Информдосье «Писатель трёх эпох»

к 120-летию В.А. Каверина

Вениамин Каверин родился 19 апреля 1902 года в Пскове в интеллигентной еврейской семье. Отец, Абель Абрамович Зильбер, служил военным музыкантом, мать, Анна Григорьевна, была владелицей музыкальных магазинов. Вениамин Каверин был самым младшим из шести детей в семье Зильберов. Отец мало вникал в жизнь детей, и материальное положение семьи было нелегким. Большинство забот лежало на плечах матери, которая оказала гораздо большее влияние на судьбы своих талантливых детей. Анна Григорьевна была высокообразованной женщиной, окончила московскую консерваторию по классу рояля и всю свою интеллигентность, энергичность и широту интересов передала детям. Анна Григорьевна давала уроки музыки, организовывала для псковичей концерты, по ее приглашению в Псков приезжали известные музыканты, певцы и драматические артисты, в числе которых Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская. Огромное влияние на Вениамина также оказывал старший брат Лев, ставший впоследствии всемирно известным ученым-микробиологом и иммунологом.

Вениамин Каверин. Фото с сайта https://prodetlit.ru

В 1912 году Вениамин Каверин поступил в Псковскую губернскую гимназию, проучился там шесть лет. В 1919 году переехал в Москву, там же окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но оставил свои опыты после критических отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского. Служил в студенческой столовой, потом одновременно работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета. По совету Юрия Тынянова, которого считал своим литературным учителем, в 1920 году переехал в Петроград, там продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Во время учебы он увлекся немецкими романтиками, ходил на лекции и семинары.

В 1920 году Вениамин Зильбер представил на объявленный Домом литераторов конкурс свой первый рассказ «Одиннадцатая аксиома» и вскоре удостоился за него одной из шести премий. Этот рассказ не был опубликован, но произвел впечатление на Горького, который похвалил начинающего автора и начал следить за его творчеством. Примерно в то же время Виктор Шкловский привел Вениамина в содружество молодых литераторов «Серапионовы братья». В число «Серапионов» входили такие известные писатели, как Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин и поэт Николай Тихонов. Но Каверину ближе всех по духу был умерший в возрасте двадцати трех лет Лев Лунц. Вместе они представляли так называемое западное направление и призывали русских писателей учиться у зарубежной литературы. У всех «Серапионов» были характерные прозвища, у Вениамина таким прозвищем было «брат Алхимик». «Искусство должно строиться на формулах точных наук», — было написано на конверте, в котором Вениамин послал на конкурс свой первый рассказ. Псевдоним «Каверин» был взят писателем в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).

Первое произведение Каверина, опубликованное в 1922 году, — фантастическая новелла «Хроника города Лейпцига за 18… год»; в том же году Каверин женился на Лидии Тыняновой (младшей сестре Ю. Н. Тынянова), ставшей позже детской писательницей. В следующем году вышел сборник новелл «Мастер и подмастерья» (1923).

На творчество Каверина огромное влияние оказал Э. Т. А. Гофман, это ощущается по множеству различных персонажей, переживающих причудливые превращения, по затейливой фабуле, когда во время действия сменяются страны и эпохи. В 1923 году он окончил Институт восточных языков. После окончания университета в 1924 году Каверин был оставлен в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. До конца 1920-х гг. совмещал литературную работу с научной.

Одно время он сочинял пьесы, некоторые имели успех, их ставили известные режиссеры, сам Всеволод Мейерхольд предлагал сотрудничество, но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах.

В начале 30-х годов Каверин приступил к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» — он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, — отличительные особенности этих книг.

Осада дворца / В. Каверин, 1930. Фото с сайта https://prodetlit.ru

Во время войны Вениамин Каверин работал корреспондентом газеты «Известия», в 1941 году на ленинградском фронте, в 1942–1943 годах — на Северном флоте. Он посещал основные соединения флота, наблюдал и изучал боевую работу личного состава, беседовал с матросами и офицерами о советской литературе, оказывал помощь сотрудникам военных газет. Результатом поездки стало опубликование ряда статей и очерков в местных и центральных газетах, а также собранный материал для второй книги «Двух капитанов». Его впечатления о войне отражены в рассказах военного времени, в послевоенных произведениях («Семь пар нечистых», «Наука расставания») и, конечно, во втором томе «Двух капитанов». Роман «Два капитана» был издан в первый раз еще до войны (1938).

Сказка о Митьке и Маше, о веселом трубочисте и мастере золотые руки / В. Каверин. Фото с сайта https://prodetlit.ru

В 1944 году была опубликована последняя часть и в том же году Каверин получил за него Сталинскую премию. В конце романа, как и в окончательной редакции, Саня Григорьев находил следы экспедиции капитана Татаринова, но не при боевом вылете, а при вынужденной посадке в обычном рейсе полярного летчика. Решение написать второй том не было вызвано войной. Работа над ним началась еще до войны, летом 1941 года. Но, конечно, если бы не война, его содержание было бы иным.

В 1945 году Каверин был награждён орденом Красной Звезды.

После вышедшего в 1946 году постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от Михаила Зощенко и Анны Ахматовой отвернулись многие знакомые. Каверин, живший тогда в Ленинграде, как мог, поддерживал попавшего в беду друга, которого считал одним из лучших современных писателей и помогал Зощенко материально.

В 1947 году Вениамин Каверин из Ленинграда переехал в Москву. Писатель работал над трилогией «Открытая книга» (1948–1956), в которой рассказывалось о становлении и развитии микробиологии в стране и целях науки. Книга завоевала популярность у читателей, но коллеги по «цеху» и критики приняли роман в штыки. На 2-м съезде писателей в 1954 году Каверин выступил со смелой речью, призывая к свободе творчества, к справедливой оценке наследия Юрия Тынянова и Михаила Булгакова. В 1956 году Каверин стал одним из организаторов альманаха «Литературная Москва».

Два капитана / Вениамин Каверин, 1947. Фото с сайта https://prodetlit.ru

В 1960-е годы Каверин поместил в возглавляемом Александром Твардовским «Новом мире» повести «Семь пар нечистых» и «Косой дождь», написанные в 1962 году, а также статьи, в которых стремился воскресить память о «Серапионовых братьях» и реабилитировать Михаила Зощенко. Он подписал обращение в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля. Поддерживая А. И. Солженицына, в своем «Открытом письме» в 1968 году объявил о разрыве с К. А. Фединым, не допустившим к публикации роман «Раковый корпус».

В своей книге воспоминаний «Эпилог», которую он писал 70-е годы, в стол, честно, без прикрас рассказал об истории советской литературы, о ее творцах, представляя свой критический взгляд на эпоху. Закончил в 1975 году, потом вернулся в 1979, чтобы доработать, опубликовать смог только в 1989 году, незадолго до смерти, успев подержать в руках сигнальный экземпляр.

Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году / Вениамин Каверин. Фото с сайта https://prodetlit.ru

В поздний период своего творчества Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой. Им были написаны романы «Перед зеркалом» (1971), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976). В 1960-80-е гг. написал несколько произведений для детей: сказочные рассказы «Легкие шаги» (1963), «Снегурочка» (1967), «Летающий мальчик» (1969), «Сын стекольщика» (1979), «Рисунок» (1980), повесть «Верлиока» (1981) и др. Самыми известными иллюстрациями к каверинским сказкам стали рисунки Валерия Алфеевского.

Писатель Вениамин Каверин в передаче «Книжная лавка» (1977)

Видео с канала https://www.youtube.com

В. А. Каверин только в 1986 году стал членом правления Союза писателей. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Н. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом В. Новиковым.

Вениамин Каверин умер 2 мая 1989 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

В июне 1995 года состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 года у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, была открыта мемориальная доска.

Фото с сайта https://gorodarusi.ru/

Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На киностудии Ленфильм были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято два фильма. 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа.

Предлагаем посмотреть виртуальную книжную выставку «Я с книгой открываю мир» о творчестве В. Каверина. Представленные книги можно взять в муниципальных библиотеках Ростова-на-Дону.

По материалам с сайта «ПроДетЛит».

Материал подготовила: ведущий библиотекарь Олейник Е.Н.

Размещение на блоге: ведущий библиотекарь Олейник Е.Н.