Час информации
Сегодня день рождения отмечает один из выдающихся театров мира, театр – особое явление не только в отечественной, но и мировой культуре – Мариинский театр.
Мариинский театр — символ русской культуры. Летоисчисление его труппы ведется с 12 июля 1783 года, когда был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а в октябре открылся Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория.
Мариинский театр — один из старейших театров России (Санкт-Петербург). Назван в 1860 в честь императрицы Марии Александровны – супруги императора Александра II. До Февральской революции 1917 входил в систему императорских театров.
Правительственным декретом от 9.11.1917 объявлен государственным, в 1918 передан в ведение Наркомпроса. С 1920 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. С 1992 вновь Мариинский театр.
Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди на Карусельной площади (ныне Театральной), Большой каменный театр был выполнен в стиле классицизма и на фоне невысоких соседних зданий выделялся своим величием. Его сцена для XVIII века была невероятно современной и оборудованной по последнему слову техники. В день открытия театра давалась опера «Лунный мир» композитора Джованни Паизиелло. Помимо оперных выступлений здесь устраивались инструментальные концерты и драматические спектакли при участии русской, итальянской и французской трупп. В 1802-1803 гг. выдающийся зодчий Ж.-Ф.Тома де Томон изменил облик Большого театра за счет капитального переустройства его внутренней планировки и внешней отделки. С измененными пропорциями здание приобрело еще более торжественный вид и превратилось в одну из главных столичных достопримечательностей наряду с Адмиралтейством и Казанским собором. К сожалению, этой красоте не суждено было сохраниться надолго: в первый день 1811 года в театре случился пожар, уничтоживший и внутреннее убранство, и причудливые элементы фасада. Тома де Томон поспешил составить проект восстановления театра, но до самих работ не дожил. Большой каменный театр открылся в 1817 году, уже после его кончины.
После реконструкции театр переживает период расцвета и становится популярным местом встреч и светского общения.. Любопытно будет вспомнить, что театральный зал делился на партер и пять ярусов лож и женщинам разрешалось занимать только их. Недаром в поэме Онегин скользил взглядом именно по ложам!
В 1836 году архитектор Альберто Кавос убирает колонны, затрудняющие обзор и искажающие акустику. Зал Большого театра приобрел форму подковы, стал более высоким и вместительным: количество зрителей доходило до двух тысяч.
После очередной перестройки первой постановкой стала опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», во многом знаковая для дальнейшей истории театра. Ровно через шесть лет зрители посетили премьеру второй оперы великого композитора – «Руслан и Людмила». Кроме того, репертуар Большого каменного театра составляли и бессмертные шедевры европейского музыкального искусства, созданные именитыми композиторами: Верди, Моцартом, Беллини.
Со временем спектакли, в которых задействовалась русская оперная труппа, были перенесены на сцену Александринского театра (основан в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной) и так называемого Театра-цирка, находящегося прямо напротив Большого. На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Как уже сказано, он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.
Почти сразу после Октябрьской революции правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Народного комиссариата просвещения.
После трагической гибели первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова в 1934 году Мариинскому театру было присвоено его имя. Теперь театр коротко называли Кировским. В 1930-х гг.здесь появился уникальный реквизит: колокол, возраст которого насчитывал около двухсот лет. Кто привез его в театр, история умалчивает. Колокол использовали в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» и в шутку называли одним из артистов труппы.
Последней предвоенной оперной премьерой театра был «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года – за несколько часов до нападения нацистов на СССР. Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь и многие артисты в составе концертных бригад выступали в армейских частях, пунктах мобилизации и госпиталях.
. Здание театра в Ленинграде регулярно подвергалось вражеским налетам, было сильно повреждено, однако смогло выстоять. По возвращении труппы в 1944 году после снятия блокады сезон открыли, конечно же, оперой «Жизнь за царя». Только называлась она теперь по-другому – «Иван Сусанин»
Внешний облик здания театра вновь изменился в 1968-1970 годах благодаря генеральной реконструкции по проекту Саломеи Гельфер. Во время строительных работ обнаружилось нечто любопытное: когда вскрыли пол оркестровой ямы, под ним оказался битый хрусталь. До ближайшего спектакля никто не мог понять, как, а главное, почему он там находился. Впоследствии выяснилось, что в XIX веке хрусталь подкладывали для улучшения акустики!
В 1988 году главным дирижером и художественным руководителем театра стал Валерий Абисалович Гергиев, а спустя четыре года Мариинскому театру было возвращено его историческое название.
С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.
Опера
Первоначально. основу репертуара составляли оперы французских и итальянских композиторов.. В 1803–1840 оперную труппу возглавлял К. А. Кавос, автор многих опер, поставленных на сцене театра, среди них – «Иван Сусанин» (1815). В эти годы осуществлены первые на русской сцене постановки опер «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1818), «Вольный стрелок» К. М. фон Вебера (1824), «Норма» и «Сомнамбула» (1837), «Пуритане» (1840) В. Беллини и др.
Ведущими отечественными солистами были П. А. Булахов, Я. С. Воробьёв, П. В. Злов, Г. Ф. Климовский, А. М. Крутицкий, Е. С. Сандунова, В. М. Самойлов и др. Выступали итальянские, французские и немецкие труппы. Выдающимся событием стала постановка оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», ознаменовавшая рождение русской классической оперы. В 1842 поставлена вторая опера Глинки – «Руслан и Людмила». В обоих спектаклях раскрылось дарование выдающихся русских певцов О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробьёвой. С 1843 под покровительством императорского двора выступала Итальянская оперная труппа, в её составе – певцы мирового класса Дж. Рубини, A. Тамбурини, Джулия Гризи, Л. Лаблаш, П. Виардо-Гарсия и др. Русская труппа была оттеснена на второй план, а в 1845–54 фактически изгнана (выступала на императорских сценах Москвы).
Но уже в сезоне 1860 в Мариинском театре. акцент был сделан на русской музыке. Среди наиболее значительных постановок – «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1861), «Русалка» А. С. Даргомыжского (1865). Были осуществлены первые в истории постановки русских классических опер: «Рогнеда» (1865) А. Н. Серова; «Каменный гость» Даргомыжского (1872); «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Ночь перед Рождеством» (1895) Н. А. Римского-Корсакова; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1874) и др.
После Октябрьской революции 1917 осуществлены новые постановки произведений оперных классиков: «Тангейзер» и «Риенци» Р. Вагнера (1923), «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Дон Жуан» В. А. Моцарта (1924), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (в авторской редакции, 1928), «Пиковая дама» (1935) П. И. Чайковского; «Жизнь за царя» М. И. Глинки с 1939 шла с изменённым либретто и новым текстом под названием «Иван Сусанин». Состоялась первая на отечественной сцене постановка оперы «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1926), поставлены советские оперы «Лёд и сталь» В. М. Дешевова (1930), «В бурю» Т. Н. Хренникова (1939) и др.
С августа 1941 до лета 1944 театр был эвакуирован в Пермь; артисты выезжали на фронт, выступали в госпиталях, воинских частях, колхозах. Осенний сезон 1944 открылся оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин».
В послевоенные годы значительными событиями стали постановки опер «Дуэнья» («Обручение в монастыре») С. С. Прокофьева (1946), «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1950), «Декабристы» Ю. А. Шапорина (1953).
C 1988 главный дирижёр, с 1996 художественный руководитель и директор театра – В. А. Гергиев.
С 1989 в Мариинском театре регулярно проводятся тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. При Мариинском театре работает Академия молодых певцов , проводится фестиваль «Звёзды белых ночей», Пасхальный фестиваль.
Балет
Балетный репертуар был поначалу весьма разнороден. Произведения, примыкавшие к традициям просветительского классицизма и раннего предромантизма, прямо или косвенно ориентированные на европейские образцы, соседствовали с работами первого российского хореографа И. И. Вальберха – крупнейшего представителя сентиментализма в отечественном балетном искусстве. С приездом Ш. Л. Дидло (1801) в петербургском балете утвердилась предромантическая эстетика. Постановки Дидло принесли на сцену новую для своего времени тематику, раскрыли новые выразительные возможности танца и пантомимы, показали новаторские принципы использования сценических эффектов, сочетания живописи и действия в балете. При Дидло петербургская труппа превратилась в одну из лучших в Европе.
В 1859–69 в Санкт-Петербурге работал балетмейстер А. Сен-Леон. Сен-Леон был мастером развлекательных постановочных спектаклей. Долгие годы удерживался в репертуаре сочинённый им балет «Конёк-Горбунок» (музыка Ч. Пуньи, 1864), остававшийся докон. 19 в. единственным примером успешного разрешения русской темы на балетной сцене.
С 1869 (назначен главным балетмейстером) до конца 19 в. единоличным руководителем петербургского балета был М. И. Петипа.
В начале 20 века возникло движение «нового балета», представителем которого на петербургской сцене был М. М. Фокин. Основной формой творчества Фокина стал одноактный спектакль с лаконичным непрерывным действием и чётко выраженной стилистической окраской: «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (1907), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1908), «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина (1909) и др. Фокинская реформа привела к своеобразному раздвоению петербургского балета. Некоторые артисты (Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский) достигли вершин в новом репертуаре, тогда как значительная часть труппы (наряду с артистами старшего поколения, это были А. П. Павлова, О. А. Спесивцева, С. К. Андрианов, М. К. Обухов, П. Н. Владимиров) оставалась приверженцами классических традиций.
В 1910-х гг. петербургская балетная сцена вошла в период кризиса. В эти годы в репертуаре не появлялось значительных новых работ. Спектакли 19 в. ветшали и подчас подвергались произвольным искажениям.
Задача сохранения классического наследия была в полной мере осознана в первые послереволюционные годы, когда труппа оказалась единственной хранительницей балетов М. И. Петипа и Л. И. Иванова. Одновременно развернулись широкие экспериментальные поиски, проводившиеся главным образом Лопуховым, возглавившим труппу в 1922 — танцсимфония «Величие мироздания» на музыку Л. ван Бетховена (1923), «Пульчинелла» (1926) и «Байка про Лису, Кота да Барана» (1927) И. Ф. Стравинского, «Ледяная дева» на музыку Э. Грига в обработке Б. В. Асафьева (1927) и др.
В годы Великой Отечественной войны в Ленинграде и Перми (где часть труппы находилась в эвакуации) создавались концертные бригады, выезжавшие на фронт, в госпитали и на предприятия.
В 1946–50 художественный руководитель – П. А. Гусев. Наметившийся творческий подъём обозначили постановки Л. В. Якобсона («Шурале» Ф. З. Яруллина, 1950; «Спартак» А. И. Хачатуряна, 1956; «Хореографические миниатюры», 1958), К. М. Сергеева («Золушка» С. С. Прокофьева, 1946; «Тропою грома» К. Караева, 1958) и др.
О высоком уровне балетной труппы свидетельствовали и успешные гастроли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Однако экспериментальные постановки в программу гастролей не включали.
В 1961, во время гастролей в Париже, за границей остался один из самых многообещающих солистов – Р. Х. Нуреев.
В 1999 т. предпринял эксперимент по восстановлению балета «Спящая красавица» в оригинальной версии М. И. Петипа. Хореографической частью проекта занимался С. Г. Вихарев, опиравшийся на сохранившуюся запись балета по системе В. П. Степанова. Спектакль шёл в декорациях и костюмах исторической премьеры 1890. За ним последовали аналогичные опыты реконструкций «Баядерки» Л. Ф. Минкуса (2002) и «Пробуждения Флоры» Р. Е. Дриго (2007). Другим экспериментальным проектом стала «гофманиана» М. М. Шемякина – серия спектаклей по мотивам Э. Т. А. Гофмана, в которых художник выступил автором либретто, оформления и фактическим руководителем постановки [«Щелкунчик» (2001) и «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» С. М. Слонимского (2003) в хореографии К. А. Симонова; «Волшебный орех» Слонимского в хореографии Д. Пандурски (2005)].
В настоящее время. Мариинский театр сотрудничает с ведущими хореографами мира. С 2000–х продолжается освоение мирового репертуара 20–21 вв.
С 2000 в театре ежегодно проводится Международный фестиваль балета «Мариинский».
В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. «Певческая академия» при Мариинском театре регулярно (руководитель П. Гергиева) регулярно проводит выездные мастер-классы, при театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью.