наук Пушкинской премией. К 1889-му году копилка работ прозаика пополнилась повестями «Степь», «Драма на охоте», «Скучная история», «Огни».
Мы предлагаем Вам запись спектакля по пьесе А.П.Чехова «Иванов» в исполнении артистов самого «чеховского» театра – МХАТ.
В 1890 году Антон Чехов отправился на остров Сахалин , чтобы исследовать быт русских тюрем. Местная администрация запрещала общаться с политзаключенными, но писатель это правило нарушал. Ему удалось провести перепись населения острова, заполнив десять тысяч карточек на его жителей.
Чтобы попасть на остров, ему нужно было проехать всю Сибирь, и это путешествие тоже дало ему много материала для литературной деятельности. Если учесть, что прозаик болел чахоткой, то в этом путешествии ему было очень трудно. Зато впечатления от поездки впоследствии вылились в собрание очерков под названием «По Сибири» и художественно-публицистическая книга путевых записок о ссыльной колонии и каторге, которую автор назвал просто – «Остров Сахалин».
После Сахалина писатель поселился в Москве на Малой Дмитровке. В эти годы Чехов был уже одним из самых читаемых авторов в России. Его публиковали в журналах «Северный вестник», «Русская мысль», газетах «Новое время» и «Русские ведомости». Он общался с писателями Владимиром Короленко, Владимиром Гиляровским, Дмитрием Мережковским, режиссером Владимиром Немировичем-Данченко, актерами Александром Ленским и Александром Южиным, художником Исааком Левитаном.
В 1890 году Антон Чехов снова отправился путешествовать, на этот раз по Западной Европе. Писатель побывал в Вене, Болонье, Венеции, Неаполе, где он поднимался на Везувий, в Париже и других городах.
«Одно могу сказать: замечательнее Венеции я в своей жизни городов не видел. Это сплошное очарование, блеск, радость жизни»- из письма Антона Чехова брату Ивану, 1891 год
В 1892-м сбылась давняя мечта писателя – он стал владельцем усадьбы в Мелихово. Там он поселился с родителями и сестрой Марией, которая была при нем неотлучно. После того, как у Чехова появилось собственное жилье, его жизнь вошла в другое русло. Он снова возобновил медицинскую практику, потому что кроме писательского таланта в нем жила страсть к хирургии.
Во время проживания в Мелихово Антон Павлович исполнял обязанности земского врача, инициировал строительство нескольких школ, участвовал в обустройстве пожарного пункта для селян и колокольни.
Следующей его заботой стала шоссейная дорога, ведущая на Лопасню, а также он добился, чтобы на железнодорожной станции появилось почтовое отделение.
Помимо этого писатель побеспокоился, чтобы на прореженных участках леса посеяли дубы, вязы, лиственницы, приобрел и высадил свыше 1000 саженцев вишен.
На собственные деньги Антон Павлович открыл библиотеку в Таганроге.
Во
время голода, который свирепствовал в Мелихове в эти годы, писатель собирал
пожертвования для голодающих, а во время холеры работал санитарным врачом от
земства: в его участке было 25 деревень, четыре фабрики и монастырь.
Врачебная практика отнимала много
сил и времени, но именно в Мелихове Чехов написал свои самые известные
произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином»
и «Человек в футляре» — всего около 40 значительных
произведений.
«… Семь лет «мелиховского сидения» не прошли для него даром. Они наложили на его произведения этого периода свой особый отпечаток, особый колорит. Это влияние признавал и он сам. Достаточно вспомнить об его «Мужиках» и «В овраге», где на каждой странице сквозят мелиховские картины и персонажи.» — из воспоминаний брата писателя Михаила Чехова.
В августе 1895 года Чехов отправился в Ясную Поляну, чтобы познакомиться со Львом Толстым. Граф Толстой уважал писателя, высоко ценил творчество называл его «несравненным художником жизни».
В последние годы жизни у Чехова обострился туберкулез, поэтому врачи настояли на переезде литератора на Юг. Сначала он жил в Ницце, потом в Париже, а в сентябре 1898 года обосновался в Ялте. Там он построил дачу, работал в местном Попечительстве о приезжих больных.
В этом же году писатель познакомился со своей будущей женой — актрисой Ольгой Книппер. Впервые он увидел ее на репетиции в Московском Художественном театре. В 1901 году они поженились. Актриса была примой труппы МХТ, поэтому не могла надолго уезжать из Москвы. Там же были и все знакомые Чехова, друзья и издатели, а он оставался в Ялте и работал над пьесой «Три сестры», рассказом «Дама с собачкой» и повестью «В овраге». Теплые и трепетные отношения с женой Чехов сохранял по переписке — они отправили друг другу более 800 писем и телеграмм.
Последним произведением драматурга стала пьеса «Вишневый сад».
Летом 1904 года он отправился на горный курорт в немецкий город Баденвайлер лечить легкие. Но местный доктор обнаружил, что состояние сердца писателя значительно ухудшилось.
По воспоминаниям жены, в ночь с 1 на 2 июля Чехов проснулся, первый раз в жизни сам попросил послать за доктором и сказал: «Давно я не пил шампанского…» После чего писатель вновь лег спать — и уже не проснулся. Утром 5 июля гроб с телом Чехова отправили в Москву. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
К творчеству А.П. Чехова постоянно обращаются театральные и кинорежиссеры, создаются аудиокниги и радиоспектакли.
Великие пьесы Чехова идут на сценах самых знаковых театров мира, по произведениям Антона Павловича снято множество кинокартин.
Предлагаем Вам экранизацию чеховского водевиля «Медведь» (1938 год) – виртуозную, искрометную и нестареющую. Даже если Вы много раз видели эту постановку – удовольствие от просмотра гарантировано.
Не только творчество Антона Павловича, но и его личность огромного масштаба, привлекала и привлекает внимание исследователей, литератураведов и просто всех читателей и почитателей литературы.
Так характеризовал Чехова писателя и драматурга один из отцов-основателей Московского Художественного театра.
Фрагмент книги В.И. Немировича-Данченко «Из прошлого»:
Передо мной три портрета Чехова, каждый выхвачен из куска его жизни.
Первый: Чехов «многообещающий». Пишет бесконечное количество рассказов, маленьких, часто крошечных, преимущественно в юмористических журналах и в громадном большинстве за подписью «А. Чехонте». Сколько их он написал? Много лет спустя, когда Чехов продал все свои сочинения и отбирал, что стоит издавать и что нет, я спросил его, – он сказал: «Около тысячи».
Все это были анекдоты с великолепной выдумкой, остроумной, меткой, характерной.
Но он уже переходит к рассказам крупным.
Любит компанию, любит больше слушать, чем говорить. Ни малейшего самомнения. Его считают «бесспорно талантливым», но кому тогда могло бы прийти в голову, что это имя попадет в число русских классиков!
Второй портрет: Чехов, уже признанный «одним из самых талантливых». Его книжка рассказов «Сумерки» получила полную академическую премию, пишет меньше, сдержаннее; о каждой его новой повести уже говорят; он желанный во всякой редакции. Но вождь тогдашней молодежи Михайловский не перестает подчеркивать, что Чехов – писатель безыдейный, и это влияет, как-то задерживает громкое и единодушное признание.
А между тем Лев Толстой говорит: «Вот писатель, о котором и поговорить приятно».
А старик Григорович, один из так называемых «корифеев» русской литературы, идет еще дальше. Когда при нем начали сравнивать с Чеховым одного малодаровитого, но очень «идейного» писателя, Григорович сказал:
– Да он недостоин поцеловать след той блохи, которая укусит Чехова.
А о рассказе «Холодная кровь» он сказал, правда почти шепотом, как что-то еще очень дерзкое:
– Поместите этот рассказ на одну полку с Гоголем, – и сам прибавил: – вот как далеко я иду.
Другой такой же корифей русской литературы, Боборыкин, говорит, что доставляет себе такое удовольствие: каждый день непременно читать по одному рассказу Чехова.
В этот период Чехов в самой гуще столичного водоворота, в писательских, артистических и художественных кружках, то в Москве, то в Петербурге; любит сборища, остроумные беседы, театральные кулисы; ездит много по России и за границу; жизнелюбив, по-прежнему скромен и по-прежнему больше слушает и наблюдает, чем говорит сам. Слава его непрестанно растет.
Третий портрет: Чехов в Художественном театре. Второй период в моих воспоминаниях как-то резко заканчивается неуспехом «Чайки» в Петербурге. Словно именно это надломило его жизнь, и отсюда крутой поворот. До сих пор о его болезни, кажется, никогда и не упоминалось, а вот как раз после этого Чехова иначе и не представляешь себе, как человека, которого заметно подтачивает скрытый недуг.
Пишет он все меньше, две-три вещи в год; к себе становится все строже. Самая заметная новая черта в его повестях – это то, что он, оставаясь объективным, изощряя свое огромное художественное мастерство, все больше и чаще позволяет своим персонажам рассуждать, преимущественно о жизни русской интеллигенции, заблудившейся в противоречиях, нежащейся в мечте и безволии. Среди этих рассуждений вы с необыкновенной отчетливостью различаете мысли самого автора, умные, меткие, благородные, выраженные изящно, с огромным вкусом.
Каждый его новый рассказ уже некоторое литературное событие.
Но главное в этом периоде – Чехов-драматург, Чехов – создатель нового театра. Он почти заслоняет себя как беллетриста. Популярность его ширится, образ его приобретает через театр новое обаяние. Он становится самым любимым, песня о его безыдейности замирает. Его имя уступает только еще живущему среди нас и неустанно работающему великому Толстому.
Но вместе с тем как растет его слава, приближается и его жизненный конец. Каждую новую вещь его читатель встречает уже не с обычной читательской беспечностью, а с какой-то нежной благодарностью, с сознанием, что здесь отдаются догорающие силы.
Интерес к личности Чехова не будет утрачен никогда.
Так, В 1969-м на экраны вышла лента советского режиссера Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа», в которой рассказывалось как создавалась одна из самых известных пьес Чехова – «Чайка».
В 1991-м в Нидерландах состоялась премьера спектакля «Чехов», режиссерами которого были Дмитрий Френкель и Роберт Лонг. В основу легли известные и малознакомые события из биографии великого драматурга.
В 2007-м Правительство Москвы приняло решение о создании биографической драмы «Прощайте, доктор Чехов!».
В 2012-м на суд зрителей представлен еще один фильм, раскрывающий тонкости отношений Антона Чехова и Лидии Авиловой. Лента получила название «Поклонница», и в актерском составе ее можно было увидеть Кирилла Пирагова и Олега Табакова.
В 2015-м на экраны вышла лента французского режиссера Рене Фере «Антон Чехов 1890», сценарий к которой написал он сам. В роли Чехова снялся Николя Жиро, в картине идет рассказ о жизни писателя в 1885-1890 годах.
Закончить наш рассказ о жизни и творчестве великого русского писателя мы хотим высказываниями самого автора – полными юмора, потрясающей иронии и всегда актуальными.
Итак, говорит доктор Чехов:
— Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повесится.
— Дело не в оптимизме, или пессимизме, а в том, что у девяносто девяти из ста нет ума.
— Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: хорошо что не в глаза.
— Если человек не курит и не пьет, поневоле задумываешься, а не сволочь ли он?
— Говорят, что в конце концов правда восторжествует, но это неправда.
— Если жена тебе изменила, то радуйся, что тебе, а не отечеству.
— Здоровы и нормальны, только заурядные стадные люди.
-Все знают да все понимают только дураки да шарлатаны.
— Нужно по капле выдавливать из себя раба.
— Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.
— Не стоит мешать людям сходить с ума.
— Эти умники такие глупые, что не с кем поговорить.
— Нельзя требовать от грязи, чтоб она не была грязью.
-Нет ничего лучше воспоминаний. Да и ничего хуже тоже нет.
— Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
-Бывают минуты, за которые можно отдать месяцы и годы.
— Все мы на свете друг другу нужны, ищите себе нужного человека.
— Одинокому везде пустыня.
— Краткость — сестра таланта.
— Улыбнись, и пусть все ломают голову, что у тебя на уме.
Мероприятие подготовила библиотекарь Любимова Ю.Н.
Размещение на блоге вед.библиотекарь Криничная И.Н.