Личное дело. Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Литературный портрет

Он был истинным воплощением своего времени — изысканного десятилетия, замершего на пороге Великой депрессии, роскошной эпохи джаза. Фрэнсис Скотт Фицджеральд купался в лучах славы и тут же срывался в пучину безвестности, борясь с нарастающей меланхолией.

Фицджеральд был литературной звездой своего времени, но сразу после стремительного успеха его ожидали неудачи не только в карьере, но и в личной жизни. К концу жизни писателя ни одна его книга уже не печаталась, жена находилась в психиатрической лечебнице, а он сам слыл отъявленным пьяницей.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в семье неудачливого бизнесмена. Но благодаря дедушке по материнской линии, иммигранту-ирландцу, сколотившему состояние на торговле бакалейными товарами, в деньгах не нуждался и получал образование в престижных учебных заведениях.

Во время учёбы Фицджеральд не отличался блестящим умом, а накануне выпускных экзаменов из Принстонского университета и вовсе ушёл добровольцем в армию, потому что понимал, что этих экзаменов ему не сдать. Однако в своей будущей карьере юноша не сомневался — он всегда хотел стать писателем. И если для его знаменитого современника и друга Эрнеста Хемингуэя главной темой творчества оказалась война, автор «Великого Гэтсби» для вдохновения избрал тему американской мечты и её крушения.

Именно в армии с Фицджеральдом произошли два самых важных события в его жизни: он написал свой первый роман и познакомился с будущей женой, 17-летней блондинкой Зельдой Сейр. «Я был от неё в восторге и сразу пошёл в атаку. Она была самой прекрасной девушкой, которую я видел в своей жизни. Я сразу же понял, что она просто должна стать моей», — позже вспоминал Фицджеральд. Однако отец возлюбленной, судья штата Алабама, не хотел выдавать свою дочь за несостоявшегося юношу и сделал всё, чтобы расторгнуть помолвку.

В самый подходящий момент сбылась «американская мечта» Фицджеральда: знаменитый редактор Марк Перкинс помог начинающему писателю опубликовать роман «По эту сторону рая». Как и ожидал Перкинс, критики и вся читающая публика оказались в восторге от прочитанного, ведь тема книги была вызывающе актуальна — горечь бесперспективности существования американской молодёжи в послевоенный период.

Немногим писателям удалось испытать столь внезапный и шумный успех: ещё вчера Фицджеральд был никому не известным провинциалом, а сегодня перед ним открывалась дорога в мир большой литературы. Уже через месяц после публикации «По эту сторону рая» Фицджеральд смог, наконец, устроить личную жизнь — он женился на возлюбленной и переехал жить в один из самых дорогих отелей Нью-Йорка.

Так началась «двойная жизнь» писателя, в которой он совмещал напряжённую литературную работу с бесшабашной жизнью…

Фрэнсис и Зельда жили настолько красиво и широко, что светская хроника называла их принцем и принцессой своего поколения. Более того, молодая парочка постоянно привлекала к себе внимание эпатажными выходками: то они прокатятся по Манхэттену на крыше такси, то искупаются в фонтане, то придут голыми в театр.

Вся нью-йоркская богема была в курсе их личной жизни — на фоне чрезмерного потребления алкоголя Фрэнсис и Зельда регулярно устраивали на публике сцены ревности. И хотя писатель часто задумывался о своём поведении: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов», он продолжал вести шумную и легкомысленную жизнь.

Даже Хемингуэй в своей книге «Праздник, который всегда с тобой» не самым лучшим образом отзывался об эксцентричных супругах. Он считал, что алкоголь и Зельда были главным злом в жизни талантливого автора: «Зельда ревновала Скотта к его работе, и по мере того, как мы узнавали их ближе, все вставало на свои места. Скотт твердо решал не ходить на ночные попойки, ежедневно заниматься гимнастикой и регулярно работать. Он начинал работать и едва втягивался, как Зельда принималась жаловаться, что ей скучно, и тащила его на очередную пьянку. Они ссорились, потом мирились, и он ходил со мной в дальние прогулки, чтобы оправиться от алкогольного отравления, и принимал твердое решение начать работать. И работа у него шла. А потом все повторялось снова».

С каждым годом супруги тратили всё больше денег, для чего Фицджеральду требовалось всё чаще публиковать свои произведения. Не секрет, что его мучила совесть, ведь в поисках лёгких денег он был вынужден идти на компромиссы с издателями и снижать художественную ценность своих рассказов. Но даже в таких условиях Фицджеральду удалось создать роман «Великий Гэтсби», который и сегодня считается шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза».

Посмотрите русский трейлер американской экранизации «Великого Гэтсби» с Леонардо ДиКаприо в главной роли, и :

Посмотрите русский трейлер американской экранизации «Великого Гэтсби» с Леонардо ДиКаприо в главной роли:

Одним из немногочисленных достойных произведений Фицджеральджа после «Великого Гэтсби» стал роман «Ночь нежна», где он продолжал тему губительной власти богатства. Но на новые откровения в литературе у автора больше не было сил — в его жизнь пришла беда. Зельда, которую Фицджеральд всегда любил за лёгкую «безуминку» в глазах, заболела острой формой шизофрении. И чтобы оплатить дорогостоящее лечение жены, писатель был вынужден трудиться ещё больше: «Теперь я буду писать дешёвые произведения, пока не наберу достаточно денег, чтобы взяться за следующий роман. Не в моей власти снизить материальный уровень нашей жизни».

Сочинять рассказы для модных журналов и киносценарии для Голливуда, из-за чего даже Хемингуэй упрекал его в «проституировании» искусством. А сам Фицджеральд стал обвинять в своих несчастьях Зельду. «… Потом моя мечта разбилась, в один прекрасный день, когда я всё-таки решил жениться на твоей матери, хотя и знал, что она была избалована и не подходила для меня. Я сразу же раскаялся, что женился на ней, но в те дни я был терпелив и не сдался, научившись любить её по-новому. Родилась ты, и долгое время в нашей жизни было довольно много счастья. Но мне приходилось разрываться надвое — она хотела, чтобы я работал для неё, а не для моей мечты», — писал он в одном из писем своей единственной дочери.

С каждым днём Фицджеральд всё чаще заглушал горечь несчастья вином, но это продолжалось недолго. В возрасте 44 лет он умер от сердечного приступа. Зельда погибла во время пожара в одной из психиатрических клиник, на восемь лет пережив мужа.

А незадолго до смерти автор «Великого Гэтсби» сам сравнивал себя с разбитой тарелкой, осознавая, что потерпел фиаско и в личном, и в профессиональном плане.

Всего за 44 года жизни Фицджеральд создал важнейшие произведения своего времени, в которых он наилучшим образом отразил Америку 20-х годов. Фицджеральд был символом той эпохи — больше, чем просто писателем. Однако, несмотря на глубокую и сильную связь с тем временем, Фицджеральд в то же время и перерос ту эпоху, и поэтому сегодня, спустя почти 80 лет после смерти писателя, его продолжают читать, обсуждать и любить во всем мире.

Чтобы объяснить, в чем заключается уникальность творчества Ф. С. Фицджеральда, мы собрали его книги в виде виртуальной выставки «Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Отзвуки эпохи джаза». Ознакомьтесь с ними, выберите какое-нибудь из произведений и скорее начинайте читать, потому что никто не может рассказать лучше о Фицджеральде, чем сам Фицджеральд.

Мероприятие подготовила; зав. сектором Е.Н. Гудкова

Размещение на блоге: зав. сектором Е.Н. Гудкова