Путешествие в историю «Все любят Цирк!»

(к 65-летию Ростовского государственного цирка)

Наш цирк уникален, такое здание – единственное в России, оно является объектом культурного наследия.

Фото с сайта https://privet-rostov.ru/gorod/69223-den-rozhdenija-rostovskogo-cirka.html

На сегодняшний день Ростовский цирк является крупнейшим в регионе федеральным учреждением культуры входящий в состав компании Росгосцирк.  Где, сохраняя богатые традиции прошлого, представляют зрителям лучшие программы современного Российского цирка.

История

Цирковое искусство в Ростове берет свое начало со второй четверти 19 века. Первый балаган для выступлений бродячих артистов появился в Ростове на площади перед тогда еще деревянным Рождественским собором в начале 1830-х гг. И уже в 1838 году был открыт первый деревянный летний театр-балаган, принадлежавший ростовскому купцу, городскому голове Александру Садомцеву (1827-1835). Находился он на территории Городского сада (ныне парк Горького).

В 1880 году на его месте было сооружено первое деревянное стационарное здание цирка в Ростове – «Круглый театр». Который пользовался популярностью у горожан. Также, каждое лето в Ростове гастролировали цирки шапито.  Они давали представления у Старого базара (Центральный рынок), на Покровской площади (ныне Покровский сквер напротив Музыкального театра), на Ярмарочной площади (на углу нынешних Буденновского проспекта и улицы Текучева), в Городском саду за театром Гайрабетова (примерно на месте шахматного павильона в парке Горького), в летнем саду Коммерческого клуба (ныне парк им. 1 Мая) и на пустыре на улице Скобелевской (ныне Красноармейской, примерно за зданием нынешней гостиницы «Ростов»), на тюремной площади, находившейся на окраине города, за которой уже раскидывалась степь. Также на границе между Ростовом и Нахичеванью цирк устанавливался на время ярмарочных гуляний.

Фото с сайта https://privet-rostov.ru/gorod/69223-den-rozhdenija-rostovskogo-cirka.html

После революции цирки страны были национализированы. Первым Ростовским государственным цирком в 1922 году стало полустационарное здание, построенное борцом Климентием Булем, и располагалось оно на месте нынешнего отеля «Дон Плаза». Так как цирк работал только в теплое время года, в 1930 году был создан Ростовский-на-Дону государственный цирк-мюзик-холл, который разместился в бывшем здании театра имени Луначарского по адресу Энгельса, 53 (ныне Б. Садовая). Режиссером-конферансье был легендарный актер, юморист, автор комедийных сценок Михаил Наумович Гаркави (1897-1964), один из самых известных советских конферансье. Именно он стал первым Дедом Морозом, сыграв эту роль на детской новогодней елке, прошедшей в 1936 году в Москве, в Доме Союзов.

Фото с сайта https://privet-rostov.ru/gorod/69223-den-rozhdenija-rostovskogo-cirka.html

С 1939 по 1941 года Ростовский государственный цирк шапито располагался на площади за нынешней гостиницей «Маринс парк отель». Именно в этом цирке в 40-ом году был создан конноспортивный аттракцион «Ансамбль донских казаков» под руководством народного артиста РСФСР Михаила Туганова. Артисты которого в первые дни войны ушли добровольцами на фронт, героически сражаясь, закончили войну в Берлине, где приняли участие в первом концерте Победы 2 мая 1945 года на ступенях поверженного рейхстага вместе со знаменитой певицей Лидией Руслановой.

После освобождения Ростова с февраля 1943 года по 1957 год ростовчане могли посещать цирковые представления только в летнее время. Цирк располагался на площадке в саду «Арс» (территория бывшей усадьбы доктора Г.И. Ткачева, ныне Большая Садовая ул., за современным зданием Дворца творчества детей и молодежи). Под куполом шапито давали спектакли лучшие коллективы советского цирка.

В августе 1957 года Ростовский государственный цирк переехал в новое здание зимнего стационара на проспекте Буденновском, 45. Так была открыта новая страница славной истории Ростовского цирка. Глядя на его могучую колоннаду, скорее скажешь, что это театр, но не цирк. И только барельеф на фронтоне и две характерные фигуры по бокам от главного входа указывают на его причастность к цирковому искусству. 

Но главное отличие нового цирка – его зрительный зал. При входе в него вас охватывает ощущение большого масштаба. Сколько труда и творческой сметки потребовалось от строителей и инженеров, чтобы в три оставшиеся от старого цирка стены вписать правильный круг диаметром тридцать два с половиной метра и манежем тринадцать метров в диаметре.

Фото с сайта http://rslovar.com/content/

На высоте восемнадцати метров этот круг перекрывает легкий, будто не на что не опирающийся сферический купол. Но это лишь кажется. Тонкостенная железобетонная оболочка купола покоится на двадцати четырех облицованных мрамором мощных колоннах, основание которых уходит под землю на четыре с половиной метра. И больше ни одной точки опоры.

В практике строительства Ростовского государственного цирка еще не было случая постройки подобного свода двойной кривизны из монолитного железобетона. В центре купола впервые в стране смонтирована уникальная колосниковая решетка. Каждый из 152 ее колосников в состоянии выдержать груз в 250 килограммов. А это позволяет подвешивать воздушную аппаратуру для любых номеров программы.

Много труда отняли работы по устранению эха. На обтяжку купола пошло 1200 метров поплина. Зато неожиданно для самих строителей оказалось, что чистота звучания значительно улучшилась. Теперь, даже вполголоса сказанное на манеже слово отчетливо слышно в любом месте зрительного зала.

Стоит сказать несколько слов и о так называемой «гребенке» амфитеатра, на которой монтируются яруса кресел. Инженер Н.Т. Кейда предложил и здесь использовать монолитный железобетон. В результате получилась огромная железобетонная чаша с толщиною стенок в 12 сантиметров. Внешняя сторона ее стала стеною фойе, а внутренняя – основанием амфитеатра.

Закулисная часть нового цирка – пятиэтажное здание, равное по объему 80-и квартирному дому. Здесь же расположены музей, гримуборные, большой репетиционный зал, столовая, комната отдыха, душевые, медпункт. Здесь же электрическая подстанция.

Фото с сайта https://privet-rostov.ru/gorod/69223-den-rozhdenija-rostovskogo-cirka.html

Не забыты и четвероногие помощники артистов – животные. Проектировщики и строители предусмотрели для них пять больших боксов.

Горельефная композиция на тимпане фронтона и скульптуры на фасаде изображают начало циркового представления с участием конной группы».

Фото с сайта http://rslovar.com/content/

В Ростовском цирке работали такие известные режиссеры как В. Вольный, Е.М. Рябчуков. В 1961г. режиссером Е. Рябчуковым выпущена пантомима «Пароход идет «Анюта», по сути, театрально-цирковой спектакль, отработавший по циркам страны 1800 представлений.

Ранее в цирках создалась новая форма спортивного зрелища — «Чемпионат французской борьбы». На манежах цирков выступило первое поколение атлетов, таких как Янковский (Урсус), Лурих, Збышко-Цыганевич, итальянец Семипапий. Чуть позже в Ростовском цирке начинали делать свою карьеру Григорий Кащеев, «Великан Проня», ростовчанине Ф. Михайлов, И. Шемякин, Абасов, И. Заикин. И в это время загорается самая яркая звезда борьбы – И.М. Поддубный.

Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/

На манеже Ростовского цирка не раз блистали имена цирковых артистов: Дуровых, Запашных, Кио, Филатовых, Волжанских, Корниловых, Буслаевых, Карандаша, Олега Попова, Владимира Довейко, Тамерлана Нугзарова, Юрия Мерденова, Вячеслава Черниевского и многих других мастеров государственного цирка.

В Ростовском цирке режиссером-педагогом, Заслуженным деятелем искусств РФ, Владиленом Левшиным было создано более 40 цирковых номеров, многие из которых стали лауреатами российских и международных фестивалей и конкурсов циркового искусства.

Владилен и Рахима Левшины. Фото с сайта http://rslovar.com/content/

Владилена Левшина знают во всём цирковом мире, его называли академиком цирка, «королём воздуха», потому что многие его номера, созданные в жанре воздушной гимнастики, были так хороши, артистичны, насыщенны и сложны в трюковом исполнении, что их до сих пор не решаются повторять современные артисты. «Балетом в воздухе» называли его работы. Один из любителей циркового мастерства «детский доктор мира» Леонид Михайлович Рошаль, увидев номер под куполом, созданный Владиленом Ивановичем, в исполнении легендарных братьев Пантелеенко под названием «Гимн Солнцу», сделал в книге отзывов восхищённую и благодарную запись: «И станет трюк мыслью!».

«Спартак», «Кармен», «Поэма о любви», «Испанская сюита», «Восточная элегия», «Любовь шамана» — эти названия постановок российских цирковых артистов, возглавляемых Владиленом Левшиным, до сих пор помнят и наши и зарубежные зрители.

Звезда Левшина на Ворошиловском проспекте в Ростове-на-Дону. Фото с сайта http://rslovar.com/content/

В небольшом репетиционном гимнастическом зале ростовского цирка рождались неповторимые трюки, конструировалось новейшее оборудование, сочинялись захватывающие сценарии, творилась история.

Предлагаем посмотреть мир закулисья Ростовского цирка

Вести. Дон / Ростовский Цирк (2017)

В настоящее время Ростовский цирк обладает мощным творческим потенциалом, здесь ищут и готовят молодые артистические кадры, пишут новую музыку, ставят уникальные трюки для воздушных цирковых номеров.

Кадр из шоу «Тотем». Фото с сайта https://www.circus-rostov.ru/istorija-tsirka.html

Ростовскому цирку по плечу решение самых сложных творческих задач, он живет и работает на подъем Российского циркового искусства.

Жизнь и творчество многих выдающихся артистов и династий российского цирка связана с Ростовом: Филатовы, Корниловы, Безано, Кук, Кантемировы, Буслаевы, Артемьевы, Язловские, Ростовцевы и другие.

Предлагаем расширить свои знания о истории и архитектуре нашего города. Представленные книги можно взять в муниципальных библиотеках Ростова-на-Дону.

Материал подготовила: ведущий библиотекарь Олейник Е.Н.

Размещение на блоге: ведущий библиотекарь Олейник Е.Н.