Гостиная (к 95-летию со дня рождения актрисы)
В 2000 году в Кембридже определялись лучшие актрисы тысячелетия. Кларе Лучко прислали сертификат «Женщина тысячелетия», где было написано: «Отнеситесь серьёзно, потому что следующее награждение состоится лишь через 1000 лет».
Красивая, талантливая Клара Лучко прожила долгую и счастливую жизнь. Удачна была ее артистическая карьера, ей посчастливилось работать с лучшими режиссерами того времени — С. Герасимовым, И. Пырьевым, В. Пудовкиным.
Особенно полюбилась зрителям роль Клары Лучко в фильме про цыгана Будулая, по роману Анатолия Калинина “Цыган”.
Именно тогда Клара Степановна завоевала огромную популярность и целую армию поклонников.
По сценарию главной героине было 40 лет, а возраст Лучко уже приближался к 60-ти, но это не остановило авторов фильма. И они оказались правы. Актриса настолько ярко, естественно исполнила роль Клавдии, что вряд ли кто-то из зрителей догадался о её возрасте.
Вашему вниманию отрывок из фильма “Цыган “.
Клара Степановна Лучко родилась 1 июля 1925 г. на Украине в селе Чутово.
Отец Клары, Степан Григорьевич был родом из села Лучки (отсюда и фамилия — Лучко), человек мягкий и интеллигентный от природы, работал директором совхоза села Яковцы под Полтавой. Мама, Анна Ивановна, трудолюбивая, умная, волевая женщина, председательствовала в колхозе другого района. По воспоминаниям самой Клары Лучко, у матери был прекрасный голос: в молодости она участвовала в самодеятельности и пела в церкви.
Клара росла робкой и замкнутой девочкой. К тому же из-за высокого роста и нескладной фигуры в школе её дразнили «жирафой».
В 6-м классе Клара влюбилась в красавца-девятиклассника. Для того чтобы привлечь его внимание, она даже прыгнула с парашютом с вышки, но на парня это впечатления не произвело. «Зато благодаря такому поступку я испытала огромное наслаждение от полёта», — признавалась Клара Степановна.
В 1941 году Клара Лучко закончила седьмой класс, а меньше месяца спустя грянула Великая Отечественная война. Семью Лучко эвакуировали в Казахстан. Здесь, в городе Джамбуле Клара закончила десятилетку. Надо было определяться с профессией.
Клара с детства была безумно влюблена в кино. В школе она занималась в театральном кружке и мечтала в будущем стать актрисой, такой, как её кумир Тамара Макарова. Из газеты Клара узнала, что Сергей Апполинариевич Герасимов набирает в Алма-Ате актёрский класс.
Родители Клары были категорически против выбора такой профессии. Им хотелось, чтобы дочь стала врачом или юристом. Но тихая и послушная Клара, вдруг с твёрдостью заявила, что обязательно будет актрисой, и родителям пришлось смириться.
Несмотря на большой конкурс, Клара с успехом сдала экзамены и была принята во ВГИК, в мастерскую В. Бибикова и О. Пыжовой. Вскоре ВГИКу разрешили вернуться в Москву, и Клара продолжила там обучение на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Долгое время Клара Лучко не могла по-настоящему раскрыться. Она не числилась ни среди «одарённых», ни среди «талантливых». Но педагоги верили в ученицу. Тамара Фёдоровна как-то сравнила Клару Лучко с петунией.
Клара Степановна вспоминала: «Рядом со ВГИКом была клумба, и я попросила показать эту неизвестную мне петунию. И вижу — чахлый, засохший, несчастный бледно-сиреневый граммофончик, который пробивается из растрескавшейся земли. Я поняла, что мой педагог говорила о моём характере…».
Клару Лучко, как актрису, уже в годы учёбы стали привлекать сложные, психологические характеры. И впоследствии ей немало довелось играть именно такие роли.
Диплом Клара получила с такой рекомендацией: «Лучко-тургеневская героиня, ей подойдут лирические классические роли…»
Свою первую роль в кино Лучко сыграла на четвёртом курсе — в фильме «Три встречи» она исполнила роль геолога Бэлы. Дипломным спектаклем Лучко стала «Молодая гвардия» А. Фадеева, в котором она сыграла Ульяну Громову. Сыграла настолько ярко и талантливо, что заработала оценку «отлично». Причём поставил ей эту оценку Сергей Герасимов, который в том же году взялся за постановку художественного фильма по этому произведению. На главные роли он взял студентов своего курса, которые участвовали в дипломном спектакле. Естественно, рассчитывала на своё участие в этой постановке и Лучко. И действительно, Герасимов взял её, но не на главную роль — Ульяны Громовой, а на эпизодическую — тётушки Марины.
После окончания ВГИКа Клару Лучко пригласили работать в Театр киноактёра. Её заметил режиссер Пырьев и пригласил её на кинопробы на роль молодой колхозницы Даши Шелест. Пробы были удачными, и Лучко утвердили на роль. Эту весть сообщил молодой актрисе знаменитый режиссёр Александр Довженко, добавив: «Поздравляю и желаю успеха. Вы будете много и успешно сниматься в кино». Он оказался прав. Популярность свалилась на неё в 1950 году, после выхода на экраны фильма «Кубанские казаки», за участие в котором она получила Сталинскую премию второй степени.
Замуж Клара Лучко вышла за партнёра по съёмочной площадке — актёра Сергея Владимировича Лукьянова (супруг был старше избранницы на 16 лет), который в «Кубанских казаках» сыграл роль Гордея Гордеевича Ворона.
Рассказывают, что когда он впервые увидел в гримёрке Клару Лучко, он воскликнул: «Я пропал!». В 1957 году у пары родилась дочь Оксана.
Сергей без памяти любил Клару. Однажды на гастролях в Англии весь гонорар он потратил на дорогое платье из брюссельского кружева и серебряные туфельки, чем привёл в изумление всю труппу театра. Клара, в свою очередь, не замечала никого, кроме Сергея.
После «Кубанских казаков» Клара Лучко стала очень востребованной в кино. В 1952 году она вместе со своим мужем Сергеем Лукьяновым снялась в фильме Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова».
Именно с этим фильмом актриса поехала на Каннский кинофестиваль, где произвела настоящий фурор. По поводу её румянца журналисты даже заключили пари — естественный он или результат макияжа. А великие Пабло Пикассо и Фернан Леже были в восторге от удивительной красавицы, «похожей на свежую розу».
В 1955 году режиссёр Ян Фрид пригласил Клару Лучко на главную роль в картину «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Уильяма Шекспира.
Лучко прекрасно сыграла сразу три роли (!) – Виолу, её брата близнеца Себастьяна и Цезарио. Перед Лучко стояла непростая задача. У всего мира в памяти ещё была «Двенадцатая ночь» с великой Вивьен Ли. Но Лучко не побоялась и взялась за роли с огромным энтузиазмом. Отказавшись от дублёров, она упорно училась фехтованию и верховой езде. Роли в «Двенадцатой ночи» были буквально выстраданы актрисой.
Предлагаю Вашему вниманию отрывок из фильма “Двенадцатая ночь”.
После окончания съёмок Клара Лучко вместе с картиной отправилась на Эдинбургский фестиваль. На родине Шекспира её ждал огромный успех. Казалось, всё складывалось так, как должно быть в улыбчивой актёрской судьбе. Она уверенно ступила на путь «звезды».
Но Клару Лучко постигла личная трагедия. 1 марта 1965 года в возрасте 54 лет от инфаркта умер муж. Одиночество. Тревога за маленькую дочь. Неопределённость в делах актёрских. После блестящего успеха в кино наступил момент безвременья. Но Лучко не отчаивалась. Она по-прежнему настойчиво продолжала работу в Театре киноактёра, откликалась на любые предложения в кино. У неё было любимое выражение: «Завтра будет новый день».
Постепенно Клара Лучко вернула утраченные позиции в кинематографе. В 70-е годы она с успехом снялась в комедиях «Опекун», исторической драме «Гнев» и других картинах.
«Я не сыграла многого из того, что хотела бы сыграть, — вспоминала Лучко. — У меня не было ни мужа-кинорежиссёра, не было никакой протекции в кино. Тем не менее у меня более 60 ролей».
Всё образовалось и в личной жизни. В 1969 году Клара Лучко встретила своего второго мужа – известного писателя и журналиста Дмитрия Фёдоровича Мамлеева.
“…Я трусливая. Боюсь поздно заходить в подъезд, открывая дверь, боюсь, что из темноты кто-то выскочит и стукнет меня по голове. Одна идти домой ночью боюсь. Бываю очень нерешительной в простых вещах… У меня нет ощущения, что я особенно удачливая. Просто, когда у меня наступают трудные времена, я напрягаю все силы, чтобы переменить ситуацию. В момент опасности я не паникую, а делаюсь спокойной, собранной, принимаю быстрое решение. Эта черта, вероятно, залог моего успеха в жизни».
Клара Степановна предпочитала активный образ жизни: она любила спорт, отдых на природе, на садовом участке выращивала лилии. Любила произведения русских и зарубежных классиков. Всегда с удовольствием смотрела старые советские кинокартины.
О своей жизни она написала книгу «Виновата ли я» (2002), которая завоевала признание читателей.
Каждый день Лучко был расписан по минутам. Лучко всегда была энергичная и подтянутая, до последнего дня работала и чувствовала себя отлично. 1 июля 2005 года Лучко готовилась отметить свой 80-летний юбилей.
Субботним утром 26 марта 2005 года началось как обычно. Актриса готовила завтрак. Накрыв на стол, позвала мужа — и неожиданно потеряла сознание. Смерть наступила мгновенно, в результате оторвавшегося тромба.
Клару Степановну похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Незадолго до смерти она закончила съёмки в фильме Юлия Гусмана «Парк советского периода, своеобразном ремейке «Кубанских казаков». Правда, роль озвучить не успела. «Другая актриса не будет озвучивать роль Лучко, — категорически заявил режиссёр.- Сейчас технически возможно сделать так, чтобы в фильме прозвучал голос именно этой великой актрисы».
По словам её партнера по фильму «Кубанские казаки» актёра Владлена Давыдова, “она была женщиной с сияющими глазами”.
Клара Лучко — народная артистка СССР (1985).Её жизнь — подтверждение, что есть на свете красота, благородство, достоинство».
В завершение гостиной предлагаю Вашему вниманию документальный фильм — портрет «Клара» о Кларе Лучко.
26 сентября 2008 года в Краснодаре в районе улиц Постовой и Октябрьской у гостиницы «Платан» появился памятник актрисе Кларе Лучко. Это дань памяти и всенародного признания артистки на кубанской земле.
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/jo-ann/post388401081/