Библиобеседа «Кумир былых времен»

В этом году отмечается 105-летний юбилей со дня рождения знаменитого русского актёра театра и кино Георгия Михайловича Вицина. Родился Георгий Вицин в Териоки — теперь это город Зеленогорск под Петербургом на Финском заливе.

Родители будущего актера никакого отношения к искусству не имели. Мама приехала из Пензы, а отец — из-под Владимира. Когда Георгию было восемь месяцев, родители увезли мальчика с собой в Москву. Мама устроилась работать билетером в Колонный зал Дома Союзов, и детство Вицина прошло за кулисами. Потом Вицин учился в 26-й московской школе-семилетке, где прекрасно занимался в драмкружке. После окончания школы Георгий Михайлович поступил в Театральное училище им. Щепкина, где проучился с 1934 по 1935 годы, но на втором курсе был оттуда отчислен с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу».

Фото с сайта https://kulturologia.ru

Вицин с 1936 года служил в Театре Ермоловой и с блеском играл в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя». На эту постановку публика валила валом, причем специально «на Вицина», узнавая в кассах, играет ли он, и только тогда покупая билеты.

Сам Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактер», считал он. Есть АКТЕР, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем.

Фото с сайта https://teatral-online.ru

В своем театральном опыте Вицин находил заготовки для многих киноролей. Старичок из пьесы Флетчера «Укрощение укротителя» превратится в сэра Эндрю из фильма Яна Фрида «Двенадцатая ночь».  Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира, эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившего специфику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули в передаче Би—би—си.

Фото с сайта https://www.kino-teatr.ru

О Вицине с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

Кинематографическая карьера Георгия Вицина началась с эпизодической роли опричника в фильме «Иван Грозный», и продолжилась ролью Гоголя в картине Козинцева «Белинский» в 1951 году.

Ассистентка режиссера, приехавшая с «Ленфильма» в Москву, отобрала из массы столичных актеров сразу нескольких, среди которых были известные актеры Владимир Кенигсон, Борис Смирнов и ряд других. Однако именно в Вицине ассистентка разглядела черты гоголевской натуры. Вицин сыграл эту роль настолько достоверно, что спустя несколько месяцев после съемок в этом фильме его пригласили для работы еще в одной картине, и вновь на роль Гоголя — в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка».

Фото с сайта https://www.kino-teatr.ru

Георгий Вицин снимался в разножанровых фильмах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях. Первой такой ролью стал обаятельный футболист Вася Веснушкин в фильме Семена Тимошенко «Запасный игрок», снятой в 1954 году.

Правда, позже режиссер сильно удивился, узнав, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37. «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40 лет, когда он с одинаковой убедительностью играл 70—летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17—летнего героя пьесы Розова «В добрый час!».

Предлагаем вспомнить роли знаменитого актера и соотнести с кадрами из фильмов.

Если затрудняетесь с выбором, нажимайте на значок «i» в правом углу картинки и вы узнаете какую роль играл актер на данном фото:

Перед съемками «Запасного игрока» Вицин месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы быть в спортивной форме. А на репетиции боксерского поединка всерьез атаковал Павла Кадочникова, профессионально занимавшегося боксом. В результате у Вицина оказалась трещина в ребре, но он не ушел с площадки, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

Герои Вицина неизменно вызвали симпатию у зрителей в любых картинах, в которых снимался актер — в детективных, исторических и лирических. В картине «Женитьба Бальзаминова», планировавшейся к запуску в производство в 1955 году, единственным кандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Вицин. Но что-то не сложилось, и запуск фильма был отложен. Через 10 лет у режиссера появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль опять Вицину. А Георгию Михайловичу тогда исполнилось 48 лет. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем».

Фото с сайта https://www.kino-teatr.ru

Это перевоплощение было возможно потому, что Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Занимался йогой, когда никто толком не знал, что это такое. Вицин проводил обязательное очищение организма, правильно питался, вырабатывая высокую устойчивость к стрессовым нагрузкам, проводил ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств.

За 10 лет, прошедших между замыслом и выходом «Женитьбы Бальзаминова», в судьбе Вицина произошло многое. Но главная событие состоялась в 1957 году, когда Леонид Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света». Особого успеха картина не имела. Зато следующая совместная работа, стала культовой и судьбоносной. В фильме «Пес Барбос и необычный кросс» родилась самая знаменитая кинотроица советского кино — Трус, Балбес и Бывалый.

Фото с сайта https://mtdata.ru

Зрителю понравилось все — трюки, музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж. Новые герои мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого. Тем временем, тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где запомнилась дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: «Начальство надо знать в лицо!».

Фото с сайта https://img.dni.ru

Во время работы над «Операцией «Ы…» Гайдай планировал завершение приключений своих героев. В свою картину «Деловые люди» по рассказам О. Генри Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин там сыграли отличные роли. Однако вскоре нашелся подходящий сценарий. Когда Никулин прочитал сценарий «Кавказской пленницы», то наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать.

«Кавказская пленница» — фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1—е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей. Вицин, Никулин и Моргунов еще только раз встретились на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семь стариков и одна девушка».

Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят домовенок Кузя, заяц («Мешок яблок»), Джузеппе («Приключения Буратино»), жук—музыкант («Дюймовочка») и многие другие анимационные персонажи.

Вицину не нужна была слава. Он от нее бежал. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом.

Последний раз Георгий Михайлович снялся в 1994 году в фильме Андрея Бенкендорфа «Несколько любовных историй» и одном из первых отечественных «ужастиков» «Хагги—Траггер». Иногда он выступал на сборных «юморинах» в бывшем Театре киноактера — шутил, что зарабатывает на корм бездомным собакам. Он был бессребреником в прямом смысле этого слова. Мало кто знал, что Вицин изучал труды Овидия, Горация, Платона и Петрарки, увлекался астрономией.

Фото с сайта https://www.kino-teatr.ru

Под конец жизни слабое здоровье постоянно напоминало Вицину о себе. Он часто болел. Сказывалась неудовлетворенность происходящим в стране в 1990—е годы. Его выручала обязанность, которую он сам на себя возложил: «Я должен идти кормить голубей». Ежедневно вставал с постели, брал кульки пшена и шел на улицу — подкармливать птиц. Доставались кусочки еды окрестным бродячим кошкам и собакам — мимо их бед Георгий Михайлович не мог пройти спокойно.

В сентябре 2001 года Вицин согласился участвовать в концерте, который проходил в столичном Театре киноактера. Сразу после выступления ему стало плохо с сердцем. Его госпитализировали. Георгий Вицин скончался 22 октября 2001 года.

Сегодня, спустя много лет после съемок картин, сделавших Вицина кумиром миллионов, новые поколения зрителей с удовольствием пересматривают эти ленты и восторгаются удивительным актером, так не похожим на нынешних модных артистов.

Предлагаем посмотреть виртуальную книжную выставку «В кино и в жизни».

Представленные книги можно взять в муниципальных библиотеках Ростова-на-Дону.

автор: Олейник

Материал подготовила: ведущий библиотекарь Олейник Е.Н.

Размещение на блоге: ведущий библиотекарь Олейник Е.Н.