Виртуальная экскурсия
Сегодня мы поговорим об одном из самых древних и «народных» искусств – о цирке.
У древних римлян словом «цирк» от (circus,-круг ) называлось открытое сооружение, соответствующее современному ипподрому. Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк (Circus Maximus) в столице. Римский цирк имел очень мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и гонок колесниц, а впоследствии и некоторых других, обычно, впрочем, устраивавшихся не в цирках, а в амфитеатрах: единоборства гладиаторов и травли зверей .
После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Получившие в Средние века значительное развитие театральных представлений окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения. Можно сказать, что прототипами цирковыми представлениями были выступления бродячих трупп акробатов, фокусников и персонажи «народных комедий». Российский Петрушка, английский Панч, итальянский Пульчинелло, французский Полишинель развлекали публику на праздниках и ярмарках.
Современные цирки, конечно, отличаются от своих предшественников, но они продолжают дарить своей публике радость. Вот некоторые из них:
Cirque du Soleil
Канадский «Цирк Солнца» (Cirque du
Soleil) на сегодня – самая мощная в мире, динамично развивающаяся цирковая
корпорация. География её деятельности простирается на пять континентов. Cirque
du Soleil – самая могущественная в мире империя развлечений, ориентированная на
цирк.
Цирк Солнца располагает самым современным креативным Центром в Монреале, а также разветвлённой сетью административных офисов в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме, Сингапуре, Гонконге и Лас-Вегасе.
Про
цирк Солнца говорят, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство Его достижения награждены ведущими премиями
циркового мира, а запись одного из их шоу — ещё и телепремией «Эмми».
Все проекты «Цирка Солнца» — это синтез восточных и западных стилей циркового
искусства, немыслимая пластика гимнастов, головокружительные трюки, феерические
спецэффекты и живая музыка. Это фантастические представления с невероятным
сочетанием музыки, света и, конечно, мастерства артистов, которое находится на
грани человеческих возможностей.
«Райское шоу из Поднебесной»
Звание одного из самых самобытных цирков по праву принадлежит Китайскому государственному цирку. Вряд ли где-нибудь еще с такой определенностью проявляется традиционность, как в мастерстве артистов китайского цирка. Костюм, грим, аксессуары, порядок распределения трюков в номере, за всем этим явственно ощущается своеобразие национальной культуры зрелища. Своеобразие, выработанное и отшлифованное творчеством многих поколений.. Декорации в нем расставляются согласно законам фен-шуй. В нем нет дрессировщиков и животных, а звездная труппа включает лучших в мире акробатов, гимнастов, эквилибристов, жонглеров. Причем возраст артистов, в основном, не превышает 25 лет. Кстати, некоторые из них — мастера из легендарного монастыря Шаолинь, а так же прославленные спортсмены-акробаты, завоевавшие многочисленные призы и награды на различных соревнованиях как внутри Китая, так и за его пределами.
Этот цирк из провинции Чжэцзян — обладатель Золотой премии международного акробатического фестиваля во Франции (2004), Президентской и Золотой премии в Италии (2005).
Цирк Джима Роуза
Цирк
Джима Роуза открывает зрителю мир невероятных чудес, созданных удивительными и
странными существами. «Когда я глотаю бритвы, электролампы и бутылки,
пропускаю через себя электрический ток и протыкаю тело булавками, я нахожусь на
седьмом небе», — заявил однажды лидер труппы Джим Роуз. Его цирк шокирует
одних, вызывает ужас и отвращение у других, но нужно признать, что никто другой
не исследует темную сторону человеческой природы так честно и с таким
весельем.
Шоу
Роуза не для слабонервных. Все панки без ума от него, а вот неподготовленных
зрителей частенько выносят из зала в полуобморочном состоянии. Король пыток, прибивающий собственные ступни
гвоздями к полу и Бебе-королева, запросто поднимающаяся по лестнице из
острейших мечей, борцы, с хрустом выворачивающие друг другу суставы и бородатые
женщины-сумоистки, от шагов которых содрогается арена. Мистер Нож жонглирует
ревущими бензопилами, а Человек-загадка, испещренный татуировками и отрастивший
рога, жует и глотает стаканы.
Circus Big Apple
Известный американский цирк «Большое яблоко», созданный жонглерами Полем Биндером и Майклом Кристенсеном, недавно отметил юбилей. Уже двадцать пять лет он радует своих поклонников вполне традиционными и очень качественными спектаклями.. В труппе – лучшие артисты со всего мира и очень много русских. Репутация цирка «не такого, как все» закрепилась за ним из-за участия в рекордном количестве благотворительных акций. «Большое яблоко» принципиально не ставит перед собой цели быть прибыльным – Circus Big Apple никогда не поднимает цену выше 70 долларов. В начале 80-х годов прошлого века директор цирка Майкл Кристенсен придумал «Скорую помощь клоунов». Ее сотрудники бесплатно посещали больных детей. Медики заметили, что после визита артистов эффективность лечения здорово возрастала. Циркачи из «Большого яблока» вообще видят свою миссию несколько шире, чем их коллеги. «Поход в цирк сродни профилактической прививке. Но не против гриппа, а против скуки, стереотипов и стрессов.
Цирк в России
Искусство цирка в современном понимании пришло в Россию в XVII веке. Бродячие иностранные артисты демонстрировали чудеса эквилибристики, показывали ловкие трюки и веселили народ. В XVIII веке труппы стали собирать и русские умельцы, а уже через сто лет на территории страны появились стационарные цирки.
Основателями первого такого цирка в России были братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины. Дети крепостного крестьянина с раннего детства, сами того не ведая, погружались в цирковое искусство: когда их отец получил вольную, он взял сыновей в путешествие по Поволжью, зарабатывая на жизнь жонглерством и музыкальными представлениями. Каждый из детей выполнял свою роль. Аким был главным комедийным персонажем, выступал как клоун и играл на разных музыкальных инструментах. Петр удивлял зрителей физической силой и ловкостью, а самый старший, Дмитрий, был балагуром-ведущим.
В конце концов их «гастроли» остановились в Пензе, где в 1873 году открыли первый стационарный цирк в России — «Ледяной дворец». На берегу реки Суры разложили сваи, на которых были установлены скрепленные льдом шесты. Нехитрую конструкцию обтянули навесом — и первый цирк в истории России был готов. Однако каждый приход весны заставлял циркачей сворачивать свою деятельность.
Уже через три года братья открыли цирк в Саратове. Здание для цирка они выкупили у местного предпринимателя Эммануэля Баранека — и оно просуществовало практически до конца 1928 года. На арене выступали исключительно русские артисты, что было важным условием братьев Никитиных.
Московский цирк на Цветном бульваре (цирк Никулина)
В 1880 году, это здание на Цветном бульваре построил для цирка Альберта Саламонского купец Данилов. Первый рубль, вырученный за билет, Саламонский вставил в рамку и повесил в кассе. Он не просто хранил цирк, но и помогал преумножать богатство его владельцев, развивать таланты и навыки работников.
Самые знаменитые артисты выступали на его манеже: Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Вильмямс Труцци, Сосины, жокеи Василий Соболевский и Герберт Кук, танцовщица Марта Сур, Акробаты Океанос, эквилибристки сестры Кох, Кио.
Здесь началась неувядаемая слава
Карандаша, выступал в старом цирке «солнечный клоун» Олег Попов. В
1946 году была создана студия клоунады. Много ее питомцев вышло в разные года
на манежи страны. Юрий Котов и Борис Романов. Леонид Куксо, Александр Попов, Сергей
Боуслаев. На московском манеже засияла звезда Леонида Енгибарова, который
называл себя учеником Чарли Чаплина. Он вдохновенно показывал людям свои,
похожие на сказки, мимические сценки. Его называли «клоуном с осенью в
сердце».
Но бесспорно, самыми знаменитыми клоунами,
которых московский цирк подарил свету, стали студийцы второго выпуска Юрий
Никулин и Михаил Шуйдин.
В 1983 году руководство цирком принял Народный артист СССР, знаменитый клоун и артист Юрий Никулин. 13 августа 1985 г. состоялось последнее представление в старом здании цирка. Это представление стало грандиозным запоминающимся событием для всех москвичей. После этого старое здание было сломано.
19 октября 1987 года была произведена закладка первого камня для строительства
нового здания, и туда же замурована капсула. А через несколько лет, 29 сентября
1989 г. состоялось открытие нового здания Старого Московского цирка программой
«Здравствуй, Старый цирк!»
В декабре 1996 г. после 75-летнего юбилея
Юрия Никулина цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на
Цветном бульваре». В августе 1997 г., после кончины Ю.В.Никулина,
Генеральным директором был избран его сын Максим Никулин.
Недалеко от цирка Никулина этому замечательному человеку был поставлен памятник. Скульптура представляет собой Юрия Никулина, стоящего возле своего авто. Этот автомобиль снимали в кинокомедии «Кавказская пленница», в сцене погони за Шуриком и его друзьями. Каждый, кто впервые проходит мимо памятника любимому клоуну страны, хотя бы на секунду задерживается и улыбается.
В новом здании цирка сейчас современное техническое оснащение, по-новому оборудованы административные кабинеты, гримерные, помещения для животных, словом, всю внутреннюю часть. Необыкновенно красивым стало новое зртительское фойе. Зрительный зал, лишь с небольшими изменениями, постарались воспроизвести также как он был до реконструкции. Сегодня Старый Московский цирк на Цветном бульваре по-прежнему готов принять более 2 000 человек.
Московский цирк на проспекте Вернадского
Артисты этот цирка выступают на пяти манежах: конном, водном, ледовом, световом, иллюзионном.
Каждое
шоу Большого Московского цирка уникально и радует чем-то необычным. Так, в
одном из спектаклей есть единственный в мире номер с дрессированными ежами.
Оказывается, эти маленькие «колючки» способны взлетать в воздух и
приземляться на воздушный шарик, пролезать сквозь перекладины забора, тащить
маленькую тележку с цветами.
Обязательно
нужно посетить цирк тем, кто любит номера с дрессированными животными.
Шимпанзе-пародисты, дрессированные голуби, медведи, северные лайки – ни дети,
ни взрослые не останутся равнодушными. Однако Цирк на проспекте Вернадского
славится не только этим. В каждом спектакле есть разнообразие жанров. У кого из
нас не захватывает дух при взгляде на канатоходцев или воздушных гимнастов,
грациозных наездниц, ловких эквилибристов! А над чудачествами клоунов весь зал
смеется в едином порыве
Ну и конечно же наш, знакомый и любимый
Ростовский государственный цирк
Цирк в Ростове-на-Дону, как и во многих других городах начинался с передвижных шапито. Первое стационарное здание — летний цирк борца Буля было построено в конце XIX века на Большой Садовой, возле Покровского базара. После этого были открыты летний цирк на ул. Скобелевской, ныне — Красноармейская (сейчас на его месте находится Политехнический техникум) и шапито во дворе нынешнего здания Дома Офицеров. Дольше всего просуществовал ещё один летний цирк на Большой Садовой, расположенный в бывшем кинотеатре «Арс», возле Дворца пионеров. Его закрыли уже после того, как появилось новое здание Ростовского цирка.
В XIX веке в центре Ростова находился большой участок земли, принадлежавший купцам Машонкиным и ограниченный Таганрогским (ныне — Будённовским) проспектом, Сенной улицей (ныне — ул. им. Максима Горького) и Почтовым переулком (пер. Островского). В конце девяностых годов на нём был построен деревянный цирк-театр, летний театр и кафе-шантан «Буфф». Здание цирка имело ряд недостатков, самым существенным из которых была высокая огнеопасность, повлекшая за собой запрет тогдашнему арендатору цирка М. Н. Злобину на установку в здании «парового котла для отопления и электрического освещения».
В начале XX века деревянное здание снесли, и на его месте 12 октября 1906 года был открыт Машонкинский театр, располагавшийся в каменном здании и вмещавший в себя до 1500 посетителей. В здании театра могли проводиться представления различных жанров, однако его чрезвычайно высокий потолок, необходимый для цирковых номеров, сильно ухудшал акустику и создавал проблемы для театральных поставок, а сцена не имела никаких механических приспособлений.
Несмотря на это, в 1920-х годах он был переименован в Большой театр и получил статус главного театра Ростова-на-Дону. Вскоре в новоиспечённый Большой театр переводят артистов театра имени Луначарского (бывшего Асмоловского театра), труппа которого к тому времени осталась «бездомной» из-за пожара, уничтожившего старое здание театра.
В 1931 году театр был реконструирован: опустили потолок, перемонтировали зрительный зал, механизировали сцену. Однако это мало улучшило условия работы в театре. 1 октября 1935 года завершилась работа труппы Большого театра в этом здании, и он переехал в новое здание, названное Театр имени Горького. После этого здание отдали Театру музыкальной комедии, а во время войны театр сгорел.
Решение о восстановлении цирка в Ростове было принято в ещё конце 1940-х годов, но открыли новое здание только 1 августа 1957 года.
Цирк был построен по проекту архитекторов Г. А. Петрова и А. В. Барулина. Здание рассчитано на 1490 мест и долгое время являлось самым большим цирком в Европе Наш цирк и сегодня гостеприимно открывает двери ценителям своего искусства.