Православный час
Принятие христианства святым князем Владимиром, крещение им русского народа — подвиг, равный подвигу святых апостолов, поэтому Святая Церковь называет святого равноапостольным князем.
Внук святой равноапостольной княгини Ольги, в молодости князь Владимир был яростным язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Его чудесное преображение в святого правителя Руси от того ещё более удивительно.
Началом чудесной перемены стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси.
Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека».
О языческих верованиях на Древней Руси Вы можете узнать из видеоролика:
Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.
Как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век. Разгульное поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества. Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в идолов, поставленных на Киевском холме. Ничего не вышло. Людская кровь не дала прочного фундамента Киевскому государству. Современные реалии требовали сплочённости и высокого морального духа граждан. Тогда князь отправляет послов во все крупные государства, граничившие с Киевской Русью.
Прибыли послы из Хазарии — хазарские правители-иудеи. Князь спросил их о судьбе государства Израиля. Узнав о его гибели, Владимир отказался от принятия иудаизма.
Предложение принять ислам князь отверг, потому что эта вера запрещает употреблять спиртное и есть свинину, а сало и слабоалкогольные напитки — основа продовольствия в военных походах славянского государства.
Латинское христианство князь Владимир отверг, доверяясь мудрости и политическому чутью бабки Ольги, почитаемой им и его войском мудрейшей из женщин.
Греческое
христианство привлекло княжеских послов стройностью и красотой богослужения,
величественной архитектурой и искусством. На приёме монах-проповедник показал
князю икону, изображающую Страшный суд. Печальная участь грешников и вечная
радость праведников оставили глубокий след в душе будущего святого.
Факт того, что святая княгиня
Ольга была христианкой, также оказал влияние на княжеское решение. Знаменитый
церковный историк профессор Голубинский отмечает, что святая бабка князя
Владимира, женщина государственного склада ума, принимает христианство, в том
числе из государственных побуждений: «Указание на то, что христианство стало
верою почти всех народов Европы и во всяком случае есть вера народов между ними
лучших, — указание на то, что и между собственными ее сородичами (варягами)
началось сильное движение к нему, по примеру других народов, не могли не
подействовать на ум Ольги, делая для нее необходимым заключение, что у людей
лучших и вера должна быть лучшей».
Византийская
Империя — могучий союзник, государство с великой культурой, развитой наукой и
техникой. Было необходимо лишь дождаться удачного момента для заключения союза
и принятия христианства. Такой случай представился в скором времени.
В 987 году князь Владимир
оказывает Византии военную помощь в подавлении военного мятежа в обмен на
обещание крещения и женитьбы на дочери Императора Анне. Хитрые греки решили обмануть
князя. В ответ он захватывает Херсонес — древний черноморский порт — основу
греческого влияния в Причерноморье. Тогда Император отправляет Анну в Херсонес,
желая мирного исхода конфликта. Политическое противостояние Руси и Византии
могло наложить тень на принятие христианства. Греки пытались навязать свою
власть всем, кого крестили, славяне старались сохранить свободу.
Тогда князь по воле Божией теряет зрение. Это было настоящим потрясением, как для Владимира, так и для его войска. Несколько дней спустя в Херсонес прибывает византийская княгиня Анна и советует будущему мужу незамедлительно принять святое Крещение, чтобы он исцелился от недуга и смог обвенчаться с ней по христианскому обычаю. В момент совершения святого Таинства князь вновь обретает зрение, не только телесное, но и духовное: сердце, полное жестокости, распутства и любви выпить, перерождается в жилище Духа Святого.
Так на
свет появился великий святой Руси, очистивший не только свою душу от языческого
зловерия, но и души своего народа.
В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за
историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то
богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Это означало, что
несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом
в другом государстве. Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью
принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:
Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».
Спустя короткое время Киевская Русь была
крещена.
Современному человеку трудно осознать всю широту и риск данного шага. Чего
стоит одно упоминание летописца о том, что идол главного божества языческого
пантеона Перуна не рискнули уничтожить на глазах у вчерашних язычников, а
прилюдно выпороли, срубили и пустили плыть по течению, не давая приставать к
берегу.
Эти события – Крещение Руси и
свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности. В
истории государства будет ещё много тёмных страниц, несчастий, зла, но Русь уже
не будет языческой.
Подробнее о Крещении Руси можно узнать, посмотрев видеоролик:
Еще много нового и интересного о князе Владимире, языческих богах древних славян, княгине Ольге и Крещении Руси Вы можете узнать из книг, имеющихся в библиотеках г. Ростова-на-Дону:
- Владимиров, В. В. Как князь Владимир Русь крестил и как православная вера пришла в Россию : [для чтения взрослыми детям] / В.В. Владимиров. — Москва : Капитал, 2017. — 48 с.
2. Поротников, Виктор Петрович. Кровавое крещение «огнем и мечом» / Виктор Поротников. — Москва : Яуза : Эксмо, 2013. — 351 с. : ил. ; 21 см. — (Русь изначальная).
3. Поротников, Виктор Петрович. Святослав Великий и Владимир Красно Солнышко. Языческие боги против Крещения / Виктор Поротников, Наталья Павлищева. — Москва : Эксмо : Яуза, 2012. – 797 с. — (Русь изначальная. Лучшие бестселлеры).
4. Грицков, Виктор Владимирович. Крещение Руси : [в 2 частях] / В.В.Грицков. — Москва : Кучково поле, 2009. — 526 с.
5. Соловьев, Владимир Михайлович. Тайны Древней Руси / Владимир Соловьев. — Москва : Оникс, 2008. — 512 с. — (История отечества).
6. Владимиров, В. В. Как князь Владимир Русь крестил и как православная вера пришла в Россию / В. В. Владимиров. — Москва : Капитал, 2016. – 47 с.
7. Козырева, Анна Александровна. Тайны крещения Руси / Анна
Козырева. — Москва : Оникс, 2009. — 383 с.