К 208-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
15 октября 1814 года в Москве появился на свет великий русский писатель Михаил Лермонтов. Его творчество нам знакомо со школьной скамьи. Михаил Лермонтов прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. В 26 лет он был убит на дуэли, успев оставить после себя немало замечательных произведений. Он прекрасно рисовал, был настоящим полиглотом, отличался от своих сверстников невероятной остротой и глубиной ума. Однако современники утверждали, что это был человек-разрушитель, имевший несносный, конфликтный характер. Свои недюжинные умственные способности он частенько растрачивал впустую, на колкие, ядовитые насмешки над окружающими.
Приглашаем вспомнить биографию писателя, посмотрев видеоролик:
Люди, близко знавшие Михаила Юрьевича, подозревали, что век поэта будет недолгим, он не стеснялся без повода оскорблять других, а это редко проходит безнаказанно. Его потребительское, уничижительное отношение к женщинам также глубоко возмущало современников, поэт совсем не был рыцарем по отношению к слабому полу. Тем не менее, наследство, которое оставил нам Лермонтов, вызывает глубокое уважение. Несмотря на особенности своего характера, он был гениальным поэтом и прозаиком, гордостью России.
Невозможно описывать характер Лермонтова, не говоря о том, что в нем уживались разные черты характера. А именно, жестокость с добротой, раздражительность с романтичностью. К тому же, Лермонтов как личность имел склонность к саморазрушению с чувством собственного превосходства . Раскусить писателя было сложно, поэтому чаще, говоря о нем, люди употребляли слова «сложная натура». Знакомые М. Ю. Лермонтова подмечали его привычку насмехаться над другими. Высказывания его были порой оскорбительными, адресованными людям, которые таковых, по мнению большинства, не заслуживали. При этом данную особенность своего нрава М. Лермонтов не считал чем-то плохим, нуждающимся в искоренении. Михаил Лермонтов любил отпускать злые шутки и был не против того, чтобы его товарищи отвечали ему тем же.
Внешне холодный и жесткий, внутри М. Лермонтов был ранимым, порой неспособным принимать вещи такими, какими они являлись. Своими переживаниями Михаил Юрьевич не делился даже с самыми близкими. Оставался он замкнутым, когда речь заходила о чем-то сокровенном и личном, даже в дни скорби по погибшему отцу, уход из жизни которого стал для писателя настоящим потрясением. Неравнодушным он был и к музыке, в свободное время великий литератор музицировал на фортепиано, виолончели, скрипке. Привлекала его и живопись и даже рукоделие. Любовь ко всему прекрасному сформировалась у него под влиянием талантливых учителей, которых для обучения Михаила Юрьевича его родители нанимали, когда тот еще был ребенком. Описание внешности М. Лермонтова На самом деле Михаил Юрьевич выглядел добрым человеком. Писатель был среднего роста, коренастого телосложения, большая голова. Мягкий и добры взгляд, в тоже время вдумчивый и пронзительный.
Как известно, каждому творцу — художнику, поэту, композитору всегда нужна муза, вдохновляющая, милая сердцу его и взору. И по большому счету женщинам-музам должны были ставить памятники рядом с монументами самим творцам. Ведь благодаря только их участию, которых поэты, писатели или художники боготворили, по ком страдали ночами, мечтая о встречах, и создано все то прекрасное, что они оставили после себя потомкам. Сегодня поговорим о женщинах-музах Михаила Лермонтова, подвигших поэта на создание его прекрасной любовной поэзии.
Екатерина Сушкова
Михаил с Екатериной познакомился в 1830 году в доме родственницы поэта Александры Верещагиной. Молодой 16-летний юноша сразу же проникся к девушке глубочайшим чувством любви. А та, обладая острым искрометным умом, была девицей язвительной и не упускала случая поиздеваться над ним.
«К Сушковой»
Вблизи тебя до этих пор
Я не слыхал в груди огня.
Встречал ли твой прелестный взор —
Не билось сердце у меня.
И что ж? — разлуки первый звук
Меня заставил трепетать;
Нет, нет, он не предвестник мук;
Я не люблю — зачем скрывать!
Однако же хоть день, хоть час
Еще желал бы здесь пробыть,
Чтоб блеском этих чудных глаз
Души тревоги усмирить.
(1830 г.)
К слову сказать, вела в то время Катенька в своем дневнике записи о всех своих интрижках, благодаря которым до наших дней и дошли весьма редкие сведения о поэте. Эти записи со временем переросли в мемуары, в которых содержалось много ценных сведений о Лермонтове. В 1870 году, когда Сушковой уже не было в живых, эти мемуары были опубликованы…
По описанию 18-летней столичной девицы, 16-летний поэт был мал ростом, невзрачен, коренаст и косолап, взгляд черных очей мрачен, но выразителен, нос вздернут, улыбка язвительно недобрая, а еще он был чрезмерно нервный и похожий на избалованного и злобного ребенка. И конечно же стройная, красивая, с прекрасным лицом, большими черными глазами и роскошными волосами девушка – уж точно не могла близко подпустить к себе столь нелепо выглядевшего юнца, пусть даже и без памяти в нее влюбленного. Екатерина и Михаил тесно общалась все лето 1830 года, а осенью поэт с разбитым сердцем исчез из ее жизни.
Повстречались они вновь в 1834-м в Петербурге. На то время в жизни обоих произошли большие изменения. Лермонтов был в звании офицера лейб-гвардии Гусарского полка, а Сушкова, имея закрепившуюся за ней репутацию легкомысленной кокетки, готовилась выйти замуж за Алексея Лопухина — приятеля Михаила. Родители жениха противились этому браку как могли, но, казалось, ничего уже нельзя было изменить.
Однако Лермонтов решил избавить друга от необдуманного союза. И хотя от былых юношеских чувств в его сердце не осталось и следа, он решил приударить за девицей Сушковой, некогда отвергнувшей его. Ведя расчетливую игру, он с трепетом ухаживал за Екатериной. И теперь она без памяти была влюблена в поэта, а тот лишь тешил свое самолюбие, и смаковал месть за ее насмешливость в то время, когда он так её любил. Именно тогда это чувство он излил в так называемый «Сушковский цикл»: 11 стихотворений, посвященных Катеньке.
Безусловно эта интрижка расстроила свадьбу Екатерины с Алексеем Лопухиным, и поэт сразу же оставил ее: «Теперь я не пишу романов — я их делаю. — Итак вы видите, что я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство Сушковой заставило меня пролить пять лет назад…Но мы все-таки ещё не рассчитались: она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки».
Спустя несколько лет после разрыва с поэтом, Екатерина выскочила замуж за дипломата А. В. Хвостова и длительное время жила в Европе.
Наталья Иванова
В конце 1830 года поэт знакомится с Натальей Федоровной Ивановой, ставшей его печальной любовью, при том настолько, что вызывала она у поэта «не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорблённой гордости».
В 17 лет девушка стала предметом увлечения 16-летнего Михаила, посвятившего ей «ивановский цикл» ( 1830—1832), состоящий из 40 юношеских стихотворений, буквально пронзенных чувством горечи и обиды.
«Н. Ф. И…..вой»
Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье;
Счастливцы, мнил я, не поймут
Того, что сам не разберу я,
И черных дум не унесут
Ни радость дружеских минут,
Ни страстный пламень поцелуя.
Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Чтобы, прочтя сии листы,
Меня бы примирила ты
С людьми и с буйными страстями;
Но взор спокойный, чистый твой
В меня вперился изумленный,
Ты покачала головой,
Сказав, что болен разум мой,
Желаньем вздорным ослепленный.
Я, веруя твоим словам,
Глубоко в сердце погрузился,
Однако же нашел я там,
Что ум мой не по пустякам
К чему-то тайному стремился,
К тому, чего даны в залог
С толпою звезд ночные своды,
К тому, что обещал нам бог
И что б уразуметь я мог
Через мышления и годы.
Но пылкий, но суровый нрав
Меня грызет от колыбели…
И, в жизни зло лишь испытав,
Умру я, сердцем не познав
Печальных дум печальной цели.
Он повстречал Наталью, будучи в гостях у родственников. Как только увидел ее, юное сердце стало биться быстрее: настолько она была хороша и очаровательна. Да и девушка вначале отнеслась к юноше с интересом, а позже Лермонтов натолкнулся на непонимание и холодность. Их только зародившиеся отношения закончились, так и не начавшись. Описывая позже портрет Натальи, Лермонтов называет её «бесчувственным, холодным божеством».
А все дело было в том, что в Наталью был влюблен Николай Обресков,
человек с запятнанным прошлым, лишенный дворянского звания, но твердо знавший о том чего хочет от жизни. При этом обладал приятной внешностью и большим самомнением. Вероятнее всего, именно его решительность покорила Наталью, и она выбрала его. А юный Лермонтов остался страдать в одиночестве, долгое время не имея сил забыть ее.
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!
Лишь значительно позднее исследователи установили, что таинственная возлюбленная – Н. Иванова. Молодой поэт познакомился с ней в 1830 г. и быстро влюбился. Неизвестно, как девушка ответила на его чувства, но Лермонтов, вероятно, считал, что может надеяться на взаимность. Встречаясь с Ивановой только на балах, поэт постепенно понял, что был одним из многочисленных поклонников ветреной красавицы.
Варвара Лопухина
Но самые искренние и трепетные, нежные и глубокие чувства Лермонтов пережил в отношениях с Варварой Лопухиной, сестрой Алексея Лопухина. Она была «натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная; нравилась многим: тонкие черты лица, большие задумчивые глаза, в омуте которых можно было утонуть…». Именно этот милый сердцу образ навсегда стал для поэта эталоном красоты.
Они познакомились в подростковом возрасте, когда обоим было по четырнадцать лет. Сразу же испытав дружескую привязанность и детскую влюбленность, они пережили и страсть, и неприязнь, и ревность. Спустя годы, все это переросло в зрелое чувство, в котором они друг другу так и не успели признаться. Настоящая любовь была обоими осознана не сразу.
Вполне вероятно, что именно разгульный образ жизни, постоянно влюбляющегося Михаила и попадающего в любовные интрижки, и привела Варвару Лопухину совершенно с другим мужчиной к алтарю, у которого стояла необычайно грустная рука об руку, с тем другим, говоря «да». Так, повинуясь судьбе и воле родителей, Варенька, вышла замуж за богатого помещика Николая Федоровича Бахметева, при этом сгорая от любви к Лермонтову.
«К Л.- (У ног других не забывал…)»
У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней;
Так память, демон-властелин,
Все будит старину,
И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!
Принадлежишь другому ты,
Забыт певец тобой;
С тех пор влекут меня мечты
Прочь от земли родной;
Корабль умчит меня от ней
В безвестную страну,
И повторит волна морей:
Люблю, люблю одну!
И не узнает шумный свет,
Кто нежно так любим,
Как я страдал и сколько лет
Я памятью томим;
И где бы я ни стал искать
Былую тишину,
Все сердце будет мне шептать:
Люблю, люблю одну!
(Михаил Лермонтов, 1831)
А Михаил, погрязший в вихре утех и развлечений, вначале и не понял, что потерял свою любовь навсегда. А когда опомнился, то никак не мог смириться с тем, что его Варенька дала обет верности другому, что она вдруг стала Варварой Бахметевой.
Это случилось в 1835 году. И вполне вероятно, что на решение Вареньки выйти замуж за Бахметьева, который был значительно старше, повлияли дошедшие в Москву слухи о том, что Михаил открыто ухлестывает за Сушковой. Поэт очень страдал, когда узнал об этом известии. Вот так, пока он тешился своей местью в Питере, в Москве потерял самое дорогое, что было смыслом его жизни.
Нежность, чистота и искренность юношеской любви зачастую остается в памяти как светлое воспоминание. А иногда бывает так, что проходя через испытания, страстью и ревностью, преображается в «жизненный луч-путеводитель». Именно так воспринимал свою любовь к Варваре Лопухиной поэт.
Последующие годы Лермонтов и Лопухина по-прежнему любили друг друга, хотя не виделись и мало знали друг о друге. Как то в гостях поэт встретил маленькую дочку Вареньки, он долго играл с ней, а потом, выйдя в другую комнату, горько плакал… Трепетные чувства, которые Лермонтов испытывал к Варваре Лопухиной, сохранились практически до самых последних его дней. Они и нашли отражение во многих произведениях поэта.
А после его трагической гибели, Варенька, убитая горем, не имела даже возможности открыто выразить свои горькие чувства. Смерть поэта была для нее сильным потрясением, от которого она не смогла оправиться. Всего на десять лет пережила своего возлюбленного Варвара Бахметьева, на протяжении которых престарелый муж невыносимо ревновал ее даже к памяти погибшего поэта.
Была ещё одна любовь в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Это Щербатова Мария Алексеевна, княгиня, в первом браке за князем М. А. Щербатовым, во втором за И. С. Лутковским. Поэт был увлечен ею в 1839-1840гг. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. Она высоко ценила его поэзию. В феврале 1840 года, Щербатова явилась одной из причин дуэли между Лермонтовым и с сыном французского посла де Барантом.
Екатерина Григорьевна Быховец
Последней музой в жизни поэта была Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя его родственница. Екатерина точно знала, что тот вовсе влюблен не в нее, а в ее облик, так похожий на милое его сердцу сходство с Варенькой Лопухиной. Она искренне жалела его и была ему предана. А он даже в своих посвящениях ей честно признавался, что в «ее чертах он пытается найти черты любимой», и что так пылко любит не ее.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Однако поэту необходим был мудрый советчик и терпеливый слушатель. Эту роль и взяла на себя Екатерина Григорьевна. Именно ей приходилось не однократно выслушивать рассказы поэта о былой любви к Лопухиной. Личностные же отношения между Быховец и Лермонтовым были далеки от любовных. Но только с ней Лермонтов мог быть настоящим и искренним. И именно она, Екатерина, была с ним в день его смерти.
В свои 27 лет Лермонтов, уже «перегорев ото всех пережитых его ранимой душой страданий», решил испытать судьбу. Он не боялся погибнуть, казалось, смерть была для него даже желанна.
…С собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и
горьких сожалений.
Приглашаем проверить свои знания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, ответив на вопросы литературной викторины:
В завершении предлагаем послушать песни и романсы на стихи Михаила Лермонтова:
Уважаемые посетители блога, напоминаем, что книги с произведениями Михаила Лермонтова, его биографией находятся в библиотеках Ростовской-на-Дону ЦБС, в частности в БИЦ имени И.С. Тургенева. Вы можете взять их на дом для ознакомления.
Материал подготовила: библиотекарь Александра Мокина
Размещение на блоге: библиотекарь Александра Мокина