День рождения Мариинки

Час информации

Сегодня день рождения отмечает один из выдающихся театров мира, театр – особое явление не только в отечественной, но и мировой культуре – Мариинский театр.

            Мариинский театр — символ русской культуры. Летоисчисление его труппы ведется с 12 июля 1783 года, когда был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а в октябре открылся Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория.

            Мариинский театр —  один из ста­рей­ших те­ат­ров Рос­сии (Санкт-Пе­тер­бург). На­зван в 1860 в честь императрицы Ма­рии Алек­сан­д­ров­ны – суп­ру­ги императора Алек­сан­д­ра II. До Февральской ре­во­лю­ции 1917 вхо­дил в сис­те­му им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров.

            Пра­ви­тель­ст­вен­ным дек­ре­том от 9.11.1917 объ­яв­лен го­су­дар­ст­вен­ным, в 1918 пе­ре­дан в ве­де­ние Нар­ком­про­са. С 1920 Государственный ака­де­мический те­атр опе­ры и ба­ле­та, с 1935 Ленинградский ака­де­мический те­атр опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва. С 1992 вновь Ма­ри­ин­ский те­атр.

            Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди на Карусельной площади (ныне Театральной),  Большой каменный театр был выполнен в стиле классицизма и на фоне невысоких соседних зданий выделялся своим величием. Его сцена для XVIII века была невероятно современной и оборудованной по последнему слову техники. В день открытия театра давалась опера «Лунный мир» композитора Джованни Паизиелло. Помимо оперных выступлений здесь устраивались инструментальные концерты и драматические спектакли при участии русской, итальянской и французской трупп. В 1802-1803 гг. выдающийся зодчий Ж.-Ф.Тома де Томон изменил облик Большого театра за счет капитального переустройства его внутренней планировки и внешней отделки. С измененными пропорциями здание приобрело еще более торжественный вид и превратилось в одну из главных столичных достопримечательностей наряду с Адмиралтейством и Казанским собором. К сожалению, этой красоте не суждено было сохраниться надолго: в первый день 1811 года в театре случился пожар, уничтоживший и внутреннее убранство, и причудливые элементы фасада. Тома де Томон поспешил составить проект восстановления театра, но до самих работ не дожил. Большой каменный театр открылся в 1817 году, уже после его кончины.

            После реконструкции театр переживает период расцвета и становится популярным местом встреч и светского общения.. Любопытно будет вспомнить, что театральный зал делился на партер и пять ярусов лож и женщинам разрешалось занимать только их. Недаром в поэме Онегин скользил взглядом именно по ложам!

            В 1836 году архитектор Альберто Кавос убирает колонны, затрудняющие обзор и искажающие акустику. Зал Большого театра приобрел форму подковы, стал более высоким и вместительным: количество зрителей доходило до двух тысяч.

            После очередной перестройки первой постановкой стала опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», во многом знаковая для дальнейшей истории театра. Ровно через шесть лет зрители посетили премьеру второй оперы великого композитора – «Руслан и Людмила». Кроме того, репертуар Большого каменного театра составляли и бессмертные шедевры европейского музыкального искусства, созданные именитыми композиторами: Верди, Моцартом, Беллини.

            Со временем спектакли, в которых задействовалась русская оперная труппа, были перенесены на сцену Александринского театра (основан в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной) и так называемого Театра-цирка, находящегося прямо напротив Большого. На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Как уже сказано, он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.

            Почти сразу после Октябрьской революции правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Народного комиссариата просвещения.

            После трагической гибели первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова в 1934 году Мариинскому театру было присвоено его имя. Теперь театр коротко называли Кировским. В 1930-х гг.здесь появился уникальный реквизит: колокол, возраст которого насчитывал около двухсот лет. Кто привез его в театр, история умалчивает. Колокол использовали в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» и в шутку называли одним из артистов труппы.

            Последней предвоенной оперной премьерой театра был «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года – за несколько часов до нападения нацистов на СССР. Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь и многие артисты в составе концертных бригад выступали в армейских частях, пунктах мобилизации и госпиталях.

     .      Здание театра в Ленинграде регулярно подвергалось вражеским налетам, было сильно повреждено, однако смогло выстоять. По возвращении труппы в 1944 году после снятия блокады сезон открыли, конечно же, оперой «Жизнь за царя». Только называлась она теперь по-другому – «Иван Сусанин»

            Внешний облик здания театра вновь изменился в 1968-1970 годах благодаря генеральной реконструкции по проекту Саломеи  Гельфер. Во время строительных работ обнаружилось нечто любопытное: когда вскрыли пол оркестровой ямы, под ним оказался битый хрусталь. До ближайшего спектакля никто не мог понять, как, а главное, почему он там находился. Впоследствии выяснилось, что в XIX веке хрусталь подкладывали для улучшения акустики!

            В 1988 году главным дирижером и художественным руководителем театра стал Валерий Абисалович Гергиев, а спустя четыре года Мариинскому театру было возвращено его историческое название.

             С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.

Опера

            Первоначально. ос­но­ву ре­пер­туа­ра со­став­ля­ли опе­ры французских  и итальянских  ком­по­зи­то­ров.. В 1803–1840 опер­ную труп­пу воз­глав­лял К. А. Ка­вос, ав­тор многих опер, по­став­лен­ных на сце­не те­ат­ра, сре­ди них – «Иван Су­са­нин» (1815). В эти го­ды осу­ще­ст­в­ле­ны пер­вые на русской сце­не по­ста­нов­ки опер «Вол­шеб­ная флей­та» В. А. Мо­цар­та (1818), «Воль­ный стре­лок» К. М. фон Ве­бе­ра (1824), «Нор­ма» и «Со­мнам­бу­ла» (1837), «Пу­ри­та­не» (1840) В. Бел­ли­ни  и др.

            Ве­ду­щи­ми отечественными со­лис­та­ми бы­ли П. А. Бу­ла­хов, Я. С. Во­робь­ёв, П. В. Злов, Г. Ф. Кли­мов­ский, А. М. Кру­тиц­кий, Е. С. Сан­ду­но­ва, В. М. Са­мой­лов и др. Вы­сту­па­ли итальянские, французские и немецкие труп­пы. Вы­даю­щим­ся со­бы­ти­ем ста­ла по­ста­нов­ка опе­ры М. И. Глин­ки «Жизнь за ца­ря», оз­на­ме­но­вав­шая ро­ж­де­ние русской клас­сической опе­ры. В 1842 по­став­ле­на вто­рая опе­ра Глин­ки – «Рус­лан и Люд­ми­ла». В обо­их спек­так­лях рас­кры­лось да­ро­ва­ние вы­даю­щих­ся русских пев­цов О. А. Пет­ро­ва и А. Я. Пет­ро­вой-Во­робь­ё­вой. С 1843 под по­кро­ви­тель­ст­вом императорского дво­ра вы­сту­па­ла Итальянская опер­ная труп­па, в её со­ста­ве – пев­цы ми­ро­во­го клас­са Дж. Ру­би­ни, A. Там­бу­ри­ни, Джу­лия Гри­зи, Л. Лаб­лаш, П. Ви­ар­до-Гар­сия и др. Русская труп­па бы­ла от­тес­не­на на вто­рой план, а в 1845–54 фак­ти­че­ски из­гна­на (вы­сту­па­ла на императорских сце­нах Мо­ск­вы).

            Но уже в сезоне 1860 в Мариинском театре. ак­цент был сде­лан на русской му­зы­ке. Сре­ди наи­бо­лее зна­чительных по­ста­но­вок – «Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки (1861), «Ру­сал­ка» А. С. Дар­го­мыж­ско­го (1865). Бы­ли осу­ще­ст­в­ле­ны пер­вые в ис­то­рии по­ста­нов­ки русских клас­сических опер: «Рог­не­да» (1865) А. Н. Се­ро­ва; «Ка­мен­ный гость» Дар­го­мыж­ско­го (1872); «Пско­ви­тян­ка» (1873), «Май­ская ночь» (1880), «Сне­гу­роч­ка» (1882), «Ночь пе­ред Ро­ж­де­ст­вом» (1895) Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва; «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го (1874)  и др.

Опера Евгений Онегин

            По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 осуществлены но­вые по­ста­нов­ки про­из­ве­де­ний опер­ных клас­си­ков: «Тан­гей­зер» и «Ри­ен­ци» Р. Ваг­не­ра (1923), «Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни и «Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та (1924), «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го (в ав­тор­ской ре­дак­ции, 1928), «Пи­ко­вая да­ма» (1935) П. И. Чай­ков­ско­го; «Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки с 1939 шла с из­ме­нён­ным либ­рет­то и но­вым тек­стом под названием «Иван Су­са­нин». Со­стоя­лась пер­вая на отечественной сце­не по­ста­нов­ка опе­ры «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва (1926), по­став­ле­ны советские опе­ры «Лёд и сталь» В. М. Де­ше­во­ва (1930), «В бу­рю» Т. Н. Хрен­ни­ко­ва (1939) и др.

            С августа 1941 до ле­та 1944 те­атр был эва­куи­ро­ван в Пермь; ар­ти­сты вы­ез­жа­ли на фронт, вы­сту­па­ли в гос­пи­та­лях, во­ин­ских час­тях, кол­хо­зах. Осен­ний се­зон 1944 от­крыл­ся опе­рой М. И. Глин­ки «Иван Су­са­нин».

            В по­сле­во­ен­ные го­ды зна­чительными со­бы­тия­ми ста­ли по­ста­нов­ки опер «Ду­э­нья» («Об­ру­че­ние в мо­на­сты­ре») С. С. Про­кофь­е­ва (1946), «Се­мья Та­ра­са» Д. Б. Ка­ба­лев­ско­го (1950), «Де­каб­ри­сты» Ю. А. Ша­по­ри­на (1953).

C 1988 главный ди­ри­жёр, с 1996 художественный руководитель и ди­рек­тор те­ат­ра – В. А. Гер­ги­ев.

С 1989 в Мариинском театре ре­гу­ляр­но про­во­дят­ся те­ма­тические фес­ти­ва­ли, при­уро­чен­ные к юби­ле­ям ком­по­зи­то­ров. При Мариинском театре ра­бо­та­ет Ака­де­мия мо­ло­дых пев­цов , про­во­дится фес­ти­валь «Звёз­ды бе­лых но­чей», Пас­халь­ный фес­ти­валь.

Балет

            Балетный репертуар был поначалу весьма разнороден. Произведения, примыкавшие к традициям просветительского классицизма и раннего предромантизма, прямо или косвенно ориентированные на европейские образцы, соседствовали с работами первого российского хореографа И. И. Вальберха – крупнейшего представителя сентиментализма в отечественном балетном искусстве. С приездом Ш. Л. Дидло (1801) в петербургском балете утвердилась предромантическая эстетика. Постановки Дидло принесли на сцену новую для своего времени тематику, раскрыли новые выразительные возможности танца и пантомимы, показали новаторские принципы использования сценических эффектов, сочетания живописи и действия в балете. При Дидло петербургская труппа превратилась в одну из лучших в Европе.

В 1859–69 в Санкт-Петербурге работал балетмейстер А. Сен-Леон. Сен-Леон был мастером развлекательных постановочных спектаклей. Долгие годы удерживался в репертуаре сочинённый им балет «Конёк-Горбунок» (музыка Ч. Пуньи, 1864), остававшийся докон. 19 в. единственным примером успешного разрешения русской темы на балетной сцене.

Балет Лебединое озеро

С 1869 (назначен главным балетмейстером) до конца 19 в. единоличным руководителем петербургского балета был М. И. Петипа.

Гала-концерт к 200-летию Петипа в Мариинском театре.

            В начале 20 века возникло движение «нового балета», представителем которого на петербургской сцене был М. М. Фокин. Основной формой творчества Фокина стал одноактный спектакль с лаконичным непрерывным действием и чётко выраженной стилистической окраской: «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (1907), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1908), «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина (1909) и др. Фокинская реформа привела к своеобразному раздвоению петербургского балета. Некоторые артисты (Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский) достигли вершин в новом репертуаре, тогда как значительная часть труппы (наряду с артистами старшего поколения, это были А. П. Павлова, О. А. Спесивцева, С. К. Андрианов, М. К. Обухов, П. Н. Владимиров) оставалась приверженцами классических традиций.

            В 1910-х гг. петербургская балетная сцена вошла в период кризиса. В эти годы в репертуаре не появлялось значительных новых работ. Спектакли 19 в. ветшали и подчас подвергались произвольным искажениям.

            Задача сохранения классического наследия была в полной мере осознана в первые послереволюционные годы, когда труппа оказалась единственной хранительницей балетов М. И. Петипа и Л. И. Иванова. Одновременно развернулись широкие экспериментальные поиски, проводившиеся главным образом Лопуховым, возглавившим труппу в 1922  — танцсимфония «Величие мироздания» на музыку Л. ван Бетховена (1923), «Пульчинелла» (1926) и «Байка про Лису, Кота да Барана» (1927) И. Ф. Стравинского, «Ледяная дева» на музыку Э. Грига в обработке Б. В. Асафьева (1927) и др.

            В годы Великой Отечественной войны в Ленинграде и Перми (где часть труппы находилась в эвакуации) создавались концертные бригады, выезжавшие на фронт, в госпитали и на предприятия.

            В 1946–50 художественный руководитель – П. А. Гусев. Наметившийся творческий подъём обозначили постановки Л. В. Якобсона («Шурале» Ф. З. Яруллина, 1950; «Спартак» А. И. Хачатуряна, 1956; «Хореографические миниатюры», 1958), К. М. Сергеева («Золушка» С. С. Прокофьева, 1946; «Тропою грома» К. Караева, 1958) и др.

            О высоком уровне балетной труппы свидетельствовали и успешные гастроли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Однако экспериментальные постановки в программу гастролей не включали.

            В 1961, во время гастролей в Париже, за границей остался один из самых многообещающих солистов – Р. Х. Нуреев.

            В 1999 т. предпринял эксперимент по восстановлению балета «Спящая красавица» в оригинальной версии М. И. Петипа. Хореографической частью проекта занимался С. Г. Вихарев, опиравшийся на сохранившуюся запись балета по системе В. П. Степанова. Спектакль шёл в декорациях и костюмах исторической премьеры 1890. За ним последовали аналогичные опыты реконструкций «Баядерки» Л. Ф. Минкуса (2002) и «Пробуждения Флоры» Р. Е. Дриго (2007). Другим экспериментальным проектом стала «гофманиана» М. М. Шемякина – серия спектаклей по мотивам Э. Т. А. Гофмана, в которых художник выступил автором либретто, оформления и фактическим руководителем постановки [«Щелкунчик» (2001) и «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» С. М. Слонимского (2003) в хореографии К. А. Симонова; «Волшебный орех» Слонимского в хореографии Д. Пандурски (2005)].

В настоящее время. Мариинский театр сотрудничает с ведущими хореографами мира.     С 2000–х  продолжается освоение мирового репертуара 20–21 вв.

Вечер современной хореографии

            С 2000 в театре ежегодно проводится Международный фестиваль балета «Мариинский».

            В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. «Певческая академия» при Мариинском театре регулярно (руководитель П. Гергиева) регулярно проводит выездные мастер-классы, при театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью.

Новое здание Мариинского театра