Православный час
В краеведческом музее Азова в археологической экспозиции хранится часть мраморной колонны и другие детали каменных конструкций, вывезенных сюда их древнейшего на Дону города Саркел, который был заложен и построен в 864 году византийским мастером Петроний Каматиром. (Крепость в настоящее время находится на дне Цимлянского водохранилища).
Специалисты полагают, что мраморные детали, хранящиеся в музее Азова – часть христианского храма, построенного в цитадели города Саркел. Таким образом, можно с основанием утверждать, что первый христианский храм на Дону появился в середине IX века, что более чем на сто лет раньше строительства первых христианских храмов в Киеве.
Распространение православия на Дону было прервано нашествием в XII – XIV веках на русские княжества татаро-монгольских племен.
С XV века, с образованием по берегам Дона и его притоков укрепленных казачьих городков и увеличением славянского населения, Православие вновь укрепляет свои позиции на Дону.
Первое время донские православные приходы входили в состав Епархии Патриарха Московского. Москва уделяла в этот период много внимания укреплению православного влияния на жизнь донского казачества.
Исторические документы свидетельствуют о строительстве церквей во второй половине XVII века. До этого в казачьих городках и станицах строились безалтарные часовни. В то же время появление первых монастырей на Дону датируется XVI веком. В XIX – начале XX века на землях Области войска Донского действовали Ефремовский девичий монастырь в станице Старочеркасской, Кременской и Цукурские мужские монастыри в Хоперском округе, Преображенский женский монастырь в станице Усть-Медведицкой (г. Серафимович).
История для нас не сохранила церкви, которые были в казачьих городках в XVII веке, так как они строились из дерева и первыми страдали при пожарах и военных действиях.
С конца XVII века Московское государство проявляет все более растущий интерес к Подонью, где уже формировалась община, ставшая веком позже славным Донским казачеством. К 1700 году на Дону было построено 9 церквей, деньги на которые были выделены Москвой.
За сто лет было построено более 60-ти православных храмов. Все они за редким исключением возводились из деревянных конструкций. Каждая деревянная церковь имела свой, неповторимый облик, так как строились они силами местных мастеров. Ни одна из этих деревянных церквей не сохранилась. Лишь в рисунках и чертежах краеведа XIX века Ознобишина сохранился своеобразный стиль этих памятников народного зодчества. Изучение этих материалов позволяет говорить о «донском» стиле церковной архитектуры XVIII века.
В 1829 году Император Николай I подписал Указ об образовании Новочеркасской и Георгиевской Епархии, которую возглавил архиепископ Афанасий. К 1841 году количество церквей на Дону возросло до 198. В этот период начинается каменное строительство и в станицах ранее построенные деревянные церкви заменяются на каменные. В это время Святейший Синод рекомендует ускорить строительство новых церквей в станицах и хуторах Области Войска Донского. Указ Императора Александра II, подписанный им в 1858 году, давал разрешение строить православные храмы «собственной местной властью», не обращаясь за разрешением к Святейшему Синоду.
После реформы 1861 года начинают заселяться пустующие земли по левобережью Нижнего Дона, по рекам Сал, Маныч, Кагальник. В новых станицах, хуторах, слободах возводятся новые храмы. К 1917 году в землях Области Войска Донского численность православных храмов достигла 600. В наиболее крупных станицах было возведено по 2 храма.
Церкви были не только центрами духовной жизни общины, но и эталонами высокой эстетики в архитектуре.
Мастера Дона оставили нам в наследие такие уникальные постройки, как Старочеркасский Воскресенский собор (1719 г.), Новочеркасский Кафедральный Вознесенский Войсковой собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1851 г.).
Успенская церковь в станице Кочетовской (1825 г.), церковь Святой Варвары в станице Грушевской (1884 г.) и многие другие, сохранившиеся до наших дней православные храмы, несомненно заслуживающие нашего внимания как духовное и эстетическое наследие.
Источник: статья Галины Куликовой (научного сотрудника Ростовского областного музея краеведения) к комплекту репродукций графических работ Александра Лазарева.Ростов-на-Дону 1994 г.
Предлагаю к просмотру серию гравюр «Православие-на-Дону» Александра Георгиевича Лазарева.
В заключение мероприятия вашему вниманию виртуальная книжная выставка «Мир православия». Эти и другие книги по православию читайте в библиотеках города.
Подготовила: ведущий библиотекарь Новикова И. Г.
Размещение на блоге: заведующий сектором Юрченко О. А.