«Должно быть прежде самоуправление местное»

Информина

С 21 апреля 2013 года в России регулярно отмечают День местного самоуправления. Указ был подписан президентом еще в начале 2012 года. История гласит, что в 1785 году Екатерина II издала Грамоту, благодаря которой было положено начало развитию закона о самостоятельном решении региональных вопросов местными властями. День местного самоуправления в России играет очень важную роль в жизни страны, поскольку подчеркивает необходимость региональных организаций, объединяет жителей города.

День местного самоуправления в России
YouTube Канал Видеоуроки в Интернет

Основные контуры местного самоуправления как политического института сформировались в его нынешнем виде после того, как в сентябре 1995 года вступил в силу закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. С тех пор вот уже не умолкают споры о целесообразности этого института и о правильности самого пути, по которому пошло его построение в России. При этом практика реализации закона настолько неисчерпаема, что может снабдить обильным иллюстративным материалом самые разнообразные, в том числе и диаметрально противоположные позиции. Задавшись целью ухватить суть этого института как живой реальности, мы постараемся дать определение местного самоуправления, проанализировать мифы, которыми этот институт успел обрасти за свою недолгую историю, описать базисные предпосылки “особого пути” России в области самоуправления, а также коснуться важнейших проблем, связанных со становлением этого института.

В Конституции РФ говорится, что местное самоуправление – это самостоятельная деятельность населения того или иного региона, города, села или любой

другой местности.

Люди могут решать вопросы местного значения, с помощью тех органов, которые они выбирают; вопросы могут решаться в соответствии с традициями и другими

приоритетами, но ответственность за это будет нести всё население, а не только мэры и депутаты — в этом и есть смысл данного закона.

Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

Местное самоуправление это — разновидность власти, которая формируется выборным путем и осуществляется в компактных (с точки зрения территории и численности населения) сообществах, с целью оказания их населению коммунальных и социальных услуг, а также частично осуществляется самим населением; минимально отчуждена от населения, зависима от бюрократической иерархии государства, и максимально ответственна перед населением, использует его инициативу в качестве управленческого ресурса.

Существуют три фундаментальные особенности, определяющие специфику российского самоуправления в контексте мировой практики. 

Оно отделено от органов государственной власти. Это следует из Конституции, в которой сказано (ст. 12), что “Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.” Ничего подобного мы не встретим в практике других стран. В Германии, например, коммунальное самоуправление считается частью исполнительной ветви государственной власти, хотя и организованной иначе, чем государственная структура. В США отсутствует четкое вычленение власти местных общин из общей системы государственной власти штатов. Трудно предположить, чем руководствовались авторы соответствующего положения российской Конституции, предоставившего местным властям столь неслыханную в остальном мире свободу. Прямым следствием Конституции является невозможность создания в России института профессионального надзора за деятельностью местной власти, подобного тому, который осуществляется в ФРГ. Следовательно, государство не может вмешиваться, когда считает те или иные управленческие решения местных властей нецелесообразными. Спектр возможностей воздействия государства на органы самоуправления в России не выходит за рамки чисто правового (прокурорского и судебного) контроля. Подобный перекос в сторону чрезмерного муниципального либерализма может создать благоприятную среду для коррупции в местных органах власти и в конечном счете привести к дискредитации самой идеи местного самоуправления. Избежать этой опасности можно, если не связывать себя узкодогматическим толкованием 12-й статьи Конституции. В самом деле, говоря о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, Конституция отнюдь не утверждает, что самоуправление отделено от государства и тем самым свободно от подчинения законам, выражающим волю последнего. Это означает, что через посредство законов государство может накладывать на органы местного самоуправления определенные обязанности и ограничения, а также контролировать его деятельность, в том числе возлагая контрольные функции на те или иные государственные органы. Искусство законодателя в области муниципального (права) состоит в том, чтобы предусмотреть такие механизмы контроля, которые с одной стороны предотвращали бы самодискредитацию местной власти, а с другой — не давали региональному руководству дополнительных рычагов давления на муниципалитеты. 

Местное самоуправление в России — порождение федеральной власти. В постановлениях Верховного Суда США можно встретить максиму о том, что местные общины являются “креатурами штатов”. По этой причине деятельность общин регулируется исключительно законодательными актами штатов. В Конституции ФРГ присутствуют только общие положения о гарантиях для коммунального самоуправления, а основные законодательные акты, регулирующие его деятельность, вырабатываются на уровне земель. Из ряда федеративных государств Россию выделяет то обстоятельство, что местное самоуправление является здесь креатурой федерации. На долю ее субъектов фактически приходится лишь конкретизация и уточнение федеральных законов в области самоуправления. Недавно эта “кровная связь” между самоуправлением и федеральным центром получила дополнительное подтверждение: вступил в силу закон “О гарантиях конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”, а также ряд поправок в другие законы, благодаря которым федерация получила право гарантировать соответствующие права в отсутствие необходимых актов субъектов РФ и уставов муниципальных образований.

Неадминистративный тип подчинения муниципальных образований субъектам федерации. В этих словах обозначена суть “муниципальной революции”, свершившейся в российских регионах с принятием закона о местном самоуправлении. Во взаимоотношениях регионов с муниципальными образованиями на смену прямому административному контролю пришло положение, при котором контроль может носить только политический и правовой характер. Место прямой субординации, основанной на схеме приказ-подчинение, заняли отношения правовой зависимости, при которых воздействие региональной администрации на самоуправляющиеся единицы ограничено исключительно рамками закона. В своих основных чертах эта новая схема воспроизводит взаимоотношения федерального центра с субъектами федерации в масштабах России. Привычная административная ментальность региональных руководителей была, таким образом, подвергнута суровому испытанию. Очень быстро освободившись от тех элементов данной ментальности, которые были связаны с подчинением вышестоящим центральным властям, многие из них были неспособны отказаться от административного мышления в отношении нижестоящих органов власти. Этим объясняется резкое сопротивление, оказанное идее местного самоуправления в ряде регионов и продиктованное неспособностью региональных элит использовать новые рычаги управления регионом, а именно: сосредоточить в своих руках законодательную инициативу, параллельно добиваясь через суд неукоснительного выполнения выгодных им законов. “Революционная” ломка привычной системы властных отношений спровоцировала в ряде регионов нечто вроде “контрреволюции”, выразившейся в попытке губернаторов отнять полномочия у должностных лиц самоуправления.

Традиции праздника: В этот день руководство органов местного самоуправления вручает сотрудникам грамоты и дипломы за их труд, вносит благодарности в личные дела, дарит подарки. Организуются круглые столы, участники которых делятся своими достижениями и планами. Работники муниципальных архивов готовят выставки архивных документов, устраивают экскурсии. В учреждениях культуры проходят праздничные мероприятия.

Об о органах местного самоуправления и законах, регулирующих их работу, читайте в библиотеках Ростова:

Гаджиева, Зельфира Рамазановна. Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления : монография / З. Р. Гаджиева. — Москва : Проспект, 2015. — 119 с. ; 21 см.

От советского строительства — к муниципальному праву : история и современность : (Кафедре муниципального права и управления ЮФУ (РГУ) — 20лет) / ФГОУ ВПО «Южный федеральный ун-т», Юридический фак., Каф.муниципального права и упр. ; [отв.ред. Бондарь Н. С.]. — Ростов-на-Дону : Изд-во Южного федерального ун-та, 2008.   — 255 с. : ил. ; 22 см

Пешин, Николай Леонидович. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели / Н.Л. Пешин. — Москва : Статут,    2007. — 459,[1] с. ; 20 см.

Стукалов, Алексей Вячеславович.Полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ : вопросы теории и практики : монография / А. В.Стукалов. — Москва : Проспект, 2015. -174 с. ; 21 см.

Уваров, Александр Анатольевич. Местное самоуправление в России / А.А. Уваров. — 3-е изд., перераб. — Москва : НОРМА, 2008 . — 319 с. ; 20 см. — (Краткие учебные курсы юридических наук).

 По материалам сайтов nsportal.ru, fb-ru.turbopages.org

Мероприятие подготовила вед. библиотекарь Криничная И.Н.

Размещение на блоге вед. библиотекарь Криничная И.Н.